Стоит ли выходить на российский рынок умных домов?

Алиса Беркана

Редактор Rusbase

Расскажите друзьям
Алиса Беркана
Алиса Беркана

Чего боятся российские потребители, чем ЖХК мешает развитию технологий, насколько привлекательна отрасль для инвесторов и что сегодня в тренде — разбирался Rusbase

Помните Тони Старка из «Железного человека»? Его дом был технологичен, робототизирован и просто шикарен. Куча гаджетов, личный голосовой помощник, огромные экраны, парящие в воздухе — и это далеко не всё.

В нашем понимании так и должен выглядеть умный дом: хлопнул в ладоши – и робот-дворецкий принёс тебе диетическую колу со льдом. Сказал кодовое слово — жалюзи сами закрыли окна, а техника перешла в спящий режим. Написал чат-боту — он оплатил коммунальные услуги, выдал рекомендации, как платить меньше и перевёл квартиру в режим сохранения энергии, если на дворе май месяц и можно обойтись без обогрева пола.

Сегодня в мире уже есть технологии, которые с каждым днём приближают нас к идеальной концепции умного дома. Например, международный стартап Gravity Space, который отслеживает в помещении людей и другие объекты. Их технология получает данные с пола, который идентифицирует объекты на основе текстуры и применяет обратную кинематику.

Однако массовый спрос формируют не только такие локальные игроки, но и международные компании. Сегодня в Европе и Северной Америке насчитывается порядка 18 миллионов умных домов (по данным исследовательского центра Berg Insight), а к 2020 году умным станет каждый пятый дом в Европе и в США — каждый третий. В России интерес к умным решениям появился недавно. Но насколько такие технологии популярны на нашем рынке и кто из российских компаний воплощает мечты в реальность?

Что такое умный дом?


Умный дом — технология, с помощью которой человек может управлять системой, в которую входят различные инструменты, повышающие уровень комфорта и безопасности жизни человека. Все инструменты работают слаженно, а система распознаёт любые изменения в доме и реагирует на них. Возможность подсоединить все устройства в одну такую систему — основная особенность технологии, как и возможность управлять ею удалённо.

Технология уже прижилась в США и Европе: умные кухни больше не вызывают вопросов, как и новые интеллектуальные системы безопасности. Тостер будит тебя по утрам? Стиральная машинка автоматически начинает стирку? Домофон распознаёт твой голос? Холодильник оповещает, что провизия на исходе? И нет, это давно не роскошь, а рациональное и цивилизованное решение на пути к улучшению качества собственной жизни.

Система умный дом: что происходит в России


Рынок умных домов — это новая технологическая ниша, которая только начинает формироваться. На рынке в России нет явных игроков, которые предлагают полнофункциональные законченные решения. Зато есть решения фрагментарные, собранные командами инноваторов из различных компонентов. Например, Evapolar.

В первую очередь отсутствие крупных проектов связано с отсутствием платёжеспособного спроса на данные товары в массовом сегменте, считает председатель совета директоров инвестиционного фонда Key Group, Александр Першиков. По его словам, большинство россиян не испытывают потребности в системах умного дома, а также не могут себе их позволить. Поэтому умный дом в России, несмотря на то, что уже появился ряд доступных решений, например, в области охранных систем, таких как Ivideon, всё ещё является потребностью узкого слоя обеспеченных людей, разбирающихся в IT и не боящихся технологически сложных решений.

Изначально в России работали только инсталляторы, использующие импортное оборудование. Сейчас появляются готовые решения. Сегодня на российском рынке представлен ряд комплексных решений smart home различных брендов: Rubetek, Fibaro, Мегафон (Life Control), Xiaomi.

Эксперты (более 30 представителей игроков рынка — производителей, дистрибьюторов и системных интеграторов) прогнозируют, что в ближайшие пять лет российский рынок систем автоматизации «умный дом» будет расти со средними темпами 24% в год — Кирилл Коваленко, пресс-секретарь компании Rubetek.

Популярные решения и технологии

Самые популярные решения — это охранные сигнализации, различные системы мониторинга объектов, широкий спектр авто и пожарных сигнализаций, считает Александр Першиков, председатель совета директоров инвестиционного фонда Key Group. Отдельно стоит выделить сегмент умного дома для ЖКХ: счётчики воды, газа и электричества, которые в ближайшее время придут массово на смену старым решениям. На рынке уже есть такие продукты, например, Лига ЖКХ, Be Kors и Норвикс Технолоджи. 

Популярным за последние два года стал активный перевод пользовательских интерфейсов для управления умным домом на мобильные платформы. В Rubetek считают, что направление выглядит в России, с учётом глубины проникновения мобильной связи и огромного числа мобильных пользователей, очень перспективным, а мобильная автоматизация сохранится и в ближайшие годы.

Самыми популярными решениями стали технологии, которые связаны с управлением системами в жилье, говорит Сергей Мариничев, фаундер Urban Innovation Group. Разделяют такие решения на три типа:

  1. Управление бытовыми устройствами.

  2. Управление видеонаблюдением и контролем доступа.

  3. Управление микроклиматом.

Каждая система может дополняться мобильными приложениями, а к управлению бытовыми устройствами сегодня относят освещение и акустические системы, телевидение и розетки, ставни, утюги, мультиварки и так далее. В управление видеонаблюдением и контролем доступа входят камеры, датчики, различные сигнализации и системы по контролю движения. Управление микроклиматом является самой распространённой системой, которая контролирует с помощью датчиков температуру и влажность в помещениях.

В последнее время в указанные решения стали внедрять различные технологии идентификации пользователя (биометрии) с использованием распознавания голоса, лица, сканирования отпечатков пальцев и радужной оболочки. Часто используют двухфакторную идентификацию – всё это делается, чтобы повысить систему безопасности вышеперечисленных систем.

Почему умный дом не популярен в России

Стоимость, качество систем и безопасность стали основными проблемами в популяризации технологий умного дома. Комплексные решения стоят дорого и устанавливаются ещё на этапе проектирования помещений. Остальные же технологии предлагаются в качестве дополнения к уже созданной инфраструктуре, что затрудняет интеграцию. Стоимость во втором случае зависит от комплектации и качества компонентов, а безопасностью устройств занимается очень мало компаний, поэтому сегодня системы взламываются чуть ли не по щелчку пальца.

На рынке появились решения, которые стоят не дороже обычного телевизора, но они ограничены в возможностях и лишь дают начальное представление о домашней автоматизации, что вносит свою лепту в создание неверного понимания, завышенных ожиданий и разочарований потребителя, считает Юлия Федькина, директор по развитию и совладелец SmartHouse Tangus. Популярные телевизионные программы также вносят свой вклад в создание мифов и завышенных ожиданий.

Юлия Федькина
Директор по развитию и совладелец  SmartHouse Tangus

Потребитель считает, что можно установить систему самостоятельно и управлять ею со смартфона. Но при этом не договаривается самое главное, что домашняя автоматизация — это ещё и создание автоматических сценариев, которые правильно настроит только специалист, хорошо знающий особенности программирования каждой системы.


В результате потребитель получает очередную «игрушку», которая становится ещё одним приложением в смартфоне, говорит Юлия Федькина. Добавляет оптимизма, что потребитель хотя бы получит оповещение о том, что у него происходит дома и со временем поймёт, что систему необходимо дополнительно настроить и расширить функции.

Тенденции в разработке технологий умного дома


На сегодняшний день можно выделить три основных тенденции в разработке решений для умного дома:

  1. Создание «экосистемы» — комплексные программно-аппаратные решения, с помощью которых пользователь может собрать нужное и функциональное решение как конструктор. Для этого создаются программные платформы по которым пользователь может подключать различные устройства к одной системе.

  2. Повышение безопасности — системы идентификации и защиты от атак и проникновения в систему.

  3. Снижение стоимости — делать технологию доступной невозможно без снижения стоимости, поэтому в отрасль инвестируют огромные средства.
Сергей Мариничев

Фаундер Urban Innovation Group

Без снижения стоимости на такие решения очень сложно раскачать рынок, поэтому в отрасли умного города, умного дома инвестируют огромные средства.

В России подобные технологии — нишевые решения, которые чаще всего ориентированы на экспорт. Российский рынок отстаёт от западного примерно на 5 лет и то, что сегодня является за рубежом привычным и обыденным, в России сегодня явление феноменальное. Например, HomeKontrol – персонализированная микро-локационная система автоматизации жилых и коммерческих помещений, которая представляет собой новый вид существования в жилой среде, когда не нужно производить специальных действий для изменения окружающей обстановки, так как пространство само учится, наблюдая и делая выводы.

Инвестиционная привлекательность рынка

Большинство российских предпринимателей в сфере домашних умных домов финансируют себя сами или разрабатывают проекты в рамках уже существующего бизнеса. Для того, чтобы привлечь финансирование, необходимо иметь хорошую международную защиту интеллектуальной собственности, а также завоевать «полки» в международных розничных сетях.

Александр Першиков
Председатель совета директоров Key Group

Рынок умных домов имеет низкую инвестиционную ликвидность в России, сложно привлечь интерес местных инвесторов, в то время как международные не готовы вкладывать в российские стартапы.

Эксперты прогнозируют большой рост спроса на комплексные системы уже через пять лет и сейчас рынок находится на начальной стадии, его ждёт неизбежный, лавинообразный рост. Глобальные компании, которые имеют необходимое финансирование и ресурсы, инвестируют в технологии умного дома, разрабатывают универсальные чипы для встраивания в устройства и программные платформы для управления устройствами.

Проблемы отрасли на российском рынке

Сбыт товаров является основной проблемой на рынке технологий умного дома, который сейчас не позволяет развиваться новым и эффективным решениям. Влияет и отсутствие государственного заказа, который помог бы развитию отрасли, как это было, например, в Дубаи. На данный момент государственным структурам новые системы управления неинтересны, так как они приведут к прозрачности, которая невыгодна ЖКХ, говорит Сергей Маринчев, фаундер Urban Innovation Group. Тем не менее на рынке появляется всё больше российских компаний с умными счётчиками воды, газа, электричества, но попасть им в каждую квартиру россиянина возможности не предоставляется.

Ещё одна проблема — мода. Из технологий для умного дома сделали тренд, но умный дом — это не автоматически закрывающиеся шторы или будильник с WI-FI, поэтому многие компании реализуют «игрушки» для дома, которыми люди не всегда знают, как управлять.

Илья Сотонин
Генеральный директор Лиги ЖКХ

Если говорить про реальную жизнь, то это звучит, может, и круто, но не пользуется этим никто. Я, если в отель приезжаю, всегда в ступоре, как системой умного номера управлять. И был бы рад простой системе. А те части умного дома, которые реально влияют на жизнь, часто обходят стороной. Потому что не звучит круто и где-то там далеко, непонятно для простого человека.

В конкурентной борьбе крупные игроки уже приступили к созданию доступных мультиварок, которые делятся информацией о приготовлении пищи с плитой и холодильниками и готовы заказать все за вас, например, в этой нише работает Bosh. В результате появится огромное количество сервисов вокруг этой новой информации, рассказал председатель совета директоров инвестиционного фонда Key Group, Александр Першиков.

Развитие технологий и перспективы

Российские компании могут стать конкурентными производителями софта для IoT и прототипов устройств на международном рынке, считает Александр Першиков. По его словам, в России есть высококвалифицированные программисты и инженеры при сравнительно низкой по международной мерке стоимости труда. Это High Skills Low Cost, на что в своё время сделал ставку Ли Куан Ю при создании Сингапура как экономического чуда.

Развитию отрасли поможет также и внимание крупных государственных корпораций в качестве заказчиков, тогда основные проблемы направления будут решены — такого мнения придерживается Сергей Маринчев.

Чего боятся потребители


Некоторые игроки считают, что российские потребители к умному дому просто ещё не готовы. С одной стороны, будущее уже наступило, происходит автоматизация и роботизация. С другой — природа человека консервативна и адаптируется к нововведениям долго.

Основной страх потребителей — утечка или потеря личной информации. Это решается шифрованием всех потоков информации и системой резервирования, но мы всё равно периодически сталкиваемся с недоверием пользователей — Александр Макаревич, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Ivideon.

Одним из главных нюансов действительно является проблема безопасности, и не только в России. Вместе с выходом в интернет данные на компьютерах становятся недостаточно защищёнными и открытыми для злоумышленников. Это касается всех сфер распространения IoT, включая системы умного дома, считают в Bosch.

Информационная безопасность и разработка единого подхода к решению данной проблемы является основополагающим фактором для развития IoT. Сегодня наблюдается расширение рынка средств безопасности для интернета вещей, который сейчас, однако, недостаточно быстро развивается.

Если устройство стало частью интернета, то и угрозы из этого виртуального мира стали реальностью, считает Денис Легезо, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». При этом компрометация устройства, которое обладает функциями подключения к интернету, может открыть для злоумышленника интересные возможности – все зависит от конкретного устройства.

Денис Легезо
Антивирусный эксперт  «Лаборатории Касперского»

Зачастую при создании устройств инженеры про просто не думают про информационную безопасность. Ещё недавно сложно было представить атаку, начавшуюся с кондиционера, теперь приходится думать об ИБ при разработке любых устройств, смотрящих во внешний мир. Нужно сменить восприятие таких устройств.

Сегодня злоумышленники используют умные устройства для DDoS-атак, более того, подобные атаки действительно становятся все крупнее и происходят чаще, говорит Денис Легезо. Умные устройства сегодня являются привлекательной целью для злоумышленников, поскольку к ним довольно легко получить доступ, ведь многие пользователи не меняют стандартные настройки от производителя, включая пароли, обновления прошивок выходят нерегулярно, и они редко устанавливаются владельцами на конечные устройства, наконец, подобные устройства подключены к сети в режиме 24/7.

Что будет с рынком

По оценке Russia Internet of Things Market 2016-2020 Forecast, российский рынок умных домов будет увеличиваться в среднем на 21,3 % в год и, к 2020 году достигнет $9 млрд. Объём мирового рынка систем достигнет $60 млрд уже к 2021 году, согласно отчёту Research and Markets. Многие компании уже сегодня работают над технологиями умного дома, чтобы через несколько лет быть впереди остальных. Кому достанутся лавры победителя — ещё неясно, так как явного лидера в отрасли пока нет. Но ясно одно — до квартиры как у Тони Старка нам всем ещё далеко. Запускать проекты в этой области стоит, так как рынок будет развиваться очень быстрыми темпами.

Материалы по теме:

Место для людей, а не машин: так будут выглядеть умные города будущего



Комментарии

  • Denis Kovalev 15:44, 12.05.2017
    0
    А как он может быть популярный, если стоимость на умные дома, можно сказать, несоизмерима с зарплатой, вот типичный пример расчета - https://dardali.com/academi...
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
FinCon
25 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase