Новости

Boeing уступил лидерство: лайнер Airbus A320 стал самым продаваемым пассажирским самолётом в истории

Airbus обогнал Boeing: A320 стал лидером мировой авиации

Анастасия Москаль
Текст:
08 октября 2025, 16:40

Европейский концерн Airbus впервые обогнал американскую корпорацию Boeing по количеству поставленных самолётов, сообщает Reuters. Общее число поставок семейства Airbus A320 достигло 12 260 единиц, что сделало его самым массовым авиалайнером в истории. Так Airbus поставил точку в 40-летнем соперничестве с Boeing за лидерство в мировом авиастроении.

Исторический момент для Airbus

Airbus A320 был введён в эксплуатацию в 1988 году и стал первым успешным коммерческим самолётом Европы, сумевшим составить конкуренцию американским моделям. За прошедшие 37 лет лайнер закрепился в мировой авиации: его выбирают как национальные авиакомпании, так и лоукостеры. По данным британской аналитической компании Cirium, Airbus и Boeing вместе поставили более 25 000 узкофюзеляжных самолётов, но теперь именно A320 стал абсолютным лидером отрасли.

Лайнер Airbus A320 — прорыв после провала

Проект A320 стартовал в 1984 году, когда Airbus только пытался доказать свою жизнеспособность после неудачного запуска широкофюзеляжных самолётов.

Первый полёт состоялся в 1987 году, а уже через год модель поступила в коммерческую эксплуатацию. Самолёт стал технологическим прорывом: инженеры в Тулузе первыми внедрили систему fly-by-wire — электронное управление полётом, которое заменило традиционные механические рычаги. Нововведение вызвало споры в профсоюзах и у пилотов, но со временем стало новым стандартом мировой авиации.

Первый успех Европы в реактивной авиации

По словам главы аналитического отдела Cirium Макса Кингсли-Джонса, A320 стал первым действительно успешным неамериканским коммерческим реактивным самолётом, доказав, что европейские производители способны конкурировать с Boeing.

Airbus A320 не обладал эффектной внешностью популярного британо-французский сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорда», но стал эталоном технологичности и экономичности.

Производственные мощности Airbus, ранее использовавшиеся для сверхзвукового самолёта, теперь полностью заняты сборкой A320 и его модификаций. Компания продолжает наращивать выпуск: в ближайшие месяцы планируется расширение производственных площадок в США и Китае для удовлетворения глобального спроса.

Boeing не сможет вновь превзойти Airbus

Boeing долгое время удерживала лидерство благодаря сериям 737 Classic и 737NG, но конкурентное преимущество начала терять после 2019 года, когда 737 MAX оказался в центре кризиса из-за катастроф в Индонезии и Эфиопии. Airbus, напротив, усилил позиции за счёт модели A320neo, более экономичной и удобной в эксплуатации.

Теперь концерн Airbus занимает лидирующую долю рынка узкофюзеляжных самолётов и планирует удерживать её минимум до конца десятилетия.

Аналитик Cirium Роб Моррис считает, что Boeing не сможет догнать Airbus с текущими объёмами производства, однако ситуация может стать стимулом для создания нового поколения самолётов после стабилизации бизнеса.

Boeing и Airbus конкурируют не только друг с другом

Несмотря на исторический успех, Airbus и Boeing сталкиваются с растущей конкуренцией, пишет Reuters.

Китайская COMAC активно развивает собственные модели, а бразильская Embraer рассматривает возможность перехода от региональных самолётов к более крупным. Кроме того, стартап из Калифорнии JetZero разрабатывает самолёт с революционной конструкцией фюзеляжа, способный изменить рынок.

Пока же Airbus остаётся безусловным лидером — как по поставкам, так и по восприятию бренда на мировом рынке.

Контекст

Airbus превзошёл Boeing по годовому объёму поставок ещё в начале 2020-х, но теперь впервые закрепил лидерство по совокупным поставкам за всю историю гражданской авиации.

A320 стал не просто самолётом, а символом европейской инженерной настойчивости, который за четыре десятилетия превратился из рискованного эксперимента в самую продаваемую модель в мире.

На фоне финансовых трудностей Boeing и растущего спроса на узкофюзеляжные лайнеры Airbus закрепляет статус глобального лидера в коммерческом авиастроении.

Фото: Андрей Перечицкий/ТАСС

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Материалы по теме