Джей Флэтли, исполнительный директор ведущей компании по генетическому секвенированию, говорит, что, наконец, понял, как заинтересовать потребителей в геномах. Нужно создать огромный магазин приложений с генетической информацией. Rusbase публикует перевод статьи о том, как будет работать новый проект по сбору данных о ДНК — Helix.
Неделю назад компания по генетическому анализу Illumina заявила о том, что наряду с Warburg Pincus и Sutter Hill Ventures компания инвестировала $100 млн в новый проект под названием Helix для того, чтобы геномика пользователей стала частью интернет-мейнстрима.
Джей Флэтли. Фото: Брайан Шеффилд, Bloomberg Buisnessweek.
Директор Illumina Джей Флэтли признался в интервью, что Helix покроет все расходы по раскодированию человеческого генома в надежде стимулировать создание пользовательских приложений, которые будут опираться на данные ДНК. «Все видели, что случилось с магазином приложений Apple: он представил пользователям огромный простор для действий, поскольку на создание приложения уходит минимум затрат», — говорит Флэтли, будущий председатель новой компании.
Флэтли говорит, что в следующем году Helix выйдет в свет и начнёт секвенировать и сохранять ДНК пользователей, а затем через приложения продавать им доступ к информации по модели pay as you go. Приложения будут представлены от лица их партнёров, прежде всего от LabCorp и the Mayo Clinic. Прибыль будет делиться по сходной модели с Apple App Store. По прогнозам Флэтли, если всё сложится удачно для Helix, то компания сможет работать с лучшими лабораториями по секвенированию.
Каждый пытается раскрыть ценность генома, но больше всех старается Illumina (посмотрите «50 умнейших компаний 2014 года»). Компания, основанная в Сан-Диего, чьи элегантные секвенирующие машины были созданы под впечатлением от дизайна Apple, до сих пор остаётся крупным игроком. Она доминирует на рынке, а в прошлом году продала $1,8 млрд секвенирующих машин, химических веществ и тестов. Чем больше люди секвенируют ДНК, тем лучше дела идут у Illumina.
Секвенирующие машины в центральной лаборатории в Illumina, Сан-Диего. Фото: Technolgy Review.
Почему Helix будет интересен пользователям?
Сейчас секвенирование генома проводят в исследовательских лабораториях, больницах и даже в рамках национальных программ. Helix метит в последний крупный еще нетронутый рынок: вас и меня.
До сих пор интерес потребителей к геномике был достаточно прохладным. Проблема заключается в том, что для здоровых людей геном не так уж важен. Что это означает? Для чего он может пригодиться? Несмотря на то, что секвенирование генома стало гораздо дешевле, всего пару тысяч долларов, большинство людей даже не хотят разбираться в вопросе из-за цены. Даже Флэтли, геном которого секвенировали и выложили в Сеть, назвал опыт весьма скучным.
Так каким же образом вы заставите пользователей вовлечься в процесс? Идея Helix заключается в том, чтобы платить по схеме pay-as-you-go.
Вот как это может работать: Вы скачиваете приложение от партнёра Helix, чтобы узнать, есть ли у вас особые варианты гена, например, есть ли у вас «ген скорости», присущий многим спортсменам (хорошо описанный здесь). Представьте, что приложение стоит $20. Вы отправляете им образец слюны; Helix присылает вам готовые данные на смартфон.
По словам Флэтли, Helix будет секвенировать гораздо больше вашего генома. Компания создаёт «дополнительный экзом» (exome plus), раскодирующий все ваши гены и несколько ключевых элементов. Но без ясного медицинского обоснования части генома он не раскодирует. Процедура обойдётся примерно в $500. Однако затем, если вы закажете новое приложение, которое анализирует ваши гены, у Helix уже будет готовая к дальнейшим исследованиям информация о вашем ДНК.
«Мы рассчитываем на то, что клиенты вернутся и захотят узнать больше. В таком случае не придётся секвенировать во второй раз», — говорит Флэтли. Правда, если вы хотите подписаться на Ancestry.com и 23andMe, две разных компании, которые предлагают услуги генетической генеалогии, то проходить тест придётся дважды.
По словам Флэтли, Helix останется «нейтральным» игроком, сохраняя ДНК и представляя его любым приложениям на их платформе. Как и App Store, который забирает 30% от каждой проданной копии Angry Birds, прибыль будет разделяться между Helix и создателями приложений, хотя Флэтли не сообщил о точных процентах. Но он объяснил очень важную деталь: любой филиал (допустим, the Mayo Clinic), который первым убедит клиента отправить образец слюны, будет получать прибыль всякий раз, когда геном этого клиента будет появляться в других приложениях.
По сути это поощрительная премия за вовлечение людей в эру генома.
Какие перспективы у «генетического» приложения?
Вся система закручена на том, чтобы убедить клиентов подписаться. Флэтли говорит, что рынок доказал, что клиенты готовы заплатить за информацию о ДНК лишь $99, например, за генеологический тест. Модель оплаты pay-as-you-go — это способ найти компромисс между этим и дорогостоящей услугой по секвенированию. «Это должна быть цена, понятная и ежу. В таком случае покупку будут совершать без проблем».
Хранение миллионов геномов ставит Helix в выгодное положение, так как биологи делают всё больше открытий о применении и пользе генетической информации. «Поскольку наука совершенствуется с каждым днём, то вскоре улучшится и контент, а за него будет платить клиент», — говорит Флэтли.
По теме: Бизнес на крови. История Элизабет Холмс (Theranos)
Основная идея Helix хороша: ваш геном хранится на облачном сервисе, и к нему есть доступ с модных приложений. Но есть в нём и недостатки. Вы покупаетесь на идею того, что гены — это судьба. А как же конфиденциальность? Helix «крайне безопасный сервис», — говорит Флэтли. Но не стоит забывать о цели проекта: заполучить клиента, обнародовать с его согласия данные о его ДНК для коммерческих приложений, по аналогии с передачей данных о местоположении или ваших контактах.
Первая попытка Illumina создать приложение не увенчалась большим успехом. Компания запустила систему под названием BaseSpace — магазин приложений для учёных, который в итоге не окупился. Учёные говорили, что приложение умеет делать всего понемногу, но ничего не делает идеально.
Но времена меняются. Сегодня каждый предчувствует скорый взрыв потребительской активности в сфере геномов, облачных компьютерных технологий и приложений (например, Google и Apple).
Для того чтобы преуспеть, Helix придётся создать сногсшибательное приложение, такое, что пользователь будет сидеть в нём неотрывно и в автобусе, и в лифте. Флэтли признаёт, что он ещё точно не знает, что именно будет делать этот сервис. «Цель заключается в том, чтобы стимулировать сообщество разработчиков и привлечь больше людей к работе, чтобы обнаружить, каким может быть это убийственное приложение», — говорит он.
The Mayo Clinic работает над одним приложением, связанным с просвещением людей на тему ДНК. По мнению Флэтли, первые приложения могут как раз быть «образовательными, связанными с питанием или спортом». Звучит поверхностно. На то есть причины. Чтобы распространять диагностическую информацию, создателю сервиса понадобятся разрешение от Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA), на получение которого уйдёт много времени. Флэтли говорит, что уже обсуждал с FDA работу Helix.
По теме: Мы — это данные. Будущее искусственного интеллекта
Сейчас наиболее важное для пользователей применение генетики представлено в анализах на предрасположенность к раку, генеалогическом тестировании и исследованиях носителей. Генеалогические анализы определяют этническую принадлежность, происхождение и содержание в ваших генах ДНК неандертальца. Исследование на носительство ориентировано на будущее и определяет, есть ли у потенциальных родителей серьёзные патологические отклонения. Компании с набором услуг по тестированию, например, 23andMe и Counsyl, потратили миллионы на оборудование лабораторий, аналитическое ПО и анализ ДНК компанией Illumina.
С Helix, по словам Флэтли, больше не придётся тратиться на оборудование лабораторий. Вместо этого любой разработчик с компьютером сможет создать геномную компанию.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 Исследователи создали устройство для метания паутины
- 2 «Человек космический». Как путешествия за пределы Земли изменят космонавтов и туристов
- 3 13 востребованных профессий в области химии и биологии
- 4 Имплантат от конкурента Neuralink позволяет управлять голосовым помощником при помощи мозга
ВОЗМОЖНОСТИ
05 декабря 2024
07 декабря 2024
08 декабря 2024
09 декабря 2024