В третьем квартале 2024 года объем импорта обуви в Россию составил 96,1 млн пар, а за девять месяцев — 261,6 млн пар. По сравнению с прошлым годом показатели снизились на 9,7% и 11,2% соответственно. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные оператора системы маркировки «Честный знак» (ЦРПТ).
Существенное падение зафиксировано в категории сапог: объем импорта уменьшился на 41,6% год к году, до 13,5 млн пар. Импорт ботинок также сократился на 5,7%, до 57,4 млн пар. В то же время импорт кроссовок показал рост на 19,9%.
Гендиректор сети «Стокманн» Геннадий Левкин объясняет сокращение закупок падением потребительского спроса. По его словам, снижение объемов закупок ожидается и в 2025 году — на 10% по сравнению с текущим годом. Совладелец «Эконики» Сергей Саркисов отмечает, что бизнес размещает заказы за 7-8 месяцев до начала сезона.
Аналитики ранее зафиксировали общее снижение покупательской активности в fashion-сегменте. По данным Focus Technologies, летом трафик в магазинах одежды и обуви в России упал на 10% год к году, а в сентябре снижение достигло 12%.
Гендиректор Zenden Александр Сарычев указывает, что сокращение заказов связано с избыточными закупками в 2022–2023 годах, когда ритейлеры ожидали роста спроса. Среди причин также отмечается рост стоимости кредитования.
Президент Magic Group Александр Перемятов добавляет, что снижение зарубежных поставок частично связано с трудностями в оплате контрагентам. Он подчеркивает, что обувь — сезонный товар, поставки которого важны в строго определенное время, и срывы могут иметь серьезные последствия.
Импорт составляет значительную часть предложения обуви в России: в третьем квартале его доля составила 65,6% (в 2023 году — 70,6%). Основные поставщики — Китай, Индия, Пакистан и Турция. Левкин отмечает, что Вьетнам также остается значимым источником поставок.
Из-за снижения импорта в июле—сентябре совокупное рыночное предложение обуви в России сократилось на 2,9%, до 146,5 млн пар. Объем отечественного производства при этом вырос на 13,6% год к году, до 50,4 млн пар. В Ozon отметили, что ассортимент российской обуви на платформе увеличился в 2,2 раза, а импортной — в полтора раза. В Wildberries заявили, что доля российской обуви в продажах превышает 25%.
Перемятов уверен, что объем импортных поставок со временем восстановится. Он отметил, что обувь — это категория, на которой потребители не склонны экономить. В «Яндекс Маркете» также подтвердили, что спрос на обувь особенно высок в период распродаж.
По данным Ozon, спрос на продукцию российских дизайнеров на маркетплейсе вырос в два раза за последние полгода. На одного покупателя приходится четыре заказа одежды, обуви и аксессуаров местного производства.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Личный опыт: как открыть магазин одежды»
- 1 Праздничное оформление витрин: секреты визуального мерчендайзинга и вдохновение
- 2 Ростовские власти начали переговоры о продаже бывших фабрик Gloria Jeans
- 3 Доля российских брендов на маркетплейсах достигла 70%
- 4 Россиянин вложил 10 млн рублей в джинсы с защитой «мужского здоровья» от излучения смартфонов