Куратор Digital October Мария Адамян рассказала RusBase о своей поездке на конференцию SXSW
South by Southwest (SXSW) — ежегодный фестиваль, посвященный кино, музыке и технологиям, куда приезжает не только Lady Gaga, но и многие стартаперы. В этом году SXSW проходил с 7 по 16 марта, как всегда в Остине, штат Техас. Куратор Digital October Мария Адамян рассказала нам, как прошло одно из крупнейших событий в мире технологических стартапов и чем отличаются американские акселераторы от российских.
С какими целями вы ехали на SXSW и достигли ли вы их?
Я ехала с целью выступить на конференции, которая является довольно значимым событием в сфере стартапов и организаций, помогающих их развитию. Несмотря на широкий профиль этой конференции, она очень популярна среди технологических стартапов. Туда едут люди со всего мира, причем не только policy makers, которые сейчас съезжаются к нам на Global Entrepreneurship Congress, а именно предприниматели. Поэтому было интересно и поучаствовать, и просто посмотреть, каким людям интересно с нами познакомиться.
Насчет целей: я считаю, что достигла их, так как я еще раз лично пообщалась с акселераторами, которые входят в Startup Federation (куда и мы вошли по приглашению наших коллег из вашингтонского акселератора 1776). Также было очень интересно пообщаться с людьми, которые организовывают что-то для стартапов в разных странах — от Латинской Америки до Азии.
А как прошло ваше выступление? Сильно волновались?
Да, было несколько волнительно, но там все обошлось без каких-то формальных презентаций. Наша панель называлась “Плотность предпринимательской экосистемы как фактор в формировании Кремниевой долины в вашем городе”. Мы с коллегами за несколько минут рассказали о наших организациях, их влиянии на местную экосистему, а затем была дискуссия, отвечали на вопросы из зала. Вопросов было много, мы даже не успели на все ответить. Обсуждение прошло очень живо, говорили по делу, так что мне было легко поделиться своим опытом и знаниями о том, что происходит в Москве.
К вопросу об интересе к этой теме: на SXSW большинство секций в программе формируется путем голосования. За 8-9 месяцев до конференции вы можете подать заявку на организацию выступления или панельной дискуссии, и затем все заявки выносятся на публичное голосование. Таким образом, если ваша секция попала в финальную программу, это практически гарантия того, что она много кому интересна.
Какой вопрос был самым интересным?
Была пара интересных вопросов. Один из них: «Не сталкиваетесь ли вы с трудностями при «выселении» стартапа из акселератора», то есть когда стартаперов уже нужно слегка подтолкнуть, чтобы они сняли свой офис и перестали быть резидентами. Digital October не является акселератором как таковым, но вот к моим коллегам заданный вопрос имел прямое отношение. И, как ни странно, у них такой проблемы не возникает, там это все происходит достаточно органично. Как только в стартапе становится слишком много людей или появляется потребность в некой внутрикорпоративной культуре, желание иметь дверь в свой офис, они просто уходят. А вот у нас все не так. Я это наблюдала, когда возглавляла инкубатор при Высшей школе экономики, вижу то же самое в API Moscow. Есть стартапы, которые растут быстро, и им даже не надо «досиживать» до конца оговоренного срока. Некоторые успевают набрать менеджеров по продажам, которые постоянно на телефоне, или обрастают небольшим складом. Их присутствие в общем рабочем пространстве создает проблемы и им, и соседям. В общем, я поняла, почему этот вопрос был задан, но у американцев это вызвало некоторое недоумение.
Также многих интересовали финансовые модели наших организаций, доля государственного финансирования. Зависимость от государственного бюджета иногда неизбежна, особенно на развивающихся рынках или на фоне экономического упадка (как, например, в Детройте), но практически повсеместно считается не самой благоприятной почвой для акселераторов.
Были ли какие-то негативные моменты? В организации, например?
Мероприятие огромное, в этом году приехали люди из 74 стран, всего было 30-40 тысяч участников. Конференция проводится в Остине уже 27-ой год и уже давно обрела популярность. Организаторы уже научились справляться с таким потоком людей, поэтому каких-то очень негативных моментов не было. Но если выступал какой-то более менее популярный, интересный спикер (а таких там много), то очередь в этот зал приходилось занимать за полтора-два часа, к чему я просто была не совсем готова. Я, кстати, очень активно готовилась к вопросам об ухудшающемся климате для российских стартапов в связи с политическими событиями.
И что, таких вопросов не было?
Вообще ни одного. Причем не только со стороны людей в аудитории, но и со стороны американских коллег, с которыми я общалась. Меня это слегка удивило. В то же время, со стороны инвесторов — бизнес-ангелов и фондов, — звучало однозначное мнение, что с инвестициями в российские стартапы они повременят, до возвращения политической стабильности.
Вам ведь удалось послушать еще кого-то из спикеров? Кто вам большего всего запомнился?
На SXSW выступало просто дикое количество спикеров, одновременно могло проходить 30-40 мероприятий. В конференцию вовлечен весь город, так что было сложно не остаться с чувством, что ты не успел посмотреть даже толику того, что хотелось. Но из того, что я видела, мне очень понравилось выступление Джона Йембрика, который занимается коммуникациями в социальных сетях от имени NASA. Он рассказывал о том, как NASA за два года приобрело огромное количество фолловеров, о методах общения с ними и о тех шутках, которые они себе позволяют. Понравилось то, с каким энтузиазмом человек относится к своему делу. А во второй части Йембрик устроил нам живой телемост с космонавтами на Международной космической станции. Люди просто засыпали их вопросами. Я думаю, что такое событие просто венец мечтаний для любого организатора.
А вы что-нибудь спросили?
Нет, честно говоря, просто не успела, от желающих там не было отбоя. Одна девушка попросила, не будут ли астронавты против, если она сделает на их фоне селфи для инстаграма, на что они очень мило согласились. Еще мне понравился их ответ на вопрос: «Если бы вы могли оказаться в любой точке Вселенной, то куда бы вы отправились?», на что они сказали: «Конечно же, домой». Было очень трогательно.
Еще какие-нибудь интересные презентации удалось увидеть?
Мне, к сожалению, не удалось посмотреть большое количество панелей, так как было очень много встреч вне программы. Я спонтанно оккупировала офис в местном акселераторе Capital Factory, который просто пригласил пару сотен предпринимателей и инвесторов со всего мира на свою площадку, для общения и проведения встреч. В общем, программа получилась очень насыщенной, я разрывалась между основными площадками и Capital Factory.
SXSW – удивительное событие, у нас в России нет ничего подобного, да и во всем мире, наверное, тоже. Уникальность конференции заключается в том, что у нее нет какого-то узкого фокуса. Это не только про стартапы, не только про технологии, кино, культуру или музыку – это про все вместе. Все ключевые выступающие подбираются из совершенно разных областей. К примеру, в этом году выступала актриса и режиссер сериала «Девчонки» («Girls» на канале HBO – прим. ред.) Лина Данэм; Челси Клинтон, которая возглавляет фонд Clinton Foundation, Леди Гага. В целом, это как у нас собрать Чубайса, Тодоровского и Децла и попросить рассказать о своем бизнесе. Там диалог происходит на стыке всего – бизнеса, развлечений, футурологии, новых идей, новых технологий. Все перемешивается, люди встречаются самые разные и это – удивительный опыт.
Как вы думаете, сможем ли мы у нас в России организовать что-то такого же мирового масштаба?
Было бы здорово организовать и у нас подобный фестиваль, в котором был бы задействован весь город. И важно чтобы он не был политическим или локальным мероприятием. Такое событие должно привлекать людей с разными интересами и разной “историей”. Не хочется звучать пессимистично, но не знаю даже, насколько это возможно.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть бизнес по франшизе»
- 1 Молодые стартапы смогут представить свой продукт на SXSW
- 2 «Мы хотим, чтобы Fibrum ассоциировался с исполнением мечты»
- 3 SMM-гуру Папы Римского рассказал, как строится digital-стратегия Ватикана
- 4 Гости фестиваля SXSW увидели будущее совместных поездок, и Uber здесь ни при чем
ВОЗМОЖНОСТИ
11 декабря 2024
14 декабря 2024