Ассоциация участников рынка электронной коммерции, Федеральное общество сетевой торговли (ФОСТ), Ассоциация представителей электронной торговли и Союз электронной торговли обратились к властям с просьбой доработать законопроект, регулирующий работу сервисов рассрочки (BNPL-сервисы). Представитель ФОСТ сообщил «Ведомостям», что они направили коллективное письмо в Банк России, Госдуму, правительство и государственно-правовое управление президента.
Законопроект предлагает обязательную передачу данных пользователей в бюро кредитных историй (БКИ), если их неоплаченные обязательства перед сервисом превышают 15 тыс. рублей. Представители ассоциаций считают, что такой лимит не соответствует рыночной практике и ограничивает доступ к сервисам рассрочки, особенно при крупных покупках. В письме предлагается установить лимит в 100 тыс. рублей и учитывать категорию приобретаемых товаров.
Кроме того, обязательство передачи данных в БКИ усложняет верификацию пользователей и увеличивает время обработки транзакций, что снижает удобство BNPL-сервисов, отмечается в письме. Чтобы сохранить привлекательность для пользователей, представители ассоциаций предлагают упростить процесс передачи данных, что поможет сократить операционные издержки для сервисов.
В августе в Госдуму был внесен законопроект, который ограничивает сумму покупки в рассрочку до 15 тыс. рублей без внесения информации в кредитную историю. В случае превышения этого лимита операторы будут обязаны передавать данные в бюро кредитных историй (БКИ). Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 декабря 2025 года.
Председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков от партии «Справедливая Россия» заявил, что авторы законопроекта готовы рассмотреть предложения и замечания, поступающие от участников рынка. По его словам, некоторые банки и эксперты считают, что BNPL-сервисы предоставляют услуги, аналогичные банковским, но не регулируются ЦБ, что может приводить к злоупотреблениям и нарушению прав покупателей. Он выразил уверенность в том, что будет найден разумный компромисс.
Глава ФОСТ Евгения Черницкая считает, что применение к BNPL-сервисам тех же норм, что и к банкам, снизит их доступность для покупателей и увеличит затраты сервисов, что в конечном итоге отразится на продавцах и покупателях.
В BNPL-сервисах «Сплит» и «Долями» также отметили, что новые ограничения могут затронуть сегменты бытовой техники, электроники и образования, а также повлиять на малый и средний бизнес, для которых BNPL-сервисы являются важным инструментом увеличения продаж и привлечения клиентов.
В Wildberries поддержали предложение об увеличении лимита до 100 тыс. рублей и оптимизации процессов передачи данных в БКИ. В компании подчеркнули важность взвешенного подхода к регулированию, который будет учитывать интересы всех участников рынка, включая продавцов и покупателей.
Месяц назад Ассоциация предлагала сохранить возможность как бесплатной, так и платной рассрочки, чтобы поддержать развитие рынка BNPL-сервисов. Банки и BNPL-сервисы также раскритиковали ограничения, предлагая увеличить лимит рассрочки до 60 тыс. рублей, что, по их мнению, лучше соответствует потребностям покупателей.
Фото на обложке: Madhourse /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть пункт выдачи заказов»
- 1 BNPL-рассрочка: какое будущее ждет рынок и где ключевые точки роста
- 2 В России предложили поднять лимит для рассрочки без переплат до 60 тыс. рублей
- 3 Правила выдачи беспроцентной BNPL-рассрочки предложили изменить
- 4 «ОТП Банк» учредил дочернюю компанию для оформления покупок в рассрочку
ВОЗМОЖНОСТИ
14 декабря 2024
15 декабря 2024
16 декабря 2024