Оборот московских предприятий наиболее пострадавших от пандемии отраслей — гостиниц, общепита, торговли и других — в 2021 году вырос на 62,7% год к году и составил 4,8 трлн рублей. Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
Лучший результат по обороту пострадавшие отрасли показали в четвертом квартале прошлого года. В октябре и ноябре показатель равнялся 460 млрд рублей, несмотря на 11 нерабочих дней. В декабре выручка пострадавших отраслей выросла на 25% относительно ноября — до 576 млрд рублей.
Обороты пострадавших отраслей превысили и допандемийный уровень: во втором полугодии 2021 года показатель был на 43% выше, чем в аналогичном периоде 2019 года.
Лидерами роста стали гостиницы — их оборот по сравнению с 2019 годом вырос на 94%, до 80 млрд рублей. Также в топе по росту показателя СМИ и полиграфия, сфера бытовых услуг, пострадавшие секторы торговли, стоматология, предприятия общепита.
Отмечается, что у большинства пострадавших отраслей в 2021 году получилось восстановить допандемийные обороты. Исключением стали турооператоры: они нарастили выручку на 73% по сравнению с 2020 годом, однако показатель все равно меньше уровня 2019 года.
Из-за чего растут обороты:
Рост оборота предприятий из пострадавших отраслей вполне закономерен и касается не только Москвы, но и всей России, считает доцент РЭУ им. Г.В.Плеханова Вадим Ковригин. Свою роль сыграла совокупность факторов: эффект отложенного спроса, инфляционные ожидания и адаптация экономики к пандемии.
Эффект отложенного спроса, по словам эксперта, оказывал основное влияние на показатели деятельности предприятий в первой половине 2021 года. Многие домохозяйства решили приобрести те товары и услуги, от которых отказывались в год пандемийных запретов. Росту инфляционных ожиданий способствует усиление нестабильности в мире, эскалация идеологического и геополитического конфликта. Платежеспособный спрос повысился благодаря адаптации экономики к пандемии: деловая активность восстановилась, многие из тех, кто потерял работу в 2020, нашли новую.
Владелица сети ресторанов «Максим», председатель реготделения Партии роста в Тюменской области Лариса Невидайло полагает, что рынок изменился после сложного 2020 года — многие заведения закрылись и поток гостей перераспределился на другие заведения.
«Перераспределились статьи трат наших гостей. По нашим наблюдениям, вместо поездок за границу гости стали больше тратить деньги на статью "рестораны и развлечения". Если до пандемии в дни новогодних или майских каникул мы могли наблюдать спад в премиальном сегменте, то в 2021 году картина изменилась», — отмечает Невидайло.
Третья причина для увеличения оборотов, по ее словам, рост внутреннего туризма.
«Доход у отелей и ресторанов вырос по простой причине. Почти все границы популярных курортов были закрыты. Кто-то просто не хотел риска с перелетом. Поэтому все деньги люди тратили в Москве, у себя "рядом с домом". Я вижу, что это вызвало дикий перекос цен <...>. Спрос и отсутствие должного предложения толкнули цены на запредельные высоты. Я знаю, что летом, в сезон отпусков, некоторые отели поднимали цены и в 6 раз», — объясняет управляющий партнер «Юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко.
Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как попасть в топ поисковой выдачи Ozon»
- 1 Кто такой корпоративный психолог и чем он занимается?
- 2 Эти компании процветали во время пандемии. Что с ними сейчас?
- 3 Cон, ЗОЖ и бизнес-отдых: новые тренды в индустрии гостеприимства из отчета Hilton
- 4 Компании отменяют удаленку — и вынуждены заново учить сотрудников тому, как вести себя в офисе
ВОЗМОЖНОСТИ
08 декабря 2024
09 декабря 2024
10 декабря 2024