Top.Mail.Ru
Новости

Обязанность продавцов ЕАЭС уплачивать НДС в России приведет к росту цен на маркетплейсах — эксперты

Новости
Анастасия Марьина
Анастасия Марьина

Глава отдела новостей RB.RU

Анастасия Марьина

Эксперты прогнозируют рост цен на маркетплейсах из-за вступившего в силу требования к продавцам ЕАЭС уплачивать НДС в России. Изменения также могут повлиять на ассортимент торговых площадок, часть продавцов и вовсе может покинуть российский рынок. Такой прогноз дали опрошенные RB.RU эксперты.

Обязанность продавцов ЕАЭС уплачивать НДС в России приведет к росту цен на маркетплейсах — эксперты
  1. Новости
Автор: Анастасия Марьина

Что случилось 

  • С 1 июля 2024 года продавцы из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) начали уплачивать НДС в России при продаже товаров через электронные торговые площадки (ЭТП).
  • НДС будет исчисляться продавцами и посредниками из ЕАЭС и определяться исходя из расчетной налоговой ставки в размере 16,67% или 9,09%. 

Под ЭТП в данном случае следует понимать любые онлайн-платформы, на которых происходит покупка и продажа товаров, включая маркетплейсы, пояснила руководитель налоговой практики Bishenov&Partners Оксана Соболева. По ее словам, такие игроки попадают под новый режим налогообложения.

До 1 июля российские продавцы уплачивали НДС при продаже товара покупателю и в России, и в стране ЕАЭС, а иностранные — российский НДС при продаже в России не уплачивали, добавляет член генсовета «Деловой России», руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева.

«С 1 июля 2024 года для отечественных продавцов, которые поставляли свои товары за рубеж, устраняется двойное налогообложение, такие продажи не будут облагаться НДС в России. При этом обязанность уплатить НДС в стране фактической продажи товара сохранится», — объясняет Авдеева.

Кроме того, российские продавцы смогут принять к вычету НДС за 2023 год и за первое полугодие 2024 года, который они уплатили в странах ЕАЭС.

Последствия нововведения для конечных потребителей

Для конечных покупателей нововведение, скорее всего, обернется ростом цен на товары, так как большинство продавцов, вероятнее всего, решат включить НДС в их цену, предполагает руководитель налоговой практики Bishenov&Partners Соболева.

Зависимость между необходимостью платить НДС в России и ценами есть, но не прямая, уточняет эксперт сервиса «Актион Бухгалтерия» группы «Актион» Ольга Смирнова.

«Если для продавца затраты увеличатся, у него есть причина поднимать цены. Но иностранным продавцам нужно учитывать уровень цен российских компаний, чтобы оставаться конкурентноспособными», — считает Смирнова.

В Bishenov&Partners помимо роста цен прогнозируют также возможное изменение ассортимента маркетплейсов. «Возможен отток определенной категории продавцов, которые не готовы брать на себя дополнительные налоговые обязательства и административные издержки. Это может привести к уменьшению выбора товаров для потребителей и негативно сказаться на конкурентоспособности маркетплейсов», — отмечает эксперт.

Последствия нововведения для иностранных продавцов

Отсутствие необходимости уплаты НДС для продавцов из стран ЕАЭС делало их продукцию более конкурентоспособной, считает руководитель налоговой практики Bishenov&Partners Соболева, а эксперт сервиса «Актион Бухгалтерия» Смирнова добавляет, что для продавцов из ЕАЭС с низкой маржинальность продаж введение НДС будет основанием для ухода с российского рынка.

Рентабельность продаж иностранных продавцов в результате изменений снизится, согласна член генсовета «Деловой России» Авдеева, однако это не приведет к их уходу.

«Российский рынок электронной торговли довольно внушительный и растет быстрыми темпами (рост до 8 трлн рублей по итогам 2023 года с 6 трлн по итогам 2022 года), поэтому вряд ли иностранные продавцы решатся отказаться от него из-за новых правил», — объясняет эксперт.

Помимо самой уплаты НДС продавцам из ЕАЭС придется учитывать дополнительные административные нагрузки, связанные с ведением налоговой отчетности в России, отмечает руководитель налоговой практики Bishenov&Partners Соболева.

«Это включает правильное исчисление и перечисление НДС, а также периодическое предоставление деклараций в налоговые органы. Таким образом, новые налоговые обязательства потребуют от продавцов не только дополнительных финансовых затрат, но и изменений в их операционной деятельности», — заключила эксперт.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Карта местности: как оценить рынок и компанию в долгосрочной перспективе
  2. 2 Что мешает пользователям покупать: исследование приложений для заказа косметики и парфюмерии
  3. 3 Блокируют банковские карты и Alipay-кошельки: что происходит при оплате товаров из Китая
  4. 4 Как зарабатывать на маркетплейсах в ближайшие пять лет
  5. 5 Онлайн-кассы в 2024 году: что это, кому нужны и как выбрать кассовое оборудование
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

14 июля 2024

15 июля 2024