Top.Mail.Ru
Новости

Суперлюди Netflix: как строить корпоративную культуру и нанимать самых лучших

Новости
Мария Илюшина
Мария Илюшина

Редактор Rusbase, отделы «Мир» и «Тренды» [email protected]

Мария Илюшина

Netflix — мечта любого сотрудника, потому что CEO Рид Хастингс знает, кого нанимать и как управлять компанией

Суперлюди Netflix: как строить корпоративную культуру и нанимать самых лучших

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


© Sean McCabe

Рид Хастингс вместе с Марком Рэндольфом основал Netflix в 1997 году — тогда это был сервис DVD-аренды, который на сегодняшний день превратился в крупнейший стриминговый сервис, работающий по подписке. У платформы более 33 млн пользователей по всему миру, от Ирландии до Латинской Америки. 

Идея о создании Netflix пришла Хастингсу после того, как его предыдущую компанию, Pure Soft неудачно приобрела Rational Software — акции упали на 42%. Гастингса сделали CTO обеих фирм, но ему это все не понравилось и он очень скоро ушел.

Гастингс Рид Хастингс CEO Netflix
У меня была большая задолженность перед Apollo 13. Я задержал на 6 недель и был должен видеомагазину $40. Я перепутал кассеты. Это все было моей виной. Я не хотел говорить своей жене об этом. И я сказал себе ‘Неужели я поставлю под угрозу целостность своего брака из-за просроченного платежа?’ По пути в спортзал я понял, что у них [спортзала], куда лучшая бизнес-модель. Можно было заплатить $30 или $40 в месяц и заниматься так мало или много, как хочется.

Поначалу Гастингс не знал, пойдут ли клиенты и понравится ли им система:

Гастингс Рид Хастингс CEO Netflix
Отсутствие сроков сдачи и штрафов сыграло огромную роль, и сейчас это выглядит так очевидно, но в тогда мы не могли знать, что покупатели будут вставать в онлайн-очереди.

Успех Netflix и его чудесное превращение в немалой степени зависит от их корпоративной культуры, которую Хастингс называет Freedom & Responsibility. Эти идеи могут стать отличным руководством к действию при организации работы своего стартапа, наборе команды и политике в разработке командного духа. Мысли Хастингса также мотивируют на более продуктивную работу, ведь в Netflix, похоже, работают просто суперлюди.


В Netflix не любят громких и уже приевшихся всем пустых фраз касательно корпоративных ценностей — уважение, достоинство, превосходство и так далее. Таблички с этими красивыми словами могут висеть на стене и пылиться, но они не будут отражать сути компании.  

По мнению Хастингса, настоящими ценностями могут быть только те, которые действительно проявляются и присутствуют в сотрудниках, которых повышают, продвигают, которым дают премии — или выгоняют, если этих качеств нет. Чтобы преуспеть в Netflix надо обладать следующими 9-ью пунктами:

Суждения

  • Принимать мудрые решения (технические, бизнес-решения, креативные задачи, вопросы с людьми) независимо от сомнений и неясности
  • Определять корень проблемы, а не лечить симптомы
  • Думать стратегически, уметь объяснить что вы пытаетесь, а что не пытаетесь сделать
  • Правильно распределять задачи — что необходимо сделать сейчас, а что можно улучшить позже

Коммуникация

  • Уметь слушать, вместо того чтобы сразу бросаться что-то делать — так можно лучше понять проблему
  • Быть четким, уметь выражать мысли устно и на письме
  • Относиться к людям с уважением вне зависимости от их статуса и того, согласны ли они с вашей точкой зрения
  • Оставаться спокойным в стрессовых ситуациях

Влияние

  • Выполнять огромные массивы важных задач
  • Демонстрировать постоянную высокую (и эффективную) работоспособность, чтобы коллеги могли положиться на вас
  • Фокусироваться на отличных результатах нежели процессе
  • Больше действий, меньше парализирующего анализа

Любопытство

  • Хватать знания быстро и жадно
  • Стремиться понять стратегию, рынок, клиентов и поставщиков
  • Иметь широкие знания в бизнесе, технологиях и развлечениях
  • Развиваться вне своей специальности

Инновации

  • Подходить к вопросу с новой стороны, чтобы получать практические решения сложных проблем
  • Сомневаться даже в общепринятых суждениях и предлагать лучшие подходы
  • Придумывать идеи, которые доказывают свою пользу
  • Делать сервис быстрым, упрощая все

Храбрость

  • Говорить то, что думаешь, даже если это может показать противоречивым
  • Принимать тяжелые решения без мучений
  • Идти на умные риски
  • Сомневаться в действиях противоречащие ценностям Netflix

Страсть

  • Вдохновлять других своим стремлением к превосходству
  • «Болеть» за успех Netflix
  • Праздновать победы
  • Быть настойчивым

Честность

  • Быть откровенным и прямолинейным
  • Быть аполитичным при споре с другими
  • Говорить о коллегах только то, что смогли бы сказать им в лицо
  • Уметь признавать ошибки

Самоотверженность

  • Думать о том, что лучше для Netflix, а не том, что лучше для вас или вашей команды
  • Не думать о себе при поиске лучших идей
  • Помогать коллегам
  • Открыто делиться информацией


Главное не где, главное — с кем


Культура Netflix предполагает и то, что неважно, насколько шикарен ваш офис, есть ли там бассейн, поле для мини-гольфа и модели, разносящие кофе. Самое главное — это рабочая атмосфера. А ее создают коллеги, и то, насколько она (атмосфера) потрясающая, зависит от HR. 

В Netflix существует такой минитест для менеджеров отделов:

За кого из моих людей я бы сильнее всего боролся, если бы они сказали, что уходят в конкурирующую компанию?

Причем обратный вопрос следует задавать и самим работникам — для мотивации.

В Netflix не боятся увольнять — тем, кто работает недостаточно хорошо, предлагают отличные отступные, а на их место ищут новую звезду. Но лояльности к работникам тоже не чураются, ведь у всех бывают спады, даже у звезд, которые, при соответствующей поддержке, смогут стать звездами опять.

Качество работы в Netflix измеряется не часами, проведенными в офисе. Главное там — результат. Производительность на четверку (с пятеркой за старание) ведет к собиранию вещей со стола и получении отступных. Но если человек прилагает минимальные усилия, при этом показывая постоянный отличный результат — его никто гнать не будет. Главным является талант, креативность, умение показывать результат.


Хаос или свободный порядок


Чем вызвана такая избирательность в сотрудниках? Тем, что хорошие продукты могут создавать только креативные и свободные в своих начинаниях люди. Но чем больше компания становится, тем меньше свободы остается для работы. Задач становится больше, уровень сложности выше, а управлять отделами все сложнее — начинается хаос. Чтобы как то все урегулировать — приходится прибегать к бюрократии, проверкам, многочисленным подписям, отчетам и так далее. А тут еще и постоянно меняющийся рынок… 

Однако, если нанимать качественных сотрудников, ответственных, за которыми не надо постоянно следить и подгонять их палкой, а которые сами мотивированы что-то создавать, всего этого ужаса можно избежать. Неформальная обстановка в Netflix на это и рассчитана — и креативность не страдает, и никакого беспорядка.


Нет отпускам, да зарплатам


Неформальность в компании проявляется и в рабочем графике. Netflix известна своей политикой в отношении рабочих часов и отпусков — ее, в общем-то, нет. Никто там не считает, сколько часов в день/неделю/год вы отработали, также как и не считает, сколько дать вам дней на отпуск или больничный. Все это сотрудники решают самостоятельно. Стоит ли говорить, что дресскода в Netflix тоже нет. 

Также компания известна своими зарплатами — своим гениям Netflix платит самую высокую рыночную зарплату, думая о том, сколько бы стоила замена и на что они были бы готовы, если бы работнику предложили где-нибудь сумму побольше. И дело тут не в названии должности — важны сотрудники всех специальностей, ценность которых измеряется в зависимости от изменений на рынке. Причем Netflix является одной из немногих компаний, где человек может распределить зарплату на свою долю в компании и, собственно, деньги.


Материал основан на чудесной презентации Рида Хастингса на Slideshare. Вот полные 126 слайдов:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое смарт-контракты и чем они так хороши
  2. 2 «В нас поверили простые люди»: от умирающего до инновационного бизнеса одно IPO
  3. 3 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  4. 4 Как геймифицировать бизнес с многомиллиардным оборотом и выжить? Опыт Biletix
  5. 5 «Смотрите на услуги глазами клиента»: просто сказать, сложнее — сделать