Кризис всем надоел, но скрыться от него, к сожалению, нельзя. Можно только приспособиться. Мы решили спросить руководителей IT-компаний о том, как они адаптируются к ситуации, оптимизируют бюджет и урезают (если урезают) расходы. Запрос разместили на сервисе PressFeed и получили несколько десятков комментариев — из них мы отобрали самые полезные.
Мотивировать сотрудников и повышать квалификацию
Сотрудники как главный актив, который нужно холить, лелеять, обучать, мотивировать и делать все, чтобы им было комфортно работать и держать компанию на плаву:
Илья Грошиков
Гендиректор Biplane
Можно временно отказаться от непрофильных подразделений компании, но никогда не стоит снижать расходы за счет пропорционального сокращения заработной платы всем сотрудникам, ведь успех в нашей области, в первую очередь, зависит от них.
Кто-то все-таки урезает зарплаты...
Никита Колмогоров
CEO Borodutch Studio
Кардинальное урезание зарплаты и всех бонусов... генерального директора. Я считаю, что капитан должен любыми средствами обеспечить свою команду хлебом, хорошими условиями для работы и премиальными с заработанного. Пускай на этой неделе стейк мне придется пожарить лично — зато через год ценные сотрудники останутся работать у нас.
А некоторые компании выигрывают за счет пусть и небольшой, но эффективной команды:
Анна Золина
Директор по маркетингу DaTravel.com
Мы не планируем сокращать штат сотрудников, так как признаком любого внятного стартапа является «поджарая» команда самых необходимых специалистов, и независимо от внешнего рынка, ФОТ планируется на минимально-оптимальную штатную сетку.
Как вариант, можно перевести сотрудников на опционы — послужит дополнительным мотиватором:
Екатерина Стефанская
Директор по маркетингу Sendit.ru
Вместо повышения заработных плат ключевых сотрудников перевели на опционы. Это опять же снижает затраты и риски. И в добавок ко всему увеличивает лояльность этих сотрудников и их мотивацию работать и достигать цели.
Алексей Поспехов
CEO Iconic Mobile
Ни один из существующих членов команды в 2015 году не получил «понижения» своего оклада. Наоборот, каждый из наших людей вовлечен в сложные мотивационные схемы и понимает, что от его участия зависит завершение проекта и доля прибыли. Когда сотрудники перестают жить «от заказа до заказа», то у них включаются совершенно другие механизмы исполнения своей работы, от которой в конечном итоге выигрывают все — и заказчики , и менеджмент, и руководство, и акционеры.
Борис Бобровников
Гендиректор КРОК
Мы не прекращаем набор новых сотрудников, ставка делается на молодых специалистов. К концу 2014 года их доля составила около 50%, почти на 15% больше, чем в 2013 г. Наша опора здесь — опыт 2008-2009 годов.
Разумнее обращаться с деньгами и поддерживать заказчиков
Решить, от чего сейчас можно отказаться, а на что наоборот стоит потратиться:
Анна Золина
Директор по маркетингу DaTravel.com
Провести ревизию каналов по срезам: трафик и конверсия. Принять решение по ним, возможно, отключить несколько минусовых по конверсии в прибыль (не смотря на то, что трафик с них идет), пожертвовав оборотами ради прибыли. Также необходимо оптимизировать стоимость операционных расходов (аренда, АХО).
Сэкономить на имидже и выделить направление:
Дарья Ведерникова
Кофаундер TWICE
Под сокращение попали активности имиджевого свойства: зарубежные отраслевые мероприятия, на которых мы планировали присутствовать. Исключением являются наши старые друзья из Cap Digital и их мероприятие Futur en Seine. Также мы приняли решение не «распыляться» при привлечении новых клиентов, и сфокусироваться на ключевых направлениях: фарма, алкоголь и ритейл.
Борис Бобровников
Гендиректор КРОК
Среди затрат, подвергшихся коррекции — оптимизация расходов на маркетинговое продвижение, на поддержку офиса, менее пострадало обучение. Поскольку ранее план затрат составлялся в долларах, а теперь в рублях, некоторые позиции не были значительно изменены.
А в Qrator Labs считают, что важнее поддерживать существующих заказчиков — в перспективе, так можно привлечь новых лояльных клиентов:
Александр Лямин
Руководитель Qrator Labs
В наших расходах есть как и рублевые, так и долларовые статьи, но мы считаем, что сейчас важно дать заказчикам адаптироваться к новой экономической реальности. Поэтому мы решили зафиксировать рублевые цены как минимум на первую половину этого года. Это позволит нам поддержать заказчиков из самых неблагополучных секторов — таких как, например, туризм, повысить лояльность других и возможно даже расширить клиентскую базу.
Илья Макаров
Гендиректор Alytics
Мы в Alytics сокращать бюджеты не будем. Поскольку мы так или иначе являемся стартапом, у нас с самого первого дня учитывается каждая копейка и каждая минута рабочего времени сотрудников. Наша система направлена на оптимизацию расходов на рекламу, и с декабря мы наблюдаем повышенный спрос на наш продукт — на 2015 год мы закладываем расширение рекламного бюджета, усиление маркетинговых активностей и рост команды.
Не враг, а друг
Некоторые компании утверждают, что кризис наоборот сыграл им на руку и все станет только лучше:
Алексей Макин
Гендиректор Redmadrobot
Мы усилим контроль за расходами по инвестиционным проектам и по основной деятельности, людей и зарплаты сокращать не будем. У нас не наблюдается оттока заказов, напротив — их число растет в геометрической прогрессии, так как наши клиенты понимают, что внедрение мобильных инструментов, которые мы делаем, позволит им оптимизировать бизнес в текущей непростой экономической ситуации либо за счет увеличения продаж, либо за счет экономии.
Некоторые рады тому, что у людей снизятся завышенные зарплатные ожидания:
Алексей Поспехов
CEO Iconic Mobile
Для IT-компаний, особенно работающих в мобильном сегменте, данная ситуация играет исключительно на руки.
Не секрет, что всё мобильное направление в плане затратных ожиданий кандидатов, было перегрето как атомная бомба. Менеджеры, которые освоили расстановку задач в Jira, хотели до 150 000 рублей на руки, студенты-программисты, которые сделали пару заказных проектов на Objective C — не менее 120 000 рублей. Можно было добавить слово mobile к описаниям своих возможностей и прибавлять 30% к сумме оклада!
Текущая ситуация существенно изменила зарплатные ожидания потенциальных сотрудников, тем самым повысив общую рентабельность бизнеса и проектов.
А у определенных сервисов из-за специфики все стало еще лучше, чем было:
Арсен Мирзаян
CEO «Всеведа»
«Всеведа» полностью ориентирован на Россию, поэтому кризис нас практически не коснулся. Более того в связи с небольшим разгоном инфляции тарифы на ЖКХ растут более высокими темпами, чем ожидалось. А так как стоимость нашего сервиса привязана к суммам поступивших от населения платежей, то наши доходы даже увеличиваются больше, чем мы планировали. При этом платежи по ЖКХ — это обязательные расходы, вы можете отказаться от покупки машины, от каких-то предметов роскоши, но за ЖКХ всё равно будете платить.
Фриланс/аутсорс
Многие компании пересматривают свою политику в плане распределения задач и нанимают фрилансеров. Например, из мест удаленных — они готовы работать за меньшие деньги:
Павел Гордейчук
CEO Smart Games
Мы продолжим работать с удаленными сотрудниками из СНГ. Максимальный упор на квалифицированные кадры, которые не объелись московскими зарплатами. Увольнять существующее ядро не планируем, наоборот — будем проводить тренинги и применять внешнее обучение для повышения конкурентоспособности компании.
Екатерина Стефанская
Директор по маркетингу Sendit.ru
Вместо того, чтобы брать людей в штат, как планировалось изначально, отдаем больше работы на фриланс. Конечно, сложнее найти подходящего специалиста, который будет работать удаленно также качественно, как и в штате вместе с командой. С другой стороны — это снижает затраты и риски: мы можем оценить, что нам нужно в определенный момент и найти фрилансеров именно под это.
Но фриланс, конечно, выход не для всех — в Datravel считают, что лучше нанять одного крутого сотрудника, чем распыляться на несколько аутсорсеров:
Анна Золина
Директор по маркетингу DaTravel.com
Нужно провести оценку работы аутсорсеров, сократить балласт, на их место поставить инхаус более эффективных и оптимальных сотрудников сферы SMM, PR, E-Marketing.
Сменить поставщиков и повышать эффективность
Есть руководители, которые вряд ли бы согласились с теми, кто утверждает, что кризис для них почти что благодать:
Никита Колмогоров
CEO Borodutch Studio
Говорить, что кризис — это не проблемы, а возможности, в последнее время твердо вошло в привычку гигантского количества онлайн-предпринимателей, раздающих советы в видеороликах на YouTube. По факту же, это, грубо говоря, лицемерие, попытки подмены понятий, желание скрыть правду.
Первой проблемой у нас на пути были два контракта, заключенные в рублях — благо, потери оказались сравнительно незначительными. Теперь мы, пользуясь статусом американской компании, заключаем все контракты в долларах США. Вторым шагом стал небольшой аудит бизнес-процессов и бухгалтерии фирмы. Иного может и поразить количество денег, забытое в тоннах бюрократии, карманах недобросовестных сотрудников и на банковских счетах должников.
Самое чудовищное последствие последних экономических событий — снижение платежеспособности клиента. Раньше, взглянув на цифру в $20 000, малый бизнес мог с улыбкой на лице потратить месячную прибыль на улучшение IT-инфраструктуры. Сегодня, переведя вечнозеленую валюту в рубли и получив сумму в 1 280 000 родных, предприниматели с опытом нервно поскрипывают зубами и, как правило, принимают решение пустить эти деньги в другое русло. Это заставило нас сосредоточиться на западном рынке, убрав временный приоритет с поиска заказчиков в СНГ.
Многие видят импортозамещение как один из самых верных способов оптимизировать расходы:
Юрий Горяченков
Гендиректор NowMedia
Наша компания пока не испытывает каких-либо серьезных трудностей в связи с кризисом. Единственное, что планируется сделать — это оптимизировать расходы на обслуживание наших серверов за счет отказа от сотрудничества с зарубежными поставщиками соответствующих услуг.
Александр Вечерский
PR-директор «Селектел»
Во-первых, увеличение среди поставщиков доли российских компаний. Это возможно, например, в части услуг связи, где предложения отечественных операторов теперь выглядят более привлекательно. Также рассматриваем варианты импортозамещения по некоторым видам оборудования.
Во-вторых, пересмотр политики закупок. Будем добиваться более выгодных условий в рамках новых и существующих контрактов, исключать из сделок посредников. Так, заметную долю в структуре расходов составляют затраты на электроэнергию, поэтому сейчас компания прорабатывает варианты выхода на оптовый рынок мощности. Третий шаг тоже связан с энергопотреблением: мы будем работать над дальнейшим повышением энергоэффективности дата-центров. К сожалению, неизбежен в сложившихся условиях и пересмотр цен: в феврале умеренно вырастут тарифы на хостинговые услуги под брендами Selectel и «Технодом».
Если у вас есть интересный кейс о том, как ваш бизнес справляется с кризисом — пишите в комментариях ниже или отправьте короткий ответ на [email protected]