Тяжёлая судьба нейросетей в России: половина пользователей спорит с ИИ, ещё 12% — оскорбляют его
ИИ в России: 87% пользователей общаются с нейросетью вежливо
По данным опроса «Лаборатории Касперского», 87% россиян чаще всего разговаривают с чат-ботами вежливо и корректно, однако 19% пользователей признаются, что иногда могут нагрубить программе. Исследование подчёркивает: этика взаимодействия с алгоритмами ещё только формируется.
В приоритете — цифровой этикет и вежливость
По данным опроса, многие пользователи уже выработали собственные ритуалы общения с ИИ. Так, часть аудитории воспринимает чат-ботов как почти полноценных собеседников и переносит на цифровые сервисы привычные нормы бытовой коммуникации. 43% всегда приветствуют нейросети перед началом диалога, а 30% — прощаются в конце разговора.
Более того, 53% респондентов никогда не критикуют нейросети, предпочитая сохранять нейтральный или деликатный тон. Почти половина участников опроса (46%) благодарят программы за помощь, а каждый пятый иногда хвалит чат-бот.
Ощущение безопасности очеловечивает ИИ
Как отмечает психолог сервиса Alter Елена Сорокина, мягкая манера общения с чат-ботами связана с ощущением безопасности: ИИ не перебивает, не оценивает и не проявляет эмоций. Она также указывает на эффект антропоморфизма — склонность людей приписывать неживым объектам человеческие свойства. Это помогает структурировать взаимодействие и делает цифровое общение более привычным.
По словам специалиста, технологии усиливают базовые человеческие потребности — в понятном диалоге, уважительном тоне и предсказуемом ответе, даже если собеседник является искусственным интеллектом.
Конфликты случаются — но ИИ приучен смягчать диалог
Тем не менее значительная часть пользователей допускает эмоциональные реакции в диалоге с ИИ. 51% россиян хотя бы иногда спорят с чат-ботами, 30% подшучивают над ними, а 12% время от времени прибегают к оскорблениям. Исследование фиксирует, что даже при понимании «ненастоящести» собеседника люди склонны переносить на взаимодействие с ИИ собственные эмоциональные модели поведения.
При этом, как подчёркивают эксперты «Лаборатории Касперского», многие языковые модели всё же обучены снижать конфликтность и смягчать диалог при агрессивной коммуникации.
- 1 «Вкусный», «миссия бренда» и «ИИ»: стали известны самые раздражающие модные слова в маркетинге Определен топ самых раздражающих слов в маркетинге в 2025-м 19 ноября 2025, 20:00
- 2 Google обновила ИИ Gemini 3 — у модели появились интерактивные ответы и улучшенный режим рассуждений Google представила обновленную модель Gemini 3 19 ноября 2025, 16:40
- 3 Закону о локализации такси соответствует лишь треть авто — но 95% водителей не планируют покупать новую машину Закону о локализации такси соответствуют только 29% авто 19 ноября 2025, 13:00
- 4 Главный IT-тренд 2026 года в России — ИИ-агенты: 59% компаний изучают внедрение Цифровые технологии: названы главные IT-тренды 2026 года 19 ноября 2025, 11:45