Тяжёлая судьба нейросетей в России: половина пользователей спорит с ИИ, ещё 12% — оскорбляют его
ИИ в России: 87% пользователей общаются с нейросетью вежливо
По данным опроса «Лаборатории Касперского», 87% россиян чаще всего разговаривают с чат-ботами вежливо и корректно, однако 19% пользователей признаются, что иногда могут нагрубить программе. Исследование подчёркивает: этика взаимодействия с алгоритмами ещё только формируется.
В приоритете — цифровой этикет и вежливость
По данным опроса, многие пользователи уже выработали собственные ритуалы общения с ИИ. Так, часть аудитории воспринимает чат-ботов как почти полноценных собеседников и переносит на цифровые сервисы привычные нормы бытовой коммуникации. 43% всегда приветствуют нейросети перед началом диалога, а 30% — прощаются в конце разговора.
Более того, 53% респондентов никогда не критикуют нейросети, предпочитая сохранять нейтральный или деликатный тон. Почти половина участников опроса (46%) благодарят программы за помощь, а каждый пятый иногда хвалит чат-бот.
Ощущение безопасности очеловечивает ИИ
Как отмечает психолог сервиса Alter Елена Сорокина, мягкая манера общения с чат-ботами связана с ощущением безопасности: ИИ не перебивает, не оценивает и не проявляет эмоций. Она также указывает на эффект антропоморфизма — склонность людей приписывать неживым объектам человеческие свойства. Это помогает структурировать взаимодействие и делает цифровое общение более привычным.
По словам специалиста, технологии усиливают базовые человеческие потребности — в понятном диалоге, уважительном тоне и предсказуемом ответе, даже если собеседник является искусственным интеллектом.
Конфликты случаются — но ИИ приучен смягчать диалог
Тем не менее значительная часть пользователей допускает эмоциональные реакции в диалоге с ИИ. 51% россиян хотя бы иногда спорят с чат-ботами, 30% подшучивают над ними, а 12% время от времени прибегают к оскорблениям. Исследование фиксирует, что даже при понимании «ненастоящести» собеседника люди склонны переносить на взаимодействие с ИИ собственные эмоциональные модели поведения.
При этом, как подчёркивают эксперты «Лаборатории Касперского», многие языковые модели всё же обучены снижать конфликтность и смягчать диалог при агрессивной коммуникации.
Фото: Rawpixel / Getty Images
- 1 Фастфуд в 2025-м: готовая еда как поп-культура во Вкусно — и точка, ROSTIC’S и Додо Пицца Коллаборации с Чебурашкой, Смешариками, мобильными играми и брендами одежды 27 декабря 2025, 16:00
- 2 Слова 2025 года в России и мире: от «рейдж-бейта» до «тревожности» «Вайб-кодинг», «слоп», «галлюцинировать», «зумер», лабубу — диагноз году в словах 26 декабря 2025, 13:00
- 3 Лучшие фильмы и сериалы 2025 года, которые стали «миллиардерами» и «миллионерами» в России Рекорд «миллиардеров» и всплеск «миллионеров»: что смотрела Россия в 2025-м 25 декабря 2025, 22:52
- 4 «Идея „ИИ всех заменит“ похожа на мыльный пузырь». Прогноз на 2026 год от специалиста по будущему Профессор НИУ ВШЭ и специалист по форсайту принципиально не пользуется нейросетями 24 декабря 2025, 11:29