Top.Mail.Ru
Новости

Где находится европейская Кремниевая долина?

Новости
Мария Илюшина
Мария Илюшина

Редактор Rusbase, отделы «Мир» и «Тренды» [email protected]

Мария Илюшина

О европейских хабах и самых успешных компаниях

Где находится европейская Кремниевая долина?
  1. Новости

вам

Автор поста на Wall Street Journal Бен Холмс — генеральный партнер Index Ventures в Лондоне — о том, чем отличается европейская технологическая модель и как стартапы в Европе могут достичь уровня Кремниевой долины. 


silic

Где находится европейская Кремниевая долина? Этот вопрос, который неизбежно американские СМИ о стартапах и технологиях зададут венчурному капиталисту из Европы. Тот же вопрос преследует и каждую технологическую конференцию, проходящую в Европе, где каждый участник панели, спикер и просто слушатель пытается сформировать нормальный ответ на этот провокационный вопрос.

Да, в Европе пока нет технологических компаний масштабов Google, Facebook, Amazon и Apple. Также здесь нет и океана капитала, который бы свободно циркулировал, как в Кремниевой долине. Однако перспективы европейских технологий никогда не выглядели более позитивно. Появляется все больше признаков новой зарождающейся модели в Европе, которая могла бы создавать технологические компании с потенциалом на глобальном рынке.

Подпитывает этот оптимистичный взгляд все ускоряющееся изменение европейской стартап-экосистемы вокруг ключевых хабов. В конце девяностых технологические предприниматели в Европе были редкостью, они были рассеяны по всему континенту. Мероприятий, на которых можно было обсудить какие-то идеи и попробовать что-то на практике, было сравнительно мало. Перемотаем на 15 лет вперед — и процветающие технологические кластеры уже появились в Лондоне, Берлине, Стокгольме и Хельсинки, изменившие общий ландшафт. Выпускники обивают пороги, желая поработать в стартапах, а на мест на технологических конференциях хватает не всем. Конкурирующие кластеры также формируются в Париже, Копенгагене и Тель-Авиве.

Как это произошло

Есть много факторов и трендов, которые стимулировали развитие и продолжают поддерживать рост этих хабов в Европе. Мобильность «рабочей силы» определенно сыграла свою роль. Благодаря трудовым законам, принятым в ЕС и распространенным на Восточную Европу за последнее десятилетие, люди стали свободнее перемещаться в поисках карьеры, а значит такие города как Лондон смогли привлекать амбициозные команды со всей Европы. 

Государственная поддержка тоже сыграла свою роль. Например в Великобритании премьер-министр Дэвид Кемерон посещал мероприятия Founders Forum в Лондоне и с энтузиазмом говорил о роли технологий в развитии экономики. Большинство стран в Европе сделали мудрое решение, прекратив работу крупных государственных спонсорских программ прямых инвестиций. Это обычно вытесняло частный капитал. Вместо этого власти сделали выбор в пользу налоговых льгот для стимулирования инвестирования в стартапы, например программа Enterprise Investment Scheme (EIS) в Великобритании или фонд соинвестирования вроде финского TEKES, которые дополняют частный сектор.

Во многих европейских хабах, особенно в Лондоне и Берлине, присутствует инвестирование от ангелов, подпитываемое прибылью от выходов. В Лондоне и Стокгольме считают, что это во многом произошло благодаря Skype, который был одним из крупнейшим выходом среди европейских компаний (eBay приобрел ее в 2005 году). Для Парижа подобным крупным успехом со времен Business Objects стал Criteo, вышедший на Nasdaq в прошлом году. 

В Скандинавии лидирующим кластером можно назвать Стокгольм, где базируется Spotify (явный лидер среди потоковых музыкальных сервисов)  и Klarna (инновационная платежная компания, привлекшая финансирование от американского Sequoia Capital). Однако за последние пару лет Хельсинки тоже ворвался на сцену мобильного гейминга. Первый успех Rovio с франшизой Angry Birds, а теперь и Supercell, Clash of Clans и Hay Day, которые были частично приобретены Softbank, что подняло стоимость компании до $3 миллиардов. Из пепла, оставшегося от Nokia, Хельсинки восстал как процветающая экосистема, где развиваются около 50 стартапов, разрабатывающих мобильные игры.

Я уеду жить в Лондон

Из всех технологических кластеров в Европе, Лондон является самым развитым. Недавно город упрочил свое положение с двумя крупными выходами на IPO. Это King, лондонская компания, создавшая Candy Crush, которую оценили в $6 миллиардов на NYSE. Второй компанией стала Just Eat, глобальный лидер онлайн-заказа еды, оцененная в 1,5 миллиардов фунтов на London Stock Exchange.

В Берлине пока нет миллиардных выходов, но зато есть много потенциальных лидеров. Zalando сейчас одна из самых крупных компаний онлайн-торговли в Европе. Германия — дом SoundCloud, крупнейший онлайн-архив музыки. Его создатели покинули Швецию, чтобы стать одной из ключевых компаний на растущей берлинской стартап-сцене, и им удалось привлечь несколько раундов инвестиций от ведущих европейских и американских венчурных компаний.

Помимо растущего списка очень успешных технологических компаний, европейская экосистема может похвастаться и тем, что различные кластеры разрабатывают уникальные специализации. Хельсинки богаты на таланты и истории успеха в области мобильных игр, а Лондон использует свой статус мирового финансового центра, чтобы создать сферу финансовых стартапов.

В Лондоне есть даже свой инкубатор, Level39, специализирующийся на поддержке предпринимателей и развивающихся финансовых сервисов. На краю Европы, в Тель-Авиве, также есть несколько успешных выходов и много перспективных новых компаний, сосредоточенных вокруг обеспечения мобильной безопасности и защите программного обеспечения, такие как Lacoon и Adallom.

Трудно предсказать, сколько времени потребуется европейским кластерам для того, чтобы создавать компании масштаба Кремниевой долины. Однако в этой формирующейся модели региональных хабов, каждый со своей уникальной яркой атмосферой и областью специализации, культура стартапов в Европе стремительно меняется к лучшему. Самое важное теперь, чтобы предприниматели не чувствовали себя в одиночестве. В европейских технологических кластерах, они могут обмениваться опытом с крупными и прочными сетями фаундеров и инвесторов.

С каждым успешным выходом амбиции европейских фаундеров приближают их к коллегам из Долины. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!