«Яндекс» может остаться без торговой марки «Открытая кухня». Занимающаяся организацией мероприятий компания «М9 Студия» отказалась отдавать ее в Суде по интеллектуальным правам, узнал RB.RU. Эксперты считают, что сторонам предстоят сложные разбирательства.
Благовещенская компания ООО «М9 Студия» решила не отдавать «Яндексу» торговую марку «Открытая кухня», узнал RB.RU. «Яндекс» обратился в Суд по интеллектуальным правам с требованием о досрочном прекращении правовой охраны этого знака по 35 и 41 классам МКТУ из-за якобы его неиспользования. В материалах суда указано, что гендиректор «М9 Студия» возражал против иска. На сайте компании размещен бренд и предлагаются услуги по организации мероприятий.
Фото в тексте: скриншот Роспатента
- 35 класс МКТУ — демонстрация товаров, организация выставок в коммерческих или рекламных целях, организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях.
- 41 класс МКТУ — организация выставок, конгрессов, мастер-классов, форумов, шоу-программ и других мероприятий.
Суд назначил разбирательства на 24 октября.
- По данным ЕГРЮЛ, «М9 Студию» возглавляет Евгения Руцкова, она же является учредителем и единственным участником компании. На запрос RB.RU Руцкова не ответила.
В 2023 году «Яндекс Еда» начала выпуск журнала «Открытая кухня» о феномене еды и ресторанах, но, как выяснилось, такой товарный знак за компанией в Роспатенте по ряду услуг не был закреплен. Товарный знак «Открытая кухня», в том числе в варианте написания «ОК!», зарегистрировало ООО «М9 Студия» (Благовещенск) в 2019 году, срок действия регистрации — до 2028 года. «Яндекс» начал с владельцем знака переговоры, но за два месяца не смог обсудить все детали и подал в суд, сообщали RB.RU в пресс-службе «Яндекс Еды» в июне.
«"М9 Студия" на протяжении нескольких лет не использовала товарный знак "Открытая кухня", поэтому мы начали с компанией переговоры по условиям владения. Это нормальная практика — по закону, если владелец не использует товарный знак три года, то его правовая охрана может быть прекращена. На переговоры дается два месяца, но за это время не все детали были обсуждены. Чтобы успеть завершить процесс, заинтересованная в торговом знаке сторона может направить иск. Это просто юридическая формальность для продолжения переговоров», — заявляли в пресс-службе «Яндекс Еды».
В компании не уточнили, как распорядятся товарным знаком, если выиграют суд. Будет ли это только журнал, или у «Яндекса» есть другие планы на развитие бренда — не известно.
По мнению руководителя судебно-претензионного направления компании «Онлайн Патент» Александры Пелих, в этом споре «Яндексу» предстоит доказать, что он действительно предоставляет услуги по 35 и 41 классам МКТУ. В свою очередь, «М9 Студия» должна подтвердить фактическое использование бренда «Открытая кухня» для этих услуг, а не просто его регистрацию.
Из картотеки судебных дел следует, что правообладатель уже подал отзыв, теперь все будет зависеть от того, как суд оценит доказательства, представленные обеими сторонами, говорит Пелих.
«"Яндекс" уже использует обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком. В случае, если "М9 Студия" удастся отстоять свой товарный знак в Суде по интеллектуальным правам, то риски, связанные с использованием этого товарного знака в отношении однородных услуг, могут быть достаточно высокими», — считает эксперт.
Основатель патентного бюро «Изибренд», патентный поверенный № 2104 Ольга Бондарева говорит, что возможность досрочного прекращения товарного знака, когда владелец его не использует, закреплена в статье 1486 Гражданского кодекса РФ. Ее появление связано с борьбой со злоупотреблением правом — «патентным троллингом», когда заявитель регистрирует сотни названий и предъявляет судебные иски добросовестным предпринимателям, которые вовремя не позаботились о регистрации бренда. Если стороны не сошлись в цене сделки по продаже прав на товарный знак или правообладатель вообще не хочет с ним расставаться, то заинтересованное лицо может подавать иск в Суд по интеллектуальным правам.
Именно владелец товарного знака должен активно доказывать его использование, а истец освобожден от такой обязанности.
«"М9 Студия"» придется нелегко. В качестве доказательств использования товарного знака суд принимает: введение товара в оборот или оказание услуг под спорным брендом, то есть нужны договоры поставки или договоры оказания услуг. Нужны рекламные акции, в которых присутствовал этот товарный знак, договоры с рекламодателями. Нужны документально подтвержденное участие в мероприятиях и выставках, лицензионные договоры с партнерами, которые вводят товар в оборот или оказывают услуги под брендом лицензиара», — рассказала Бондарева.
Если ничего этого не было за последние 3 года, то с большей долей вероятности суд допустит досрочное прекращение правовой охраны товарного знака. В этом смысле заключение договора отчуждения для сторон спора выглядит более целесообразным, так как при положительном решении суда владелец знака уже не сможет продать права на него, а кроме того, понесет судебные расходы.
По словам Бондаревой, практика досрочного прекращения становится уже привычной, так как свободных названий становится все меньше с каждым годом. По статистике Роспатента, ежегодно подается порядка 100 тыс. новых заявок, а слова уже почти все зарегистрированы как товарные знаки, говорит эксперт. Бондарева добавляет, что в России неизбежно будет увеличиваться количество судебных споров, связанных с товарными знаками. В 2023 году было подано более 100 таких исков.
Фото на обложке: Telegram-канал "Открытая кухня"
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Правообладателям разрешили не раскрывать свои данные в реестрах Роспатента
- 2 «Яндекс» начал регистрировать для «Маркета» товарный знак Ultima
- 3 Американская Google подала заявки на охрану своих брендов в России
- 4 Покинувший Россию бренд LG решил вернуться и подал заявку в Роспатент
- 5 Виктор Бут решил зарегистрировать собственный товарный знак «Крут как Бут»
ВОЗМОЖНОСТИ
07 октября 2024
10 октября 2024
10 октября 2024