Колонки

5 навыков будущего, которые нужны молодому специалисту

Колонки
Людмила Кислова
Людмила Кислова

Руководитель отдела по работе с персоналом KFC Россия и СНГ

Дарья Кушнир

Уже через пять лет более 30% навыков и компетенций, которые мы считаем сегодня необходимыми для работы, потеряют свое значение. А почти 65% рабочих мест, к которым готовят выпускников старших классов, просто перестанут существовать. Человеку придется конкурировать за рабочее место не только с себе подобными, но и с искусственным интеллектом. Чтобы не проиграть в этой битве, школьникам и студентам уже сегодня нужно задуматься, как стать ценным сотрудником и лидером нового поколения.

5 навыков будущего, которые нужны молодому специалисту

Адаптивность

Компания IBM в своем исследовании выяснила, что главным профессиональным навыком 2018 года было умение быть гибким и подстраиваться под изменения. Чтобы развивать в себе адаптивность, нужно постоянно пробовать новое, выходить из зоны комфорта и не бояться проигрывать. Дженнифер Гарви Бергер и Кит Джонстон, авторы книги «Простые привычки для сложных времен. Лидерство в мире, полном перемен и неопределенности» советуют четыре шага:

  1. Задавать как можно больше вопросов;
  2. Научиться рассматривать ситуацию с разных точек зрения;
  3. Всегда оценивать роль конкретной проблемы в масштабе всей картины состояния дел;
  4. Постоянно экспериментировать.

Многие компании стараются набирать более адаптивных людей на работу и сами развивают этот навык в сотрудниках. Например, Accenture для этого внедряет плоскую иерархическую структуру (то есть такую, в которой минимум уровней менеджмента, но все сотрудники максимально вовлечены в процесс принятия решений), позволяет сотрудникам самим формировать команды для работы над проектами, поощряет их высказывать новые идеи. 

Скорость обучения

Сегодня компании совсем по-другому подходят к оценке уровня образования сотрудников. Технологии и рынки меняются с очень высокой скоростью, знания быстро устаревают, а классические вузы не успевают подстраиваться под эти перемены. Крупнейшие компании мира — Google, Apple, Starbucks, E&Y и другие — перестают требовать дипломы о высшем образовании. 90% работодателей готовы принимать в качестве альтернативы дипломам бакалавра и магистра свидетельства о прохождении онлайн-курсов. На собеседованиях теперь важно не помахать «корочкой» престижного вуза, а доказать, что ты хочешь и умеешь быстро учиться. Поэтому HR-менеджеры часто занимаются рекрутингом на хакатонах: здесь хорошо видно, кто умеет быстро овладевать новыми знаниями.

Эмпатия

Если ты хочешь возглавить отдел, подразделение или целую компанию, то нужно научиться быть эмпатичным лидером — сопереживать и понимать чувства своих сотрудников. Развитый эмоциональный интеллект у руководителя поможет комфортной атмосфере в команде, успешному решению конфликтов и обсуждению проблем, эффективным коммуникациям. Некоторые компании сами развивают лидерские качества и эмпатию у своих работников, вовлекают их в социальные проекты. Например, в KFC существует Лига волонтеров: сотрудники компании и члены их семьи помогают детям и подросткам в трудной жизненной ситуации, людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям, животным, благотворительным организациям и реализуют экологические проекты. 

Digital-навыки

Еще 10–15 лет назад кандидаты обязательно указывали в резюме, что владеют базовыми навыками работы с компьютером и «офисной техникой». Сейчас это выглядит наивно, а для успешной карьеры требуется не только умение делать презентации и таблицы в Excel. К 2024 году общемировая потребность в специалистах с IT-навыками — разработчиках программного обеспечения, аналитиков компьютерных систем, digital-маркетологов, продакт-менеджеров и им подобных — вырастет на 20%. Специалистам других профессий тоже потребуются digital-навыки: анализ предметной области и моделирование процессов, взаимодействие с пользователем, аналитика больших данных, обеспечение кибербезопасности, понимание архитектур IT-систем и так далее. Так что если ты давно откладываешь запись на курс по программированию, самое время это сделать.

Креативность

По результатам опроса LinkedIn, самый востребованный навык в вакансиях 2019 года – креативность. Спрос на нее в будущем сохранится. Креатив – драйвер для инноваций, а инновации обеспечивают коммерческую успешность бизнеса: высокую прибыль, большую долю рынка и возврат на инвестиции. Творческое мышление в себе можно развить: для этого нужно чаще задавать себе вопрос: «А что, если сделать по-другому?», – устраивать мозговые штурмы, проводить соревнования на лучшие идеи, основывать клубы по интересам. Например, в «Яндексе» сотрудникам разрешают определенный процент рабочего времени уделять собственным «кустарным» проектам. В Aviasales сотрудников периодически перекидывают с одной роли на другую, чтобы они освоили максимум функций и им не становилось скучно. 

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Мы приходим к ситуации, когда уже ничто не будет вечным и стабильным». Андрей Шаронов – о навыках будущего
  2. 2 11 гибких навыков, которые нужны для работы в стартапе
  3. 3 Роботы повсюду: пора учиться «гибким» навыкам

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

14 июля 2020

FoodTech

15 июля 2020

NeuroTech