Евгения Швец, продюсер программы «Управление цифровым продуктом» в «Нетологии», спросила опытных продакт-менеджеров о том, с какими сложностями они столкнулись в начале своей карьеры и как с ними справлялись. Делимся восемью советами, которые они дали.
Бороться со страхами
Когда люди говорят, что хотят стать продактами, они сталкиваются с тремя страхами. Первый — это отсутствие опыта. Здесь все понятно, если опыта нет, то его нужно любыми способами получить. Можно запускать свои проекты или искать любую работу в продакт-менеджменте, даже бесплатную.
Второй — отсутствие технического образования. Это все абсолютно полная ерунда, у меня технического образования нет, но мне это не помешало. У меня было образование и опыт в маркетинге, и с этим бэкграундом получилось найти работу и построить карьеру в продакт-менеджменте.
И третий страх — это возраст. Люди думают: «Мне уже 28, куда я пойду?». У меня такой переход был в 30 лет, и ничего, все нормально. Не было никаких проблем, связанных с возрастом. Я знаю людей, которые совершили переход из аналитики в продакт-менеджмент в 40, и все прекрасно.
Использовать то, что под рукой
Для меня самым рабочим подходом всегда было отталкиваться от того, что есть в настоящий момент — это то, что я смело могу рекомендовать. Даже будучи программистом, можно интересоваться менеджментом, а будучи менеджером проектов — продуктами.
Работая в поддержке, можно искать связь между показателями своей работы и метриками бизнеса. Задавать вопросы, пытаться понять, почему что-то делается так, как делается, брать на себя задачи из интересующих областей. Это то, что доступно каждому.
Важно брать ответственность самому и держать обещания.
Пробуйте делать это на текущей работе с продуктом и задачами, которые у вас под рукой. Особенно в компании, где хотите дальше расти.
Если у руководства человеческое отношение, то ваши усилия будут замечены, и когда вы попросите о смене деятельности на продакт-менеджмент, вам, скорее всего, не откажут. Большой потенциал к переходу есть в поддержке, у тестировщиков, программистов, маркетологов, редакторов и аналитиков.
Учиться критически оценивать информацию
Света Аюпова, Head of Product в «СКБ Контур», преподаватель магистерской программы «Управление цифровым продуктом»
Появилось огромное количество контента, курсов и идей, но надо выбирать, что из всего этого моря прочитать, посмотреть и чему научиться.
Сейчас каждый старается придумать свою методологию, есть огромное количество концепций и непонятных аббревиатур, которые преподносятся как единственно правильные.
Так что если у тебя нет никакого опыта в продакт-менеджменте, ты будто попадаешь в бассейн с огромным количеством информации, и нужно как-то из него выплыть. Тут самое главное — понимать смысл того, что ты делаешь, а не следовать каким-то придуманным фреймворкам.
Учиться гибко управлять
Одним из важных скиллов я бы назвала умение управлять.
В начале пути ты думаешь, что вся команда одинаково мотивирована: все хотят быстрее запустить продукт, привлечь клиентов и получить собственный бонус. Некоторые задачи ставишь в приказном тоне, требуешь скорости и четкости выполнения — такой тиранический руководитель.
Затем сталкиваешься с сопротивлением и видишь, что так работает далеко не во всем, а иногда может даже навредить команде. Тогда я поняла, что ко всем нужен разный подход, и начала меняться. Это такой хороший тренинг софт скиллов: искать подход к людям, подстраивать тон общения и налаживать дружеские связи, чтобы быстрее получить результат.
Не бояться ошибок
Екатерина Зубкова, Product Manager в «МегаФон»
Ошибка — это тоже рост. Я слишком часто сталкиваюсь с тем, что люди боятся сделать ошибку.
Но ведь по статистике только одна из десяти, а то и двадцати гипотез становится реальностью и попадает в боль клиента. У меня были ошибки разных степеней важности. Даже закрытие продукта, что ощущаешь как личный провал.
Самое простое в работе с маркетингом — спустить месячный бюджет за одну ночь, просто забыв отключить рекламу. Когда твои бонусы зависят от чистой прибыли, мозг начинает соображать значительно быстрее: придумываешь какую-то вирусную кампанию, где получить бесплатные охваты и что еще сделать.
Работать не только ради денег
Екатерина Зубкова, Product Manager в «МегаФон»
Я встречала ребят, которые хотят в продакт-менеджмент, потому что это модно и много платят. Это так, но все-таки одного желания заработать здесь недостаточно. В первую очередь надо гореть желанием и идеями.
Здесь не бывает какого-то затишья, постоянно приходится что-то придумывать и менять. Некоторые думают, что запустят продукт и пойдут дальше, но это не так — работа никогда не заканчивается. Дальше ты исправляешь ошибки, дорабатываешь, придумываешь новые гипотезы — постоянно идешь по этому кругу и учишься.
Если в душе огонечка нет, люди думают: «сколько можно», «почему все меняется». Потому что продакт-менеджмент — это жизнь, а в жизни все каждый день меняется.
Развивать и отрабатывать навыки на pet-project
Я начинал с собственного проекта. Это был классный опыт, без которого я бы не научился многим прикладным вещам.
Запустить собственный проект можно в процессе обучения на курсах или во время стажировки, это отличная возможность дополнительной практики.
Для начала придумайте идею: подумайте, что вам нравится и в чем у вас хорошая экспертиза, а также где есть какие-то незакрытые потребности или неудобные решения. Или просто посмотрите готовые продукты на рынке и выберите, какой из них повторить.
Затем соберите команду. Конечно, при желании можно сделать всё и самостоятельно, но потребуются навыки разработки и дизайна. Впрочем, если вы ими не владеете — не беда! Если учитесь на курсе, то пообщайтесь с людьми с других курсов. Если нет, то здесь понадобятся софт скиллы: напишите в тематических группах или запустите таргетированную рекламу в Facebook и Instagram.
Найти ментора
Станислав Минасов, Product Manager в Verv, экс-Product Manager в Mail.ru
Полезно найти себе ментора, к которому можно прийти с вопросами и который готов делиться опытом. Это должен быть человек на более высокой позиции, но не ваш прямой начальник.
Ментор — профессионал, на которого хочется быть похожим, и который прошел тот же путь. Он может сэкономить время, помочь найти оптимальное решение или не наломать дров, а иногда и подсказать по карьерному росту.
Найти ментора можно где угодно. Подумайте, какие продукты вам нравятся, посмотрите, кто их сделал, и не бойтесь написать человеку. В большинстве случаев вам ответят и будут рады поменторить. Можно отталкиваться от людей, которые вам нравятся.
Если уже следите и подписаны на каких-то продактов, попробуйте написать им. Самое главное — не забывайте, что к ментору лучше приходить с конкретным запросом, а не абстрактным желанием.
Света Аюпова, Head of Product в «СКБ Контур», преподаватель магистерской программы «Управление цифровым продуктом»
Когда я делала проекты выше моего уровня, часто пыталась найти человека, который хорошо разбирается в теме, и запросить у него менторство. В итоге у меня всегда получалось, пусть не идеально, но и без крупных факапов.
Запрашивать помощь или менторинг — очень недооцененная стратегия. У меня, например, довольно широкий круг знакомых, поэтому достаточно спросить у друзей в «Фейсбуке», кто разбирается в оптимизации воронки мобильного приложения, чтобы получить нужные контакты. Чем больше людей ты знаешь, тем больше вероятность выйти на нужного человека.
А чтобы понимать, к кому обратиться, нужно в принципе быть в рынке: ходить на тусовочки, митапы, читать всевозможные каналы — узнавать, кто есть кто,в каких продуктах работает и в чем сильны ребята из разных команд. Ищите кого-то из компании, просите познакомить с тем, кто занимается нужным вам вопросом, и общайтесь. Всё очень просто.
Истории карьерного пути наших героев можно прочитать в статье на RB.RU.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 Как работает продакт-плейсмент
- 2 Создание и разработка нового продукта: что это такое
- 3 Бенчмаркинг: как использовать инструменты конкурентного анализа
- 4 Как выбрать продакт-менеджера в зависимости от стадии развития компании