Колонки

Девять кейсов социального предпринимательства из Южной Кореи, которые вас удивят

Колонки
Владимир Вайнер
Владимир Вайнер

Директор фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway и член жюри конкурса SAP UP

Владимир Вайнер

До 15 октября 2016 года компания SAP принимает заявки на поддержку социальных стартапов и социальных предприятий из России и Казахстана. В числе главных призов — гранты и стажировки в Германии. По условиям конкурса принять участие могут проекты, работающие в десяти категориях: экология, мультикультура, развитие территорий, обеспечение равных возможностей, культура, образование, здоровый образ жизни и технологии.

Пока идет сбор проектов, Владимир Вайнер, директор фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway и член жюри конкурса SAP UP, решил посмотреть, какие зарубежные социальные предприятия могут соответствовать этим категориям.

Одна из ведущих стран по развитию социальных стартапов – республика Корея. Вот несколько показательных примеров из нескольких тысяч предприятий.

Девять кейсов социального предпринимательства из Южной Кореи, которые вас удивят

Партнерский материал

Экология. Образование. School of UNESCO Chair Earthen Architecture in Korea

Социальное предприятие «Корейская Школа Архитектуры земли» разрабатывает и проводит обучающие программы по строительству малобюджетного и доступного жилья. Технологии строительства основаны на изучении местных локальных ресурсов — наличия и стоимости песка, глины, дерева, камня и так далее. Также учитывается наличие на территории действующих ремесленных мастерских и промыслов.

Состав каждого курса Школы – 20–25 человек, которые в течение двух недель строят настоящий дом в качестве обучения на практике с параллельным проведением занятий по теории. Стоимость курса обучения – $500, а средняя себестоимость дома – $10 тысяч. После окончания курса каждый выпускник Школы имеет право начать обучение своих земляков на месте проживания и соответственно, строительства своего дома в рамках обучения других.



Мультикультурное направление. Organization Dish

Социальное предприятие Organization Dish объединяет и поддерживает молодых людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, например, без профессионального образования. Сюда входя также мигранты (после развода с гражданами Кореи), матери-одиночки и другие.

Предприятие действует по принципам «обучение в процессе преподавания» и «работа во время обучения». Таким образом, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, постоянно помогают друг другу.  

Деятельность компании связана с созданием дружественной среды и рабочих мест в секторе общественного питания. Organization Dish создает профессиональные и конкурентные на рынке точки общественного питания, обеспечивая трудоустройство, социальный статус и заработок всем сотрудникам. Особое внимание уделяется выявлению и поддержке будущих поваров и шеф-поваров сети точек общественного питания.


Развитие территорий. Local Food



Местное сообщество округа города Ванджу создало кооперативный центр для переработки сельскохозяйственной продукции местных ферм и домашних хозяйств. Задача такого кооператива – обеспечить регион продукцией местного производства – с одной стороны и занятостью местного сообщества – с другой. В центр вошло более 10 тысяч фермерских и семейных хозяйств.

Каждый член кооператива, даже если он не фермер, а просто раз в году в какой-то сезон что-либо произвел, вырастил на земле или даже дома, может использовать коворкинговое оборудование центра для переработки, фасовки, упаковки и маркировки своего товара. Товар он может сдать в магазин местных производителей либо включить в распространенный вид дистрибуции — отправлять еженедельно в продуктовые корзины.

В корзину входит постоянные продукты (крупы, корнеплоды) и все виды сезонных продуктов, выращенных в данной местности. Стоимость корзины зависит от объема потребления семьи – примерно от 7 до 15 долларов в неделю. Более 5 тысяч домохозяйств города с численностью полмиллиона человек заказывают доставку еженедельной корзины с продуктами. Годовой оборот этой услуги в работе локального социального кооператива превышает, таким образом, 3 миллиона долларов.


Развитие территорий. Yongjin Agricultural Cooperative

Еще один из многочисленных социальных кооперативов Кореи работает в формате магазина сельхозтоваров, выращенных исключительно местными жителями – от профессиональных фермеров до домохозяек.

Ценообразование в магазине построено на добавлении к стоимости товара от производителя издержек на обслуживание (фонд заработной платы сотрудников) и 10% реинвестиций в развитие и обновление магазина. Кооператив позволяет обеспечить прямую продажу от производителя к покупателю.



Одна из особенностей магазина – собственные «деньги»: магазин выдает их при расчете с поставщиками, и продает покупателям. При расчетах этими бумагами цена на 10% ниже. За счет значительной массы выпущенных «денег» магазин повышает связь с местным сообществом и создает гарантированный оборот и сбыт продукции в почти замкнутом в рамках территории экономическом цикле.

Интересно, что на полках рядом с каждым товаром – фотография и имя того, кто его произвел, а в небольшом городе это лучшая гарантия качества.

Магазин был основан в 2008 году, получив государственный сертификат социального предприятия, а в 2012, после принятия закона о социальных кооперативах, компания прошла перерегистрацию и получила новый статус.



Обеспечение равных возможностей. The Big Issue Korea

В 2014 году администрация города Сеула отметила самые успешные социальные предприятия города, в число которых вошел и The Big Issue Korea. Проект первоначально возник в 90-х годах в Великобритании, но позднее появился и во многих других странах, в том числе и в Южной Корее.

В первую очередь The Big Issue – это популярный развлекательный журнал, в котором печатаются новости, обзоры фильмов и музыкальных новинок, но наравне с этим многие публикации освещают проблемы бездомных.



Сейчас The Big Issue помогает бездомным людям, предоставляя им возможность получать доход от продаж журнала.

Бездомные продают журнал в специально согласованных местах с высоким трафиком, например, у метро. Чтобы стать продавцом, необходимо пройти тренинг, в течение которого кандидату объясняют все нюансы работы, правила поведения и обязанности продавца. Становясь продавцом, бездомный не только получает шанс заработать деньги, но также приобретает уверенность в себе и возможность контактировать с людьми – социальное взаимодействие, которого обычно не хватает бездомным людям.

Такое непосредственное участие бездомных в работе отличает программы «самопомощи» от благотворительности, что является крайне важным для реабилитации жизни бездомных. Работая продавцом в течение полугода, бездомный может позволить себе снять жилье. А после года работы бездомный может рассчитывать на помощь с трудоустройством. По данным исследования Сеульского Национального Университета, из 435 человек, числившихся продавцами в The Big Issue в 2014 году, 72 смогли арендовать жилье.


Культура. Hanbit Art Company



Социальное предприятие Hanbit Art Company создано для поиска и выявления талантов у людей с особыми возможностями, в первую очередь – слабовидящих и незрячих.

Предприятие вовлекает людей в профессиональное обучение и события в сфере искусства – концерты, перфомансы и так далее. Благодаря обучению, повышению квалификации, массовым событиям и концертам представители социально незащищенных категорий обеспечены рабочими местами. Кроме того, в обществе формируется и укрепляется позитивное отношение и поддержка данной категории граждан.

Также отдельный фокус работы связан с местным сообществом и развитием человеческого потенциала территории, ее привлекательности для туристов и жителей, что позволяет улучшить экономические показатели жизни. В 2008 году Hanbit Art Company стала организатором масштабной краудфандинговой кампании по организации концертной программы оркестра незрячих музыкантов в США.


Медицина и Здравоохранение. Mindlle Medica

Медицинский социальный кооператив Mindlle Medical Co-op объединяет жителей одного из городских микрорайонов, примерно 25 тысяч семей. За членство семья платит разовый взнос в размере 50 долларов. На эту сумму каждый новый участник кооператива проходит медицинское обследование. В случае обнаружения каких-либо показаний к оперативному лечению, человек получает направление в профильную клинику. Если он находится в состоянии здоровья или предболезни – то получает рецепт-инструкцию по оздоровлению и поддержанию здорового образа жизни.



В рецепте может быть указан и режим дня, и рекомендованные виды активности – от утренних походов в горы до бассейна (вся информация о кружках, секциях, городских сообществах, связанных с образом жизни, постоянно обновляется и собирается медицинским кооперативом).

Оплата работы кооператива поступает из муниципального бюджета на основе данных о существенном процентном снижении процента приобретения лекарственных средств и заболеваний среди членов кооператива по сравнению с жителями города, не входящими в кооператив.



Для справки: Первый медицинский кооператив был образован в 1995 году. Общее число членов медицинских кооперативов к 2013 году составило 31 342.


Здоровый образ жизни / Спорт. Purun Bike Sharing 



Компания Purun Bike Sharing Inc. основана на региональной (расположена на острове Чеджу) бизнес-модели совместного потребления услуги – проката велосипедов. Предприятие построено на балансе между частной прибылью и социальными ценностями. С одной стороны, компания обеспечивает совместное пользование велосипедов (на основе мобильного приложения). С другой стороны, вкладывает прибыль образование детей и в программу по трудоустройству местных жителей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.


Новые технологии. Bigwalk 

Компания Bigwalk Inc. работает под девизом «Одна прогулка на тысячу метров лучше, чем тысяча прогулок по одному». Организация была создана в 2011 году благодаря победе в конкурсе социального предпринимательства в номинации «венчурный социальный старт-ап». Сервис Bigwalk Inc.  построен на мобильном приложении на основе GPS и сетевой платформы пожертвований. Каждый раз, когда пользователь включает приложение для трекера перед прогулкой, он одобряет микроплатеж на пожертвования.

Пожертвования направляются либо в фонд-агрегатор, либо в несколько целевых фондов, предоставляющих услуги детям-инвалидам, которые нуждаются в помощи. К 2016 году пользователями этого приложения стали более 500 тысяч человек.




Кейсов социальных предприятий в мире с каждым днем все больше, как и программ их поддержки. Интересно, что инициаторы программ поддержки и конкурсов – как правило, лидеры различных отраслей экономики. В России ведущие компании в области поддержки социальной экономики – «Русал», «Лукойл», SAP. Конкурс SAP открыт для компаний России и Казахстана до 15 октября 2016 года. Подать заявку можно здесь.

 


Материалы по теме:

Гранты для лучших социальных предпринимателей от SAP

В России создают реестр социальных предпринимателей

Мифы о социальном предпринимательстве в России

50 признаков предпринимателя

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase