Колонки

«Найти интересного для вашего дела человека — нетрудно». Советы, которые помогут заводить деловые знакомства

Колонки
Виктория Принь
Виктория Принь

PR-менеджер

Софья Федосеева

По статистике, 68% молодых специалистов ценят очные деловые контакты больше, чем онлайн. Всем известно, что встречи face to face — самые эффективные для нетворкинга. 

Виктория Принь, PR-менеджер (работала специалистом по пиару в PressFeed и с компаниями Kawaii Factory&Monoorom), собрала мнения предпринимателей из разных сфер, которые рассказывают про личный опыт в нетворкинге.

«Найти интересного для вашего дела человека — нетрудно». Советы, которые помогут заводить деловые знакомства

Роман Лаврентьев, Product Owner в PimPay



Сложно переоценить значение нетворкинга в моей жизни — только благодаря ему я открыл свою первую компанию и нашел нынешнюю позицию Product owner, на которую меня порекомендовал одногруппник бизнес-школы. 

Самый качественный нетворкинг у меня происходит в трех местах: 

  • на обучении, где однажды я нашел нового партнера на программе «Практикум для директоров»; 
  • на конференциях в продуктовом менеджменте, например, Product camp и Product Sense;
  • на разных образовательных митапах, таких как, например, встречи U Skillz.

Три совета, которые помогают мне заводить деловые знакомства:

  • улыбка и эмпатия — я верю, что когда подхожу знакомиться к незнакомому человеку, он тоже хочет со мной познакомиться, но стесняется;
  • яркая одежда или корпоративный мерч — это может привлечь к себе внимание;
  • наличие личного блога или канала, по которому люди будут вас узнавать.

 

Александр Вьюшков, основатель и CEO в «ЛидМашина»



Подойти и познакомиться с незнакомым человеком — это не про меня. Есть те, кто появляются на конференциях с целью завести 15 контактов и обменивать свои визитки, пока не закончатся. Я так не могу. 

Когда мы были детьми, то дружили только с теми, с кем нам было интересно. Грубо говоря, я по такому же принципу выстраиваю сейчас свои деловые контакты. Ничего зазорного не вижу в том, чтобы подойти и сказать: «Ты классный, давай пообщаемся!» 

Если говорить про поддержание контакта, то нужно помнить, что в современном мире люди помнят все: начиная с лайков и того, что вы не прокомментировали один эмоциональный пост, и заканчивая тем, что не пришли на важное событие вашего знакомого. Поэтому всегда важно поддерживать деловые контакты на человеческом уровне: не пропускать важные события (будь то презентация книги или день рождения), поздравлять с праздниками, комментировать посты в соцсетях.

Мои главные три правила в деловом общении: 

  • не продавать, 
  • быть полезным, 
  • говорить искренне и открыто.

Я считаю, что в общении с деловыми партнерами не нужно искать выгоду — люди это чувствуют. Особенно те, у которых за плечами большой опыт общения, взаимодействия с коллегами, сотрудниками, партнерами. 


Александр Гуревич, коммерческий директор компании «Системный софт» 



Сегодня без налаживания деловых связей в онлайне — никуда. Современный онлайн-нетворкинг — работающий бизнес-инструмент, который при правильном использовании способен принести полезные «долгоиграющие» знакомства. 

В первую очередь я бы посоветовал сконцентрироваться на профильных ресурсах (например, LinkedIn — это сообщество задало мировой стандарт общения в профессиональной сфере). А на очных знакомствах советую направить внимание не на себя (как это часто бывает), а на собеседника. Для этого потребуется предварительная подготовка и небольшая «прокачка» в искусстве small talk. 

  • Ответьте себе на вопрос: «Почему этот статусный и известный в своей сфере человек должен быть рад знакомству?»
  • Заранее продумайте, чем вы можете быть ему полезны, что сможете предложить. 
  • Проявите живой интерес к каждому, с кем общаетесь, и вас запомнят как приятного собеседника. 

Юлия Спиридонова-Микеда, управляющий партнер «Нетологии-групп»


Мой самый продуктивный источник контактов — публичные выступления.

Недавно я участвовала в мероприятии, организованном сообществом WE Talks, где с представителями «Яндекса», «ВКонтакте» и Mail.Ru Group мы говорили о современных тенденциях образования взрослых и детей. Речь шла о том, почему крупнейшие компании рунета сейчас приходят в EdTech-рынок. 

Одна моя читательница после выступления подошла ко мне и сказала: «Я понимаю, что вам это сейчас не нужно, но, если будете покупать новостройку, я буду рада с вами работать! Я риелтор». Я сохранила контакт и вернусь к ней, когда придет время. Мне важно работать с мотивированными людьми.

Также большой поток входящих обращений мне дает моя активность в соцсетях. Я много пишу в Instagram и Facebook про предпринимательство, женский бизнес и онлайн-обучение.

Полезные советы по нетворкингу.

  • Составьте список людей, которые вам интересны, лидеров мнений в вашей отрасли. Проиграйте возможные темы для беседы или обращения. 
  • Главный секрет нетворкинга — взаимная выгода. Составьте список своих ресурсов — того, что вы готовы дать собеседнику взамен.
  • Найдите повод для встречи с интересующими вас людьми.
  • Научитесь делиться контактами — так вы оживите вашу сеть знакомств. Люди будут благодарны и станут рекомендовать вас в ответ.
  • Расширяйте свою сеть контактов через соцсети. Там вы сможете дать людям бесплатную экспертизу, полезные материалы и контакты.

Наталья Сторожева, гендиректор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»



Найти интересного для вашего дела человека — нетрудно. Это может быть сосед по креслу в самолете или театре, посетитель выставки в музее. 

Однажды на конференции один из спикеров посетовал, что не может найти хорошего маркетолога. После его выступления я задала вопрос о стратегии развития компании. И добавила, что уже завтра могу показать ему трех хороших специалистов по маркетингу. Он заинтересовался, мы пообщались после мероприятия. На следующий день вместе проводили собеседования, а через неделю закрыли вакансию. 

В самолете рядом со мной сидел человек, который громко по телефону убеждал своего коллегу (или партнера), что нужно срочно менять руководителя отдела продаж, иначе план по продажам в компании не вырастет. 

Они говорили так долго, что к нему подошел стюард с просьбой отключить телефон. После этого я протянула свою визитку и предложила найти достойных кандидатов. Договор мы согласовали прямо на борту самолета. Собеседования начали проводить, как только директор вернулся из командировки. Вакансию закрыли невероятно быстро.

 

Юлия Ершова, сооснователь центра бизнес-коучинга для детей Be for kids



Деловые контакты могут быть разного предназначения и качества. Например, функция топ-менеджера или основателя бизнеса предполагает представительскую роль, когда нужно выступать от имени компании и представлять ее интересы внешним клиентам и стейкхолдерам. И в этой ситуации название компании, ее бренд и история «открывают дверь» к контактам. 

Совершенно другая тематика — выстраивание личного бренда. Здесь цель совершенно иная, ты представляешь интересы не компании, а свои личные — заявляешь о себе как о профессионале, чтобы повысить собственную привлекательность и стоимость на рынке. Под это выстраивается определенная стратегия, одной из важных составляющих которой будет расширение нетворкинга и приобретение новых деловых контактов.

Проходя обучение по программе Executive MBA в Лондоне, я не только расширила свой нетворк европейскими контактами, но и встретила своего будущего супруга. Это привело к созданию личного союза, а также к построению совместного бизнеса.

 

Дмитрий Кучеров, директор департамента стратегического развития EKF



Сегодня 60% бизнес-коммуникаций приходится на социальные сети и мессенджеры. Звонки заменяются голосовыми сообщениями, а завязать деловое знакомство помогают хорошие коммуникативные навыки. 


Человек с развитым навыком общения способен заинтересовать собеседника, даже имея пробелы в своей профессиональной области.

Пример, позволяющий увидеть деловые связи в действии, — известная многим «теория шести рукопожатий». На практике действительно оказывается так, что выйти на интересующее контактное лицо можно с помощью цепочки, состоящей в среднем из пяти человек. А для простых целей иногда достаточно и двух-трех.

Мои советы для эффективного нетворкинга.

  • Необходимо определить стратегию. В зависимости от того, для каких карьерных и профессиональных целей создается сеть деловых контактов, аудитории и инструменты работы с ними будут разными.
  • Не надо бояться общаться с людьми на высоких позициях. Зачастую они открыты к коммуникации и легко реагируют на разговор. Во многом успех этих людей связан именно с развитыми коммуникативными навыками.
  • Не стоит спешить. Нетворкинг — это не спринт, а марафон. За один день не создать рабочую базу контактов. Отношения нужно поддерживать, быть внимательным к людям, поздравлять с важными событиями в жизни, обращаться для обсуждения идей и мнений, задавать вопросы и реагировать на посты в соцсетях.

 

Юлиана Гордон, основатель школы электронной коммерции iWENGO



Мне тяжело подойти и начать общаться с незнакомым человеком, но я активно этому учусь. В Европе просто — там ты можешь подойти к любому человеку, например, на конференции. 

В России сложнее — многие ведут себя достаточно заносчиво. Пример: я несколько раз была на Петербургском международном экономическом форуме. Вы думаете, там можно просто так подойти к какому-нибудь чиновнику и что-то спросить? Нет, его оберегают со всех сторон. Нужно, чтобы тебя кто-то «свой» подвел за руку и представил. 

Я активно пытаюсь следовать принципу «Никогда не ешь один» — приглашаю людей на ланчи и завтраки, сама активно встречаюсь с целью пообщаться, узнать поближе, поговорить.

Я же «охотник за головами» — то есть все время ищу для своей школы интересных, неординарных людей, чтобы включать в учебные курсы их опыт. В моем плане всегда есть строчка «раз в неделю завтракать, обедать или ужинать с интересным мне человеком». На мой взгляд, деловые связи — это основа любого бизнеса. 

Мои три совета для эффективного нетворкинга. 

  • Искренне интересуйтесь самим человеком, а не только его должностью.
  • Будьте самим собой в общении, не бойтесь показаться нелепым, неумным или хуже, чем вы есть, не стесняйтесь, не смущайтесь. И, наоборот, не выпячивайте сразу все ваши достоинства и достижения, не начинайте тараторить о своей компании или что-то предлагать. Просто насладитесь живым общением!
  • Если вы что-то пообещали (я пришлю вам свою презентацию, я напишу вам на следующей неделе) — всегда исполняйте это в те сроки, о которых упомянули. Или не обещайте ничего!

 

Инна Анисимова, генеральный директор агентства PR Partner



Для эффективного нетворкинга сделайте интересную визитку. Не боитесь выйти за деловые рамки — эмоциональный отклик по-другому вызвать невозможно.

Напишите на обороте визитки три необычных факта о вас, например, я мама троих детей, инвестор трех бизнесов, читаю более 100 книг в год, снова села на шпагат в 39 лет.

Подготовьте и проговорите самопрезентацию на 30 секунд. Ваш опыт работы, образование, чем занимаетесь сегодня, ваши планы. Самопрезентация должны быть короткой, по существу, но и эмоциональной. Добавьте факты и цифры. 

Есть отличные книги по нетворкингу — вдохновитесь идеями из них. Я советую: 

  • «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци, 
  • «Нетворкинг для интровертов» Деворы Зак, 
  • «Говорить легко» Кэрол Флеминг.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 6 советов по нетворкингу в Twitter
  2. 2 «Нетворкинг непредсказуем: никогда не знаешь, какие двери он откроет». Руководство по выстраиванию полезных связей
  3. 3 Нетворкинг за рубежом: как лучше презентовать себя и свой продукт

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

07 августа 2020

Ipsen Biomed Challenge

08 августа 2020

Цифровые джунгли

09 августа 2020

IT хакатон