Колонки

Считаете, что у вас бирюзовая компания? Проверьте это прямо сейчас

Колонки
Александр Белов
Александр Белов

экс-директор бизнес-инкубатора МФТИ

Полина Константинова

Александр Белов, директор бизнес-инкубатора МФТИ, в колонке рассуждает, чем отличаются бирюзовые компании от других, и объясняет, каким критериям должны соответствовать организации, которые стремятся к такой системе устройства.

Считаете, что у вас бирюзовая компания? Проверьте это прямо сейчас

Казалось бы, бирюзовые организации уже давно на слуху. Но за последние недели мне пришло сразу несколько вопросов о том, что такое бирюзовая (= «тиловая», от англ. Teal = бирюзовый) команда. Причем от проектов, которые сами стремятся к бирюзовости, но не до конца осознают эту классификацию. Поэтому здесь попытаюсь дать ликбез по этой теме.

Сам я в этой теме уже два года, из которых последние девять месяцев официально в «ТилТехе» — фонде, который объединяет исключительно бирюзовые организации и проводит обязательный аудит этой «тиловости». В России наша команда Startech.vc входит в тот ничтожный процент организаций, чья бирюзовость подтверждена.

Мне хочется написать здесь не только о банальных атрибутах бирюзовости, а, скорее, о своем практическом видении и нескольких инсайтах (не только моих).

Определение термина

Бирюзовость — это набор принципов устройства организации. В истории было много подходов к управлению — например, феодальный = красный (абсолютная негибкость, ценность жизни практически равна нулю), административный = оранжевый (функции еще важнее личности, но уже работает карьерный лифт, появляется метод «кнута и пряника»). В последние десятилетия корпоративная среда пришла к зеленому подходу, где выслушивается мнение каждого работника, есть своя культура ценностей, но сохраняется иерархия. 

Каждый из видов эволюционировал, отражая прогрессивные запросы своего времени. В наши дни мы подошли к следующей ступени, которая отражает тенденции будущего. Она названа бирюзовой в честь своей полной прозрачности и открытости.



Вот несколько практических наблюдений, кажущихся мне определяющими:

  • Полностью бирюзовым быть невозможно. «Тиловость» — это не про состояние в моменте, это процесс ежедневного движения по вектору, определяющему эту бирюзовость. Это когда при принятии решений мы руководствуемся бирюзовой «конституцией» (набором принципов и ценностей). Это про внутреннее согласие с тем, что «тиловые» ценности ежедневно определяют твой выбор. Но есть вопросы (например, некоторые финансовые), где бирюзовость бывает неуместна, и тогда по факту приходится отходить от таких принципов. Сегодня это нормальная практика. Возможно, мы просто еще не дозрели до полной открытости.
  • Эволюционность. Эволюция от одного вида организаций к другой привела к «тиловости». Вся бирюзовость про нее: эволюция целей от приземленных к высоким; эволюция предложения из имеющегося спроса, то есть органическое развитие рынка «снизу»; эволюция от «как надо» к «как будет лучше» и так далее.
  • Здоровая доля «самотека». «Тиловый» — означает живой, непредсказуемый, опять же эволюционный, даже предпринимательский. Именно в условиях растущей неопределенности окружающего мира и появилась потребность в переходе к новому виду организации. Поэтому долгосрочное планирование сводится к минимуму, растет роль ситуационного реагирования. Любая стратегия становится гибкой, а горизонты планирования сокращаются до года, не более.

Инсайт 1. Далеко не все, кто заявляет о своей бирюзовости, по факту такими являются (сюрприз! Никогда такого не было, и вот опять). Например, все американские ведущие технологические корпорации позиционируют себя как евангелисты бирюзового движения. По факту, это не более чем HR-уловка.

Сотрудники, особенно низших звеньев, не сталкиваются с «тиловостью». Но ими гораздо проще управлять, взывая к высоким бирюзовым ценностям. Это я слышал от нескольких разных источников, знакомых с бизнес-средой США изнутри.

Наиболее бирюзовой является компания Zappos, а все Гуглы, Эпплы, Майкрософты — зеленые еще. В России тоже примеров хватает. Ведущие банки говорят, что они бирюзовые? Нет, они даже зеленые только на логотипе, на деле, скорее, оранжевые. Маркетинговое позиционирование, не больше.

Ближе всего к «тиловости» «ВкусВилл». Насколько я видел их устройство изнутри, они действительно стараются жить по бирюзовой «конституции». Но даже они официально заявляют, что не являются бирюзовой организацией, дабы не навешивать ярлыков и не создавать лишних ожиданий. У «ВкусВилла» собственная оргструктура, основанная на бирюзовых принципах, но с уникальной спецификой.

Бирюзовость внутренняя

Как выявить, действительно ли компания бирюзовая? Ниже разберем принципы, которыми руководствуются «тиловые» команды во внутренних вопросах.

  • Самоорганизация команды и каждого ее члена вместо иерархии; сведение всех связей к горизонтальным. Все равны, каждый делает свой кусок общей работы, которая поделена на зоны персональной ответственности. Упразднены привилегии и статусность отдельных сотрудников, включая владельцев и топ-менеджеров. Не должно быть преград в коммуникации между ними и самыми младшими сотрудниками компании.
  • Обязателен матчинг общей цели команды с личной целью каждого сотрудника. Только пока они совпадают, возможна открытость, сильная внутренняя мотивация и гармония. Иногда планирование встает с ног на голову — часто цели компании подстраиваются под цели членов команды (если эти цели про бизнес, рост и продуктивность). Если матчинг нарушен, человек, как правило, сам быстро отваливается от команды, происходит естественный процесс обновления.
  • Эмоциональная открытость. Люди искренне делятся своим восторгом, переживаниями, мнением. Зачем молчать о том, что в тебе вызывает отклик? Для всех выгоднее и продуктивнее делиться эмоциями. В случае позитивных — выразишь поддержку коллеге. При негативных — проблемы эффективнее решатся, если их не замалчивать.
  • Доверие. «Когда каждый на своем месте, когда у нас общие цели, когда мы эмоционально открыты друг другу, я тебе полностью доверяю. Нет причин этого не делать». Поэтому сведен к минимуму контроль над сотрудниками, не применяются штрафы, отпадает надобность в бюрократических приказах, бюджетах для галочки.


Инсайт 2. Такие вещи, как человекоцентричность, тактичность в отношениях и искренность, не равны бирюзовости. Это смежные ценности, да. Но бирюзовость требует высокой степени осознанности и самоорганизации. 

Очень многие люди к самоорганизации не готовы. И, попадая в «тиловую» структуру, начинают вести себя из разряда «дорвались» — расслабляются, факапят сроки и задачи, необоснованно повышают ЧСВ. Всю жизнь работали в условиях планов и иерархии, а тут — свобода и анархия, главное, с другими хороший коннект поддерживать.

Так вот нет. Бирюзовость человека проявляется и познается в работе, а не в личных отношениях. В первую очередь, это форма управления, к которой надо быть готовым.

Бирюзовость внешняя

Ниже разберем принципы, которыми руководствуются «тиловые» команды в своих внешних вопросах.

  • Самое весомое отличие от привычного бизнес-подхода — конкурентов нет, есть только потенциальные партнеры. В любых отношениях возможна стратегия Win-Win. Без нее лучше не иметь отношений вовсе. Даже играя на одном рынке, можно найти такие форматы взаимодействия с бывшими конкурентами, которые принесут бОльшую выгоду от кооперации.
  • Избирательность в партнерстве. Бирюзовая компания требовательна к себе, а потому может быть требовательна и к партнерам. В том плане, что общие ценности и цели важнее экономической прибыли. Определяющим становится не размер контракта, а относительные вещи типа «близости по духу» и «общих стратегических целей».
  • Стратегия всей компании формируется из стратегии внутренних команд/индивидов, то есть «снизу», а не директивно «сверху». Как и в продакт-менеджменте, принимается за аксиому, что тем, кто «в полях», виднее, по какому вектору развиваться. Человек/отдел лучше понимает, как им за определенный промежуток времени «добежать» как можно дальше. А что лучше для единицы, то лучше и для целого.
  • Важнейшая особенность — компания и каждый сотрудник верит, что существует, чтобы сделать мир лучше (как именно — декларируется в эволюционной цели компании). Но, главное, это выражается в том, что компания готова искоренять «плохую» прибыль. То есть становится неприемлемо зарабатывать на недовольных или обманутых клиентах, или после заведомо ложных рекламных кампаний, или через продажу просрочки, двойных цен на сайте, прибыль от штрафов, даже ICO.

Инсайт 3

  • Госструктуры и бюджетные организации не могут быть бирюзовыми. Они по своей сути противоположны «тиловым» принципам.
  • Пока еще 99% компаний далеки от бирюзовости. Следовательно, даже в «тиловой» организации должен быть человек, выступающий «прослойкой», то есть связующим звеном между командой и внешним «нетиловым» миром. Тот, кто понимает (принципы) одних и других и фильтрует потоки разного цвета в один бирюзовый и обратно.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как собрать IT-команду без вреда для вашего бизнеса
  2. 2 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  3. 3 «Оказалось, что я нужен. Как лидер, как аналитик, как человек». Что мы поняли, развивая бирюзовую компанию

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

06 июля 2020

Энергия