Top.Mail.Ru
Колонки

По-старому уже не будет: как предпринимателю справиться с неопределенностью

Колонки
Барно Турсунова
Барно Турсунова

Сооснователь «Вилгуд»

Анастасия Удальцова

Кризис — про состояние острой неопределенности. Даже если предприниматель знает, что делать прямо сейчас, ему трудно понять, как развивать компанию в стратегическом ключе. 

Именно здесь во многом помогает визионерский подход. О том, как эффективно использовать его в кризис, рассказывает Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд».
По-старому уже не будет: как предпринимателю справиться с неопределенностью

 

Сейчас многие управленцы вынуждены концентрировать все внимание на том, чтобы реагировать на текущие проблемы. Как выстраивать горизонт планирования на длинные сроки — не всегда понятно. 

Поэтому когда нишу накрывает новый кризис, реагировать на него сложнее, ведь у бизнеса нет прочной базы. Той самой «подушки безопасности», которая могла бы помочь пережить тяжелое время с минимальными последствиями.

В свое время мы в компании прошли через множество кризисов — как внутренних, так и более глобальных, связанных с резкими изменениями в экономике и отрасли. 

Так было, когда на старте наш первый автосервис вместо прибыли генерировал убыток в миллион рублей в месяц. Или когда у нас были разногласия с некоторыми франчайзи, которые не хотели работать по стандартам и бизнес-подходам «Вилгуд». 

Еще более глубокое влияние на нас и на отрасль оказала пандемия, а в 2022 году ниша оказалась в новом кризисе.

Мы всегда были приверженцами стратегического подхода в бизнесе. Со временем мы поняли, что точно такой же подход можно и нужно использовать при реагировании на кризисы. 

Для этого предпринимателю в чем-то нужно мыслить как визионеру — как с точки зрения личного развития и работы с персоналом, так и продуктового подхода. 

Более подробно я расскажу об этом ниже.

 

Найдите безопасное пространство для себя

По своей природе предприниматель довольно одинок. Часто руководитель становится заложником образа уверенного лидера без тени страха и сомнений. Именно так бизнесмена могут видеть сотрудники, партнеры и инвесторы. 

Если показать, что предприниматель — тоже человек, которому не чужд страх перед неопределенностью, завтра на него будут смотреть уже по-другому. 

Особенно остро это может проявиться в кризис, когда ни у кого нет уверенности в будущем.

Про такую «боль» писал предприниматель Максим Спиридонов. Когда он поделился переживаниями о будущем компании с одним из топ-менеджеров, это радикально изменило отношение сотрудника.

Через две недели он ушел работать к конкуренту, а главной причиной назвал сомнения от привычно уверенного во всем Максима.

Закрываться от всех — тоже не выход. 

В периодической поддержке нуждается каждый предприниматель — особенно в кризис. Если он будет ощущать себя в изоляции вместе со своими проблемами, вряд ли у него будет много ресурсов на новые идеи и продуктивную работу. 

Многие действительно не хотят открывать душу на распашку перед сотрудниками и партнерами — они находят необходимую поддержку в семье или у друзей. Если же это не работает, всегда можно попробовать найти собеседника среди коллег: например, в клубах и сообществах предпринимателей. 

Главное — не замыкаться в себе.

 

Помогите сотрудникам адаптироваться

После того как предприниматель справился с собственной тревожностью, важно помочь сделать это сотрудникам. В противном случае часть из них может покинуть компанию.

При этом на поиск замены ушедшему топ-менеджеру или ведущему разработчику могут уйти недели и месяцы

Такая брешь в кадрах — настоящая проблема для долгосрочного развития бизнеса. 

Кроме того, с точки зрения психологии и атмосферы в коллективе уход одного ведущего сотрудника — это потенциальный сигнал для других работников.

Поэтому для предпринимателя, который привык думать на несколько ходов вперед, сохранение команды становится одним из главных приоритетов.

Стоит начать с выстраивания коммуникации с персоналом: важно быть открытыми и оперативными.

Если прямо сейчас обсуждается будущее бизнеса, все новости и решения нужно передавать сотрудникам напрямую и как можно быстрее. Не ждите, когда за вас это сделают журналисты или распространители слухов внутри компании.

Например, если нужно временно урезать зарплаты, чтобы сохранить бизнес и возможности для его масштабирования, скажите об этом прямо и честно. 

Настроенную антикризисную коммуникацию нужно передавать по цепочке дальше, от отдела к отделу.

Сотрудников можно не только успокаивать, но и мотивировать помогать бизнесу справляться с кризисом. Успешную практику стартапы могут подсмотреть у крупных игроков из разных ниш. 

Например, логистическая компания ПЭК запустила проект «Аккумулятор инициатив»: каждый член команды может предлагать свои идеи по оптимизации работы.

За это работники получают бонусные баллы, на которые можно приобрести бытовую технику или автотовары из интернет-магазинов компании.


Читайте по теме:

6 привычек предпринимателя, с которыми не страшен кризис

5 компаний, которым кризис пошел на пользу: что стоит почерпнуть из их опыта?


 

Ищите ответы на вопросы не только в своей отрасли

Многие предприниматели имеют привычку замыкаться и искать ответы только в рамках своей ниши. Однако со временем такой подход работает все хуже. 

Дело в том, что в одной и той же отрасли у многих игроков схожее устройство бизнес-процессов и во многом схожие проблемы. Поэтому польза от таких поисков со временем будет уменьшаться

Здесь, наоборот, помогает взгляд визионера — предпринимателя, который постоянно ищет новые пути и решения, используя все доступные каналы и инструменты.

Он рассматривает не только свой рынок и за счет этого тестирует и привносит что-то принципиально новое.

Например, основатель сети Black Star Burger Юрий Левитас также владеет франшизой Free & Co. Для своей сети фастфуда он применил модель freemium из IT-сегмента. 

В freemium базовый продукт — бесплатный на все время использования, а основная часть прибыли зарабатывается на расширенных функциях. 

В Free & Co это выглядит следующим образом: любой желающий каждый день может получить бесплатный хот-дог или пиццу. Единственное условие — регистрация в приложении сети. 

Freemium-модель в сегменте ресторанов — довольно редкое явление: у основателя определенно получилось выделиться среди других игроков.

 

Переосмысливайте продуктовую стратегию

Ставка только на одну аудиторию или на один продукт — это не то, что похоже на крепкий фундамент. В идеале вам нужно несколько групп пользователей на несколько продуктов. 

Если одна из аудиторий окажется неплатежеспособной или уйдет с рынка, вас всегда подстрахуют другие клиенты. Аналогично это сработает в случае, если какой-то из ваших продуктов временно потеряет актуальность.

Например, у нас необходимость запуска нового продукта увидели еще до пандемии, в 2019 году. Тогда в b2b-направлении компания работала только с франчайзи. 

Мы понимали, что инвестиции во франшизу может позволить себе не каждый предприниматель. При этом интерес игроков к бизнес-модели и нашим решениям все равно оставался высоким. 


Читайте также: 

Предпринимательство и «чёрные лебеди»: почему нужно делать бизнес несмотря ни на что?

17 бизнес-идей, проверенных кризисами


Мы также знали, что при любом серьезном кризисе финансовые возможности аудитории, скорее всего, сократятся. А значит, количество заявок на франшизу уменьшится.

Поэтому мы решили запустить разработку нового продукта — IT-системы Wilgood Soft. Платформа стала переработанной версией ИТ-решения, которое было ядром франшизы. 

Wilgood Soft можно было приобрести по модели подписки, без инвестиций в ребрендинг точки или паушальный взнос.

После пандемии спрос на новое решение оказался даже выше, чем мы ожидали. Часть воронки из заинтересованных во франшизе предпринимателей быстро переключилась на опцию подписки.

Некоторые действующие франчайзи также перешли с франшизы на лицензию. 

Всего за три-четыре месяца по новой бизнес-модели стали работать более 250 автосервисов.

Тем не менее, мы не хотели забрасывать направление франшизы в долгий ящик. В том числе потому, что это сужало бы наши опции на случай нового кризиса. 

Время показало, что это было правильное решение. Спустя два года множество автопроизводителей прекратили поставки новых автомобилей в Россию. 

По прогнозу «Рольф», из-за этого к концу года до 50% автосалонов могут закрыться. 

Многие из них активно перестраивают процессы и рассматривают новые возможности для развития. Вот почему в воронке потенциальных франчайзи мы все чаще видим разных игроков: в том числе и дилерские центры. 

Чтобы быть более гибкими в продуктовом плане, мы также расширяем линейку маркетинговых услуг для франчайзи и других партнеров.

 

Как получить максимум

  1. Каждому предпринимателю нужно безопасное пространство, где он может поделиться переживаниями и перезарядиться для новых свершений.

    Откровенные разговоры о будущем компании с сотрудниками и партнерами — высокорисковый путь, поэтому поддержку можно искать в кругу других предпринимателей.
  2. Чтобы избежать оттока кадров, важно помочь сотрудникам справиться с чувством неопределенности в кризис.

    Здесь многое зависит от того, насколько хорошо выстроена коммуникация между руководством и персоналом.
  3. Не замыкайтесь на своей нише — визионеры ищут новые решения на разных рынках.

    Именно предприниматели с визионерским подходом часто становятся проводниками принципиально новых идей, которые затем перенимают другие.
  4. Крепче всего на ногах стоят компании, которые не концентрируются только на одной аудитории или одном продукте.

    Расширение продуктовой линейки для разных групп пользователей — один из ключей визионера для долгосрочного роста бизнеса.

Фото на обложке: Ground Picture/Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Штатное расписание: как правильно составить и вести
  2. 2 Согласие на обработку персональных данных сотрудника: полный гайд
  3. 3 Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты
  4. 4 Реорганизация юридического лица
  5. 5 Топ-5 советов по моделированию схем для вашего бизнеса
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти