Колонки

Что такое буткамп и как выжать максимум из этой активности?

Колонки
Юрий Ярцев
Юрий Ярцев

Основатель школы стартапов RUSSOL

Полина Константинова

Юрий Ярцев, основатель школы стартапов RUSSOL, в колонке рассказал о своем опыте участия в Startup Bootcamp в Кремниевой долине и поделился лайфхаками о том, как сделать такое мероприятие для себя еще более полезным.    

Что такое буткамп и как выжать максимум из этой активности?

Что такое буткамп?

Меня зовут Юрий, я основатель школы стартапов RUSSOL и координатор по волонтерскому переводу лекций основателей компаний вроде Facebook, Dropbox или WhatsApp. Пару месяцев назад мне удалось пройти Startup Bootcamp — интенсивную образовательную программу в Кремниевой долине, организованную Pulsar VC. Делюсь опытом и хаками.

Буткамп — это сконцентрированные в одном месте и времени встречи с инвесторами и экспертами, посещение офисов ИТ-компаний, кампусов топовых университетов. Цель — погрузиться в местную экосистему и прочувствовать, как она работает в другой стране.

Обычно такие программы проводят инвестфонды для портфельных компаний и частные компании за деньги для внешних. Полезны они и для инвесторов, когда можно перенять зарубежный опыт. Эффективность участия измеряется количеством налаженных связей, качеством достигнутых договоренностей, а успех — их исполнением

Без разговорного английского можно ее проходить, только если с вами едет кто-то, кто его знает, или этот кто-то будет найден на месте. Если ваш уровень ниже среднего, прокачайте его заранее.

Из чего он состоит?

Конкурсы стартапов. Стартапы разных тематик и стадий за несколько минут рассказывают о своем продукте и получают обратную связь. Обычно это закрытое мероприятие, проводимое на площадках партнеров где-нибудь в бизнес-центрах или коворкингах.

По ощущениям, больше половины аудитории участников конкурсов — это стартапы и им сочувствующие. Все остальные — это организаторы, представители площадки, экспертное жюри, продавцы всех мастей, блогеры и люди с деньгами, которые пришли в надежде найти «единорога».

Ничего фантастического. Сцена, экран, эксперты. Фото: архив автора.

Отраслевые встречи, выставки и конференции. Это микс лекций, дискуссий, конкурсов питчей, быстрых экспертных сессий, а также экспозиция стендов. Некоторые государства помогают бизнесу, предоставляя поддержку, компенсируя часть расходов на экспозицию стендов на крупных выставках

Я не знаю, нормально это или нет, просить подобное у государства крупному бизнесу, а вот стартапам нужно помогать. На мелких региональных конференциях, с моей точки зрения, стенды не нужны. Вы сможете обойти и пообщаться со всеми участниками и гостями за один день.

Экспертные сессии. Идентичны конкурсу стартапов за тем исключением, что эксперты и инвесторы задают больше вопросов и есть больше времени на ответ, чем на конкурсе. На сессиях также меньше левых людей, которые не несут какой-либо ценности.

После выступлений формируются небольшие группы из трех-четырех стартапов и одного эксперта, и снова происходит более тесное общение. Из-за ограниченности времени и ограничений площадки минимальную пользу в группе получают один-два стартапа. Остальные мотают на ус.

Фото: архив автора.

Экскурсии в офисы и штаб-квартиры крупных компаний вроде Google или Facebook. Преследуют цель познакомить с культурой компаний, начинавших как стартапы. Узнаете, как организованы офисы, как питаются и отдыхают сотрудники и как выстроена работа в командах и между отделами.

Такие «туры» проводят обычные сотрудники, а иногда и не обычные. Бомбардируйте их вопросами о том, как скажем, устроены наем сотрудников, внедрение технологий или покупка стартапов. Беседу постарайтесь свести к теме ваших продуктов и как они могут быть полезны этим компаниям.

Посещения университетских стартап-экосистем. Здесь покажут факультеты и отделения, где разрабатываются новые технологии и смешиваются уже существующие. В нашем случае в Беркли провели экскурсию по одной из открытых лабораторий, рассказали, как она работает, почему и для кого.

А еще расскажут и покажут на реальных примерах, как наработки ученых и студентов коммерциализируются с помощью вузовских акселераторов, фондов, курсов и связей.

Лаборатория в Беркли.

Зачем участвовать?

  • Чтобы попытаться понять, как там работает экономика и бизнес у тех, кто уже успешен, и непосредственно задать вопросы.
  • Чтобы проверить гипотезы, погрузившись в другую культурную среду в реальности, а не удаленно.
  • Получить обратную связь о продукте и, если все сделать правильно, то и сделать первые продажи, найти партнеров и получить инвестиции.
  • Понять, устоите ли на чужом рынке, когда захотите по-настоящему открывать филиал или переносить бизнес туда.
  • Начать заводить связи на глобальном уровне и при должном усердии находить нужных людей для реализации своего видения.
  • Практиковаться в продажах. Например, научиться презентовать себя, умению убеждать, завоевывать доверие незнакомой аудитории.
  • Узнать, готовы ли вы к выходу на международный рынок. Возможно, вам покажется правильным остаться на родном рынке. Это тоже решение.
  • Вдохновиться крутыми людьми и экосистемой, чтобы захотелось реализовать подобное в своей компании или стране.

Чего ожидать?

Придется много работать, вставать рано, проводить встречи с самого утра до самого вечера. В перерывах перемещаться между локациями и городами.

Кушать будете на самих мероприятиях и по утрам в гостинице. Иначе не будете успевать на встречи.

Понимания, что пятиминутный питч не принесет успеха. Успех — это про:

  • продажи,
  • поиск людей в команду,
  • поиск рекомендаций таких людей.

Будете преодолевать большие расстояния, если речь о США. Много компаний находятся на больших расстояниях друг от друга.

Лекций и дискуссий. Часть из них может показаться банальщиной. Лучше потратьте время на нетворкинг с теми, кто, как и вы, готовы общаться.

Какую домашнюю работу проделать?

Подружитесь с теми, кто с вами едет. Окажите им услугу, предложите послушать их питч и дать обратную связь. Они ответят вам взаимностью, и до момента первого общения с экспертами и инвесторами у вас уже будет слегка отрепетированный текст. Список коллег узнавайте у организаторов.

Практикуйте питч на английском. Наймите репетиторов, которые помогут структурировать вашу речь так, чтобы вас хотя бы понимали. А лучше найдите и попробуйте пообщаться с теми, кто проходил подобные буткампы. Они дадут обратную связь и при взаимном интересе сильно прокачают вас.

Прошерстите био участников мероприятий. Определите тех, с которыми вам нужно пообщаться. Напишите в линкед и попробуйте договориться о встрече. В идеале ваше расписание должно быть забито ими. Это повышает шансы найти партнеров, инвесторов и сделать первые продажи на чужом рынке.

Фото: архив автора.

Позаботьтесь об опрятной одежде. Это миф, что стартаперы выступают в толстовках и мятых джинсах, после чего к ним наперегонки бегут толстые пачки мятых банкнот. Запаситесь несколькими рубашками. Одной из них вы, вероятно, спасете коллегу, как это было в моем случае.

Держите наготове визитки и свои цифровые профили. Цифровой век на дворе, а бумажные версии ваших контактов все еще в почете. Онлайн-сервисы по печати визиток с доставкой выручат, если не успели взять с собой. Само собой убедитесь, что в ваш профиль LinkedIn содержит актуальные данные

Узнайте о других целевых мероприятиях на meetup.com. Скорее всего, вам повезет, и вы попадете на встречи с потенциальными клиентами и партнерами вне буткампа. Обычно можно пожертвовать непрофильными мероприятиями, вроде лекций или экскурсий, предварительно обсудив с организаторами.

Что делать во время буткампа?

Вы обязаны общаться и наладить связи с как можно большим количеством людей на мероприятиях. Я участвовал в подобных мероприятиях в нескольких странах, и мне всегда безумно жалко видеть, когда люди кучкуются и очень мало с кем общаются. Одни и те же люди каждый день.

Получите максимум обратной связи о вашем продукте от местных экспертов в плане вывода его на рынок, потребления. Помните, в каждой стране свои особенности потребления. Такие беседы еще помогут определить, насколько собеседники компетентны и могут ли они стать частью команды.

Налаживание связей — основная цель буткампов. Фото: архив автора.

Постарайтесь получать обратную связь и о людях на событии, с которыми уже успели пообщаться ваши коллеги. Вы минуете этап выяснения, чем же он или она занимается. Будете удивлены, но из некоторых людей нужно почти что щипцами вытаскивать данные об их компетенциях, навыках и умениях.

Не помечайте как спам всех, кто пытается что-то продать вам. Расскажите им о своем продукте. Попросите ознакомиться с деятельностью, подготовить и прислать описание той ценности, которую они могут привнести своими компетенциями. Единицы ответят, но это будут хорошие предложения. Мягко напомните им, если ничего не получили.

Будьте полезны другим. Успешно продавать — это не только про впаривать, а и про приносить пользу другим. Слушайте питчи других стартапов, слушайте экспертов, узнавайте потребности всех, с кем общаетесь, и предлагайте в разумных пределах свою помощь или связи. Pay forward.

Фото: архив автора.

Делайте совместное селфи, чтобы вы могли вспомнить друг друга. Я делал фото и сразу же отправлял через мессенджер собеседникам. Обязательно добавляйте конкретное описание, вроде имен друг друга вкупе с названиями мероприятий, компаний и обещаний что-то сделать, если таковые были даны.

Будьте осторожны с менторами-кочевниками. Существует люди, чья работа — кочевать с одного мероприятия на другое с целью впарить ненужные услуги доверчивому стартапу. Кочевники всегда требуют предоплату и работают на почасовом тарифе, при этом ценность может быть крайне низка.

Посещайте мероприятия вне основной программы. Мне в каком-то смысле повезло. В дни ее проведения проходила лекция для резидентов школы стартапов Y Combinator. Пожертвовал офисом Facebook ради возможности пообщаться с директором школы, а также основателем Yahoo Mail.

Что делать после?

Сформируйте таблицу с контактами. Необходимо заставить себя переносить собранные за день контакты в единую таблицу. Далее определить степень взаимной полезности. Таблицу рассортируйте по степени потенциального сотрудничества:

  • инвестор,
  • аксель,
  • партнер,
  • маркетинг,
  • продажи.

После встречи напишите каждому сообщение, что рады знакомству и напоминаете о себе. Это должны быть несколько абзацев о сути изначальной беседы и о готовности предоставить больше данных о вашем продукте. Обязательно добавьте, если можете быть полезными чем-то конкретным.

Ну а дальше, взвесьте свои силы и выходите на международный рынок. Удачи. Будут вопросы, пишите.

Благодарности Антону Трантину и Павлу Королеву.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase