Предпринимательская среда — это пространство для разных инструментов поиска бизнес-решений. Один из них — мастермайнд-группы. Что это за формат, какие проблемы решает и как внедрить в свою практику, рассказала Екатерина Стародубцева-Калачева, основатель кадрового агентства Hurma Recruitment и соавтор мастермайндов «8 пятниц».
Содержание:
- Что такое мастермайнд
- Принципы работы мастермайнда
- Кому может пригодиться мастермайнд
- В каких сферах применяют мастермайнд
- Как проходит встреча мастермайнд-группы
- Как сделать мастермайнд-группу комфортной и эффективной
- Где найти мастермайнд-группу
- Как организовать мастермайнд самостоятельно
- Как оценить эффективность мастермайнд-группы
Что такое мастермайнд
Мастермайнд — это формат работы в небольшой группе: от 4 до 8 человек, где участники делятся идеями, помогают решать как личные, так и профессиональные задачи, а также поддерживают друг друга на этом пути.
Если говорить простыми словами, то мастермайнд-группа — это пространство для взаимного роста и совершенствования.
Не с каждым вопросом можно прийти к друзьям или семье в силу их предвзятости к вам, а в рамках мастермайнда вы сможете получить более объективную обратную связь от людей из разных сфер и с разным опытом.
Принято считать, что первым о таком формате заговорил Наполеон Хилл — создатель жанра «самопомощи» в литературе. В его книге 1937 года «Думай и богатей» была изложена концепция мастермайндов. Автор говорил, что особенность формата — в синергии, создаваемой людьми за счет объединения их мыслительных усилий.
Принципы работы мастермайнда
Кроме мастермайнда есть много других групповых форматов работы: мастер-классы, ретроспективы, стратегические сессии. Но мастермайнд принципиально отличается от них. Эти отличия делают его популярным инструментом среди предпринимателей. Давайте разбираться с каждой из особенностей по порядку.
Абсолютное равенство
По сути это и есть ключевая идея мастермайндов, а также его отличие от любых воркшопов и мастер-классов, где всегда есть четкие роли и деление на тех, кто учится и учит. Мастермайнд-группы, напротив, построены на peer-to-peer-подходе, где равные учатся друг друга. Здесь каждый участник — носитель опыта и знаний, которыми он и будет делиться на встречах.
Выбивается из этой цепочки только модератор, который обязательно присутствует в мастермайнд-группе. Однако он не является экспертом, а лишь отвечает за организационную часть и следит за тем, чтобы все участники соблюдали правила встречи.
Чтобы принцип равенства соблюдался как можно лучше, участники группы специально подбираются на основе определенных характеристик. Объединяющим условием может быть сфера деятельности, опыт, образование и т.п.
Например, в нашей группе мастермайндов все участники — девушки-предприниматели из разных сфер и с разным опытом ведения бизнеса. То есть даже несмотря на схожую деятельность, знания и кейсы каждой будут уникальны.
Безопасность
Мастермайнд — свободное от осуждения и критики пространство. Участникам должно быть комфортно делиться не только своими достижениями, но болями и неудачами.
Определяя, что такое мастермайнд, мы упомянули, что он также создан для поддержки. И это особенно ценно: придя в группу, вы увидите, что другие тоже идут к своим целям, преодолевая апатию, грусть или злость. Такой подход здорово помогает сохранять мотивацию и продолжать работать над своей целью.
А еще безопасность касается права на неприкосновенность личной и профессиональной жизни. Поэтому, чтобы мастермайнд проходил максимально комфортно, еще до начала встреч всем участникам следует подписать NDA.
Активность
Просто прийти, послушать других участников и уйти не получится. Обязательное условие мастермайнд-группы — это активное участие каждого. То есть все участники не только делают равный вклад во встречи, но и получают равные результаты.
Соблюдать этот принцип помогает модератор, который выделяет каждому одинаковое количество времени для того, чтобы обсудить свой запрос, получить обратную связь и рассказать о том, что уже получилось или не получилось сделать. Так участники не только анализируют собственные шаги, но и обеспечивают поддержкой других.
Открытость
Если вы ищете готовый алгоритм решения проблемы, то мастермайнд вам вряд ли подойдет.
Здесь нет места инструкциям и гайдам, зато есть обмен опытом и нетворкинг. Благодаря такому подходу вы не получите карту действий, зато точно сможете расширить свой взгляд на ситуацию.
Чтобы встречи точно принесли вам пользу, будьте открыты к разным мнениям, идеям и опыту. Впитывайте всю информацию и преобразуйте ее нужным для себя образом.
Кому может пригодиться мастермайнд
Мастермайнд-группы подходят абсолютно всем, вне зависимости от возраста, сферы работы и целей. Однако особую пользу они могут принести именно предпринимателям, у которых всегда много задач и вызовов, но порой недостаточно поддержки и экспертизы вокруг.
Часто именно те, кто решают запустить собственный проект, работают в одиночку: без возможности получить совет, перенять опыт или устроить мозговой штурм для поиска решения.
Какие боли предпринимателя можно решить в рамках мастермайнд-встреч:
- Стагнация бизнеса. Проложить себе путь из кризисной ситуации бывает непросто. Особенно сложно прийти к креативному решению, когда вы зациклены на самом кризисе и не можете взглянуть на проблему шире. В рамках мастермайндов вы как раз можете получить полную картину и услышать свежие идеи для решения проблемы.
- Дисбаланс между работой и личной жизнью. Каждый из нас учится соблюдать work-life balance. Несмотря на то, что его поиск и поддержание — дело индивидуальное, во время встреч можно здорово вдохновиться историями других участников и перенять их инструменты.
- Переход бизнеса на новый этап развития. Попытки взять новые высоты всегда сопровождаются сомнениями и синдромом самозванца. Поддерживающая среда мастермайнд-группы поможет справиться со страхами и прибавит решимости.
- Поиск новой бизнес-цели. Нетворкинг в рамках группы — источник разных идей. Даже если вы не сможете сформулировать какую-то конкретную мысль, то точно найдете интересный вектор, который сможете позднее развить и применить в своем бизнесе.
В каких сферах применяют мастермайнд
Кроме привычного формата, направленного на достижение личных и профессиональных целей каждого участника, мастермайнд-группы могут быть полезны в корпоративном мире, а также в сфере образования.
Мастермайнды для сотрудников компаний — это то, что я практикую у себя в агентстве, чтобы лучше узнать боли и потребности команды, а также наладить коммуникацию внутри. В больших компаниях такие встречи можно проводить в том числе и для обмена опытом среди сотрудников.
Мастермайнд-группы в университетах — это новый инструмент работы со студентами. Чаще всего их используют, чтобы создать нетворкинг, в котором студенты помогут друг другу разобраться с новым материалом, поделятся своим опытом изучения предмета и т.д. Роль модератора в данном случае будет выполнять преподаватель.
Как проходит встреча мастермайнд-группы
Сам формат мастермайндов очень гибок: здесь нет каких-то строгих правил или ограничений в части проведения встреч. Напротив, вы можете доделывать работу в группе так, чтобы она отвечала задачам участников.
Например, можно организовывать мастермайнд внутри компании для развития топ-менеджеров. Получается, специфика группы у вас уже определилась, а значит, можно вывести и другие параметры встреч: количество мастермайндов, их продолжительность, место, наличие «домашних» заданий, общий чат для участников и т.д.
Вы можете встречаться раз в неделю или месяц в течение определенного времени, а продолжительность встреч выбрать ту, которая будет удобна всем участникам — это не принципиально. Есть даже мастермайнд-группы, которые работают бессрочно и сохраняются на протяжении нескольких лет.
Опираясь на свой опыт, скажу, что еженедельные встречи на 2-3 часа на протяжении восьми недель, наиболее продуктивная из опробованных мной форм мастермайндов. Этого времени достаточно, чтобы вместе с маленькой группой проработать все запросы. Будет еще лучше, если вы сможете встречаться очно.
Структура мастермайнда тоже может разниться, но глобально она делится на три блока:
- ретроспективу, где каждый участник делится тем, что произошло с предыдущей встречи, и делится своими инсайтами и выводами;
- работу над запросами, где обсуждаются главные вызовы и вопросы, а также происходит обмен опытом;
- планирование, где участники решают, что они сделают до следующей сессии для того, чтобы стать ближе к своей цели.
Как сделать мастермайнд-группу комфортной и эффективной
Планируйте расписание, но не содержание встреч. Мастермайнды — это свободное общение, поэтому определенные темы или четкий план проведения встреч здесь неуместны. Они лишь негативно скажутся на вовлеченности участников.
Пользуйтесь в работе теми средствами, которые доступны всем. Мудрить с организационными моментами не стоит. Пользуйтесь привычными Zoom или Google Meet для звонков, создайте удобный чат в мессенджере. Не нужно внедрять в работу канбан-доски и другие сложные инструменты, которые с большей вероятностью лишь снизят активность участников группы.
Поощряйте инициативу. Активное участие и обмен опытом требуют инициативности каждого. Обязанность модератора — поддерживать ее и показывать участникам, что они обязательно будут услышаны и получат отклик.
Правильно формируйте группу. Старайтесь брать в группу не более восьми человек и собирать их таким образом, чтобы ценности каждого хоть немного совпадали.
Собирайте обратную связь. Это самый важный инструмент для улучшения любого продукта. Обязательно анкетируйте участников или просто задавайте вопросы по итогам встреч. Это можно делать как лично с каждым участником, так и во время совместных занятий. Именно обратная связь поможет вам довести вашу мастермайнд-группу до идеала.
Где найти мастермайнд-группу
Найти мастермайнд несложно. Во-первых, их организуют многие EdTech компании. В таком случае нужно особенно тщательно подходить к выбору, потому что не всегда понятно, по какому принципу формируется группа. Во-вторых, их может организовывать кто-то из ваших знакомых. Почаще следите за соцсетями, особенно профессиональными вроде LinkedIn, чтобы быть в курсе.
Как выбрать группу, которая подойдет вам:
- Оцените условия. Задайте вопросы организаторам о том, для кого предназначен конкретный мастермайнд, кто будет модератором, по какому принципу формируется группа и какие есть правила. От того, насколько вам подходят эти параметры, будет зависеть и результат встреч.
- Узнайте об участниках. Самое важное в мастермайнде — это люди с их знаниями и опытом. И подбор участников играет особую роль. Если вы начинающий предприниматель, то вам лучше будет работать вместе с теми, кто также не так давно запустил свой проект и сталкивался с похожими проблемами. А вот топ-менеджерам и владельцам больших компаний будет полезнее и интереснее встречаться в кругу людей с аналогичным бэкграундом.
- Ориентируйтесь на удобство. Хотя очные встречи самые эффективные, далеко не каждый может посещать их на регулярной основе. Если вы часто в разъездах или живете далеко от мест проведения мастермайндов, лучше выбирать онлайн формат, к которому вы можете подключиться из любой точки.
Как организовать мастермайнд самостоятельно
Если найти подходящую группу не удалось, вы всегда можете собрать собственную мастермайнд-встречу, исходя из ваших потребностей и запросов. И, если вы решились на такой вариант, вот что для этого понадобится:
- сформулировать цель, которую вы хотите достичь с помощью формата;
- определить, какие участники вам нужны: что это за люди, какой у них должен быть опыт;
- продумать принципы и правила встреч, составить NDA;
- выбрать способ коммуникации: если это онлайн-формат, то определите платформу для общения, а если очный — найдите подходящее место;
- определить конкретные дни и время для встреч;
- найти модератора и провести с ним первую встречу, чтобы отработать тайминги и переработать правила, если это необходимо.
Как оценить эффективность мастермайнд-группы
Вроде с механикой все прозрачно, но как же понять, что мастермайнд действительно приносит результат? К сожалению, четких метрик тут нет. Каждый участник самостоятельно оценивает пользу встреч для себя. Все зависит от самого человека, его запроса, активности на встречах, выполнения «домашек» и состава группы: если она собрана без объединяющих признаков, то эффективность будет ниже.
Главный показатель качественно проведенных групп — это решенная по итогам мастермайнда проблема. Если вы пришли на занятия с конкретной болью, но после восьми встреч смогли разобраться в том, что беспокоило, это можно считать успехом всей группы.
Стоит помнить, что не каждую ситуацию можно разрешить в течение двух месяцев. Но закрытие промежуточных целей: повышение мотивации и уровня энергии — это тоже важный результат, который практически всегда показывают участники мастермайнд-групп.
Фото на обложке: Freepik
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Подпорченная репутация: как отзывы влияют на продажи
- 2 Забудьте о JTBD и PMF по отдельности. Будущее — за их комбинацией
- 3 Бизнесмены vs айтишники: почему возникают разногласия и что с этим можно сделать
- 4 «Люди хотят общаться с людьми, а не с навязчивыми баннерами»: главные ошибки онлайн-нетворкинга и как их избежать
- 5 Как сделать деловое мероприятие доступным для людей с ОВЗ и другими потребностями
ВОЗМОЖНОСТИ
10 сентября 2024
10 сентября 2024
10 сентября 2024