Виктория Кравченко

Кушать хочется всем: как поднять food-стартап

Если вы задумали делать бизнес в сфере еды, и у вас есть соответствующие компетенции, скорее всего, это правильный путь. Будь то онлайн-сервис по заказу еды, агрегатор служб доставки или инновационная B2B платформа – в последние годы модель «еда+технологии» находится под пристальным вниманием инвесторов. В 2015 году в отрасль вложили 5 млрд долларов. И это неудивительно: рынок огромный и относительно свободный.

Но где найти первоначальный капитал и правильного инвестора? Об этом Rusbase рассказал генеральный директор сервиса онлайн-бронирования ресторанов Gettable Егор Гончаренко.


Правило FFF (friends, family, fools)

Запуская сервис Gettable, мы с партнером три раза меняли модель: сначала планировали брать комиссию с депозитов в ночные клубы, потом предлагали ресторанам платформу для автоматизации рабочего места хостесс за фиксированную месячную плату, но не увидев большого спроса, запустили бесплатное бронирование столиков и стали брать с ресторана процент от чека наших гостей. Именно эта модель заработала.

При наличии правильно замотивированной команды основателей с компетенциями в нужных областях (в нашем случае это была разработка, продукт и продажи), разработка MVP обойдется вам недорого. Так что первыми реальными инвесторами в вашу «компанию на миллиард» вполне можете стать вы и FFF (friends, family, fools – друзья, семья и дураки). Но не увлекайтесь, ведь в случае провала, придется либо вернуть деньги, либо основательно испортить отношения с этими людьми.

Бизнес-ангелы

Если вариант 3F не сработал или сработал в недостаточном количестве, на ранней стадии развития вам также могут помочь бизнес-ангелы. Найти ангела можно через сайты ассоциаций (например, НАБА – Национальная ассоциация бизнес-ангелов, СБАР – Национальное содружество бизнес-ангелов), или на онлайн-платформе Rusbase. Согласно рейтингу Firrma, одни из самых активных бизнес-ангелов, финансирующих проекты фудтех – Виталий Полехин и Александр Бородич.

Бизнес-ангелы «обитают» и на краудинвестинговых площадках, которые сводят стартаперов с профессиональными инвесторами. В России наиболее известные платформы: StartTrack, Searchfunds и MyPio. Все крайне удобно: аккредитованный инвестор может «вложиться» в вас за пару кликов.

Проще всего начать с изучения фокуса инвестиций конкретного бизнес-ангела, найти его на Facebook и договориться о том, чтобы выслать презентацию с прототипом продукта. Вместе с тем не ограничивайтесь общением с бизнес-ангелом. Ищите фонды — денег дадут больше. Но есть и дополнительные сложности — заседания наблюдательных советов, контроль и отчетность.

Правильный фонд

Сфера еды на данный момент является одним из самых крупных рынков в мире, на котором при этом находится не так много компаний единорогов (компаний с оценкой выше 1 млрд) и этот факт, безусловно, притягивает инвесторов. Однако вы должны постучаться в правильные двери, туда, где вами потенциально могут заинтересоваться. Ведь кто-то вкладывается в интернет, а кто-то в нанотехнологии.

В идеале найти венчурный фонд который станет для вас не только финансовым, но и стратегическим партнером. Он поможет познакомиться с нужными людьми на рынке, примет участие в первых пивотах и даст свою экспертную оценку со стороны. Это позволит избежать множества ошибок раннего этапа и сэкономить массу времени.

Где искать инвестора:

  • Представители известных фондов, как правило, ведут активную социальную жизнь, поэтому вы можете легко начать свое знакомство с добавления их в друзья на Facebook.
  • Заполнить нужную форму на сайте самого фонда.
  • Я рекомендую выходить на инвесторов через знакомых, так вы будете уже не просто кем-то со стороны, а человеком, заранее отфильтрованным кругом общения. Не бойтесь просить помощи свести вас с нужными людьми, рекомендация от правильного контакта может послужить большим подспорьем в принятии решения в пользу вашего проекта.

С фондом Addventure.to я был знаком давно. Когда мы сделали MVP, я пришел просить познакомить меня с экспертами рынка, вместо этого меня познакомили со всей командой Addventure. Их мировой опыт, огромное количество связей и доверие, проверенное временем, сделали нас партнерами. Что важно – фудтех находится у них в большом фокусе не только в России, но и в мире.

Еще один совет – если проект больше сфокусирован на производстве еды, чем на IT, то попробуйте найти займы частных инвесторов. Для стартапа в поисках советов и поддержки будет полезно пообщаться как с представителями таких крупных сетей, как «Азбука вкуса» и «Магнит», так и с владельцами небольших сетей магазинов типа ЛавкаЛавка.

Шорт-лист. Бизнес-ангелы в сфере food

  • Виталий Полехин. Бизнес-ангел, руководитель Клуба инвесторов бизнес-школы Сколково, а теперь и президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА). Поддержал несколько ярких food-tech проектов: сервис доставки готовых наборов еды Chefmarket, а также «выход» 2014 года – сервис доставки DeliveryClub, приобретенный глобальным игроком Food Panda.
  • Алексей Менн. Бизнес-ангел и партнер фонда Sun Capital. Алексей неоднократно заявлял о том, что бизнес в сфере еды – одно из актуальных инвестиционных направлений. В частности, в одном из интервью Ленте.ру он сообщил: «Во всем мире, в том числе и в России, в ближайшие 5-7 лет будет настоящий инвестиционный бум в этой отрасли. Речь идет об инновациях в сфере питания, о новых подходах к нему вроде подписки на доставку еды, новых технологий выращивания продуктов и их приготовления». В качестве частного инвестора вложился в конструктор еды Elementaree и онлайн-площадку для поваров и нуждающихся в услугах кейтеринга Uberchef.
  • Александр Бородич. Активный бизнес-ангел, частный предприниматель. Следует правилу «инвестиции в людей, а не в проекты». Вкладывается в проекты на посевных и ранних стадиях. В 2016 году инвестировал 4 млн рублей в сервис по доставке питания на дом Growfood.
  • Борис Рябов. Основатель и управляющий партнер фонда Bright Capital. Бывший топ-менеджер корпорации RU-COM и сети аптек 36,6. Неоднократно вкладывался в фудтех проекты, в частности, в индийский стартап Inner Chef и Elementaree.

Шорт-лист. Фонды, интересующиеся сферой food

  • ADDventure – лучшие в России, если проект касается еды и IT-технологий. Управляющая компания AddVenture создала 4 фонда: AddVenture I, AddVenture II, AddVenture III и AddVenture IV. AddVenture инвестирует в ярких предпринимателей, которые запустили проект и опробовали бизнес-модель на практике. Фонд фокусируется на фудтехе и сервисах, связанных с ним. На счету AddVenture работа с Gettable, Шефмаркет, Delivery Club. В 2016 году фонд AddVenture вложил 30 млн рублей в сервис по доставке готовой еды Growfood.
  • Target Global – международный венчурный фонд во главе с управляющим партнером Михаилом Лобановым. Сфера интересов – электронная коммерция, финтех, travel и мобильные сервисы (в частности, в сфере еды). В 2015 году Target Global вложил 13 млн долларов в американский стартап Blue Apron (доставляет ингредиенты для приготовления блюд на дому). В 2016 году инвестировал в немецкую площадку для кейтеринга LemonCat, а также в сервис по доставке еды Foodfox.
  • ru-Net – фонд Леонида Богуславского. В портфеле ru-Net более 40 инвестиционных проектов в США, Европе, России, и Юго-Восточной Азии. Фонд инвестировал в Deliveryhero, индийское мобильное приложение по доставке продуктов из магазинов PepperTap и Faasos. Долгое время российский рынок находился вне фокуса фонда, однако, согласно высказываниям топ-менеджеров, руководство компании присматривается к ярким российским проектам.

Материалы по теме:

Зачем сооснователи Lamoda инвестировали в сервис доставки еды

«Наш бизнес – это три крупные составляющие. И в каждом направлении ты должен быть лучшим»

Стартап придумал, как избавиться от сахара в продуктах без потери вкуса

Ginza Project получила $10 млн на развитие автокухонь

5 главных бизнес-моделей в фудтехе

После этой статьи вы точно заинтересуетесь фудтехом


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook