Колонки

Зачем EdTech вузы, а вузам — EdTech. Что важно знать стартапу, чтобы сотрудничать с академическим образованием?

Колонки
Юлия Анисимова
Юлия Анисимова

Руководитель программ высшего образования в Skillbox

Алина Алещенко

Онлайн-обучение становится все более привычным: как минимум 8% российских интернет-пользователей чему-то учились в прошлом году. Курсы проходят как студенты, так и состоявшиеся специалисты, но полноценное высшее образование онлайн — это новое явление для российского рынка.

Совместные программы вузов и EdTech-компаний дают возможность получения диплома по выбранной специальности и студенческих льгот. Подробнее о том, как устроены эти коллаборации, рассказывает Юлия Анисимова, руководитель программ высшего образования в Skillbox.

Зачем EdTech вузы, а вузам — EdTech. Что важно знать стартапу, чтобы сотрудничать с академическим образованием?

В партнерских программах или OPM (от английского online program management) участвуют крупные мировые вузы, среди них Arizona State University, Penn State University и University of London.

За прошлый год количество совместных программ американских вузов с EdTech-компаниями выросло на 36%. Прогнозы по развитию рынка онлайн-образования многообещающие: к 2025 году его объем достигнет $7,7 млрд. Один из ключевых игроков, компания 2U, сотрудничает уже с тринадцатью университетами. 

В России ситуация тоже меняется: вузы признают необходимость привлечения практикующих экспертов из своей индустрии и внедрения новых технологий в обход стандартного бюрократизированного процесса.

Так, мы запустили первый в России онлайн-бакалавриат вместе с РАНХиГС по специальности Data Science и Machine Learning. Уральский федеральный университет с 2019 года создает концепцию цифрового университета, а МИСиС запустил дистанционную магистратуру «Наука о данных». 

 

Форматы сотрудничества: как EdTech-стартапы помогают вузам

Вузы остаются оплотом классического академического образования, а EdTech-компании лидируют на поле технологий и практического образования. Успешное сотрудничество начинается на стыке этих направлений. 

 

Предоставлять технологии

Прежде всего, EdTech-компании выступают акселератором онлайн-курсов от университетов. Например, Coursera for Campus дает вузам доступ к курсам, баллы за которые учитываются в дипломе. После прохождения коротких курсов также можно получить сертификат о повышении квалификации.

Другие компании помогают коммуникации между студентами и вузами (в случае с AdminHub — с помощью чатботов), переводя весь процесс поступления, документооборот и общение с представителями учебного заведения в онлайн. 

Сюда же входит и предоставление высокотехнологичных решений для вузов. К примеру, Московский политех запустил навигацию с помощью технологии дополненной реальности (AR) для перемещения по кампусу. 

 

Запуск курсов

Частый формат сотрудничества — это оцифровка готовых курсов, когда EdTech-компании разрабатывают их диджитал версию, настраивают аналитику и саму платформу для пользователей.

Вузы могут не до конца понимать ценность юзабилити, но в большинстве своем стремятся увеличить влияние на аудиторию, выйти за пределы традиционного кампуса и с помощью цифровизации расширить свою географию.

При другом сценарии взаимодействия компании могут создать полноценный образовательный продукт. Речь идет о курсах высшего образования — бакалавриате или магистратуре — или о коротких подготовительных и общеобразовательных курсах. Масштаб работы в каждом случае будет разным, но ценность именно в симбиозе фундаментального вузовского подхода и опыта EdTech.

 

Научные исследования

Сотрудничество с вузами происходит, ко всему прочему, в рамках научных исследований, которые проводятся онлайн. Это может быть как обработка данных, так и построение карт или цифровых моделей. 

 

Зачем это вузам

Быстро зайти на рынок онлайн-образования

Вскоре после начала пандемии вопрос цифровизации образования встал особо остро. Когда вуз решает самостоятельно выходить в онлайн, он сразу попадает в очень конкурентную среду.

В 2021 году уже недостаточно просто записать лектора на видео и выложить на YouTube-канал: такому контенту сложно будет конкурировать с продуманной методологией и удобством учебных платформ. Речь идет о целостном IT-продукте, с которыми, как правило, вуз раньше никогда не работал и потому не может оперативно адаптировать программы под онлайн самостоятельно.

 

Меньше издержек и дополнительный доход

Запуск нового образовательного продукта или цифрового решения — это еще и вопрос финансирования для вуза. Где государственный бюджет, там утомительная бюрократия и бесконечные согласования на всех уровнях.

Чаще всего стратегия «собрать команду и всё сделать самим» в вузах не работает. Совместная работа с EdTech-компаниями не требует таких вложений, поскольку многие бизнес-процессы стартап берет на себя, и в итоге вуз получает продукт практически «под ключ». 

 

Связь с индустрией

Компании могут привести в качестве спикера специалиста из любой индустрии, чтобы обучение проходило на реальных кейсах.

 

Как грамотно построить коммуникацию с вузом

Первый шаг — заинтересовать

Переговоры с вузом идут на уровне кафедры, но решение всегда за ректором. Сначала мы общаемся с кафедрами, а потом презентуем продукт ректору и объясняем, почему его стоит запускать. 

С кафедрой мы выясняем двусторонние интересы и возможности потенциального сотрудничества. Прогрессивные кафедры обычно принимают решение, но всё очень индивидуально, для каждого учебного заведения мы делали уникальные предложения.

 

Разделяем обязанности

В проекте всегда есть представитель от вуза и представитель от EdTech. В начале мы приходим с предложением, его обсуждают, вносят правки и возвращаются к нам с промежуточным вариантом. 

После того как всё согласовано на верхнем уровне, наши методисты и сотрудники вуза разрабатывают детали. IT-поддержка и маркетинг проекта чаще всего остается на стороне EdTech-компании. Вуз, в свою очередь, отвечает за образовательный процесс: поступление, выдачу дипломов, профессорский состав.

 

Учитываем сроки 

Образовательные стандарты в России не сильно изменились со времен СССР: у нас до сих пор не умеют мыслить в категориях рыночной экономики. Однако с каждым днем всё больше вузов хотят делать свое образование современным и внедрять индивидуальные траектории обучения. 

Стоит сразу понимать, что работа с вузами — не быстрый процесс. Мешает бюрократия, обязательные внутренние и внешние нормативы. В университетах всё строго регламентировано, каждый момент долго согласовывают, и от Edtech-компании нужна основательная финансовая и юридическая проработка.

 

Перспективы сотрудничества

За симбиозом EdTech и вузовского образования — большое будущее, и оно про общую цель, а не про конкуренцию. EdTech делает образование лучше и доступнее, помогает получать новые знания с учетом современного стиля жизни, предоставляет персонализированный образовательный контент, который хотят получить 60% современных студентов.

Спрос на индивидуальные методы преподавания и возможность получения знаний в любое время и любом месте рождает новое предложение на рынке образовательных услуг. 

Фото на обложке: unsplash.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как попасть в EdTech, какие специалисты требуются и каких карьерных перспектив ожидать
  2. 2 В онлайн-образовании есть сложности с авторскими правами. Как быть создателям образовательных продуктов?
  3. 3 Как за год увеличить продажи в два раза: 5 проверенных инструментов
  4. 4 Профессия методист — новая жизнь профессии в эпоху EdTech
  5. 5 Десять устаревших установок, которые на самом деле вредят студентам
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

20 октября 2021

20 октября 2021

20 октября 2021