Для успешного развития карьеры hard skills и диплома престижного вуза недостаточно — нужно уметь анализировать свои чувства и эмоции, а также других окружающих людей. Вероника Ноговицина, руководитель департамента Kontakt InterSearch Russia, рассказывает, что такое эмоциональный интеллект, как он влияет на карьеру и можно ли его развить.
Узнаем, что такое EI
Эмоциональный интеллект — система характеристик, оценивающих вашу способность взаимодействовать с миром вокруг. Недостаточно быть гениальным и умным и иметь высокий IQ. Важно также уметь осознавать свои и чужие эмоции и чувства, выстраивать отношения с другими людьми, доносить свою точку зрения, внушать коллегам уверенность в своей экспертизе и уметь подстраиваться под других.
Именно эмоциональный интеллект как основополагающую характеристику топ-менеджеров будущего выделили такие люди, как Петр Авен, Олег Тиньков и Эльвира Набиуллина на Finopolis в Сочи в октябре, крупнейшем событии года в финансовом секторе.
Ученые изучают эту тему с 1960-х годов. Наибольшую популярность получила концепция Даниэля Гоулмана, а среди систем оценки распространена TEIQ профессора К.В. Петридиса, тестирование по которой прошли более 6 миллионов людей в мире. Технически это опросник на 20 минут, по результатам которого вы получаете часовую обратную связь. 100% эмоционального интеллекта — это не абсолютная цифра, а сравнительная со всеми другими протестированными участниками.
В рамках нее выделяется 15 характеристик из пяти блоков:
- Счастье, оптимизм, самооценка
- Управление эмоциями, импульсами и стрессоустойчивость
- Восприятие эмоций, сопереживание, выражение эмоций и межличностные отношения
- Управление эмоциями, ассертивность, социальные отношения
- Адаптивность и самомотивация
Для успешного выполнения работы необязательно иметь 100% по каждому параметру. Все зависит от специфики деятельности. Например, в рамках работы, связанной с продажами, критично производить впечатление эксперта, уметь убеждать и работать с аргументами, и поэтому на первый план выходят такие характеристики, как управление эмоциями и самооценка.
Для вакансий, связанных с трансформацией бизнеса, критичным будет наличие высокой адаптивности — способности как менять окружающую реальность, так и подстраиваться под изменения. Также для выполнения таких проектов лучше подойдут люди со средним контролем импульса, способные принимать решения на основе ограниченной информации и фактов, так как предсказать заранее и проанализировать всю информацию невозможно, и приходится начинать изменения методом проб.
Связываем EI с карьерой и доходом
Международная статистика говорит о том, что у сотрудников с более высоким эмоциональным интеллектом (от 70% из 100%) на 20% выше зарплата, шансы получить предложение о работе и повышение на следующий грейд. $29 тысяч в год разделяют людей с высоким и низким эмоциональным интеллектом, согласно исследованию международной компании Talent Smart. Такие же результаты дало 10-летнее исследование журнала Journal of Vocational Behavior (Volume 101, August 2017, Pages 77-89 A time-lagged study of emotional intelligence and salary).
Недостаточно знать правильное решение и быть гениальным инженером, программистом, продавцом, маркетологом. Повысят до директора того, кто при этом сможет убедить других в правильности своего подхода, выстроить отношения в команде, вдохновить других людей, взаимодействовать с большим количеством сотрудников и быть готовым инициировать и подстраиваться под изменения и ситуации неопределенности.
Те же результаты дает и мой опыт. Например, генеральный директор розничной сети: всю карьеру он быстро получал повышения, менял сферы деятельности и функционал, однако на каждом месте получал наивысшие оценки руководства. 13 из 15 параметров в его тесте EI составляли около 90%.
Его ассертивность, то есть ориентация на результат, высокая адаптивность, оптимизм, способность выстраивать близкие отношения с клиентами и сотрудниками, управление эмоциями коллег и умение быстро принимать решения, конечно, сильно помогали ему.
Корреляция между высоким эмоциональным интеллектом и зарплатой, должностью и уровнем позиции крайне заметна, если судить по моей практике.
Но бывают исключения. Например, сотрудник, занимавший первую позицию в крупной региональной компании, обладал всего 13% эмоционального интеллекта, то есть почти все характеристики были на слабом уровне. Как случилось, что он смог построить карьеру?
В каждом случае ситуация индивидуальна, однако здесь свою роль сыграло то, что основной его опыт сложился в государственных структурах. Там не требовалась высокая ориентация на результат или ассертивность, а наличие лидерских качеств, управление эмоциями других людей и работа с подчиненными не были критичными для роста.
Используем EI в работе
Понимание своего эмоционального интеллекта позволяет ответить на вопросы:
- Способны ли вы быть успешны в холодных продажах?
- Стоит ли вам соглашаться на новую позицию, требующую гораздо больше аналитики и глубокой работы с данными?
- Каких качеств вам не хватает для успешного руководства командой и чего не хватает вашим подчиненным?
- Какой руководитель/работа/KPI позволят вам добиться максимального успеха?
Одна крупная финансовая компания повысила успешного сотрудника до начальника отдела, и в течение месяца на стол легло пять заявлений об увольнении людей из его команды.
Почему это произошло? Причин может быть несколько:
- Сотруднику присущ микроменеджмент в работе с подчиненными, а они привыкли к автономной работе
- Он не умеет делегировать и берет все на себя, а команда ощущает себя лишней
- Людям не хватает обратной связи и более человеческого отношения, к которому они привыкли ранее
- Руководитель ждет быстрых изменений и решений от команды с высокой степенью аналитичности и низкой адаптивностью к изменениям
Ситуации индивидуальны, но в каждой из них есть решение. В большинстве случаев можно наладить работу без увольнений — нужно разобраться в причинах конфликта и осознать, что именно в поведении и взаимодействии с подчиненными важно изменить.
В этом случае ключевым негативным фактором оказался стиль управления нового руководителя. Из-за высокого контроля и низкого выражения эмоций начальник никаким образом не давал свою оценку происходящему, но при этом несколько раз в день просил делать отчеты о проделанной работе.
Сотрудникам казалось, что им не доверяют и их постоянно контролируют. При этом они не получали никакой обратной связи ни через мимику/невербальные эмоции, ни словесно и ощущали себя недооцененными и недостаточно эффективными.
После конфликта было принято решение изменить следующие моменты: в команде обсудили сложившуюся ситуацию, согласовали еженедельную обратную связь (совещания) и отсутствие проверок в течение дня. Климат и эффективность команды были налажены.
Продолжаем развивать EI
Как развивать эмоциональный интеллект без затрат?
- Старайтесь регулярно озвучивать себе свои эмоции: «сейчас я расстроен из-за..., я рад, потому что..., я разозлился только что, потому что...». Это позволит улучшить восприятие собственных эмоций и замечать их у других людей.
- Обращайте внимание на поведение других людей. Задавайте себе вопрос, в каком настроении ваш собеседник, настроен ли он на искреннюю и душевную беседу с вами или лучше обойтись кратким конструктивным диалогом, а, может, вообще отложить беседу на потом.
- Избегайте отрицания эмоций. В российской культуре мы с детства слышим «ничего страшного, не плачь, что ты разнылся», и для нас становится естественным обесценивать, не осознавать, скрывать и не давать выхода своим эмоциям. Повысить свой эмоциональный интеллект можно только понимая, что каждая эмоция имеет значение, и ей важно дать возможность быть.
Другим помощником может стать обратная связь.
Шаги следующие:
- Я все-таки рекомендую пройти тестирование и получить обратную связь по итогам него, чтобы оценить масштабы «бедствия» и текущий статус развития вашего эмоционального интеллекта.
- По итогам важно выделить один параметр, который на текущем уровне сильно мешает или принципиально поможет вашей работе либо жизни.
- По этому критерию запросить обратную связь у коллег-руководителя- подчиненных-родных.
- Расписать все возможности, которые вы получите, если удастся нарастить эту компетенцию, а также проблемы, которые он вызывает в данный момент.
- И начать регулярно отслеживать ее проявления в вашей жизни и работе, просить близких давать вам обратную связь и самостоятельно раз в неделю-две отвечать себе на вопрос: «В каких ситуациях мне удалось/не удалось проявить тот или иной параметр EI (выражение эмоций, стрессоустойчивость, ориентация на результат).
- Практически по каждой характеристике можно найти релевантные статьи, книги, видео, интервью, а также курсы и тренинги в онлайн- и офлайн-формате.
Любопытно, что внимательно прорабатывая одну характеристику, вы с большой вероятностью улучшите и ряд других. Но концентрироваться в моменте рекомендуется все-таки на одной.
Как итог вы гарантированно сможете лучше понимать себя и других и улучшить свои отношения с окружающими. А в лучшем случае добавите к своей зарплате насколько десятков тысяч долларов. Поэтому почему бы не попробовать?
Итого
- Нас приучили думать, что красный диплом и развитые hard skills, глубокая экспертиза в конкретном виде деятельности позволят добиться успешной карьеры, однако это не так. Развивать свой эмоциональный интеллект, анализировать свои чувства и эмоции других людей, тратить силы на построение долгосрочных отношений — критичные навыки для современных топ-менеджеров.
- Эмоциональный интеллект — система характеристик, оценивающих вашу способность взаимодействовать с миром вокруг, понимать свои эмоции, управлять ими, а также распознавать эмоции других людей. EI оценивается с помощью тестов, наиболее распространена методика TEIQ Петридиса, где выделяется 15 характеристик из пяти блоков. Для успешного выполнения работы необязательно иметь 100% по каждому параметру. Все зависит от специфики деятельности и вашей роли.
- Если вы хотите развивать уровень EI, лучше пройти тестирование и по результатам сконцентрироваться на совершенствовании одного параметра, который существенно влияет на вашу жизнь и карьеру.
Развивать ЭИ вполне реально самому, не тратя денег на коучей.
- Старайтесь регулярно озвучивать самому себе свои эмоции — это позволит улучшить их восприятие и замечать их у других людей.
- Обращайте внимание на поведение других людей и принимайте во внимание их эмоции при коммуникации.
- Не отрицайте эмоции: каждая эмоция имеет значение и «право на существование».
- Обязательно используйте обратную связь: общайтесь с коллегами, родственниками, друзьями.
Фото в материале и на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
17 сентября 2024
18 сентября 2024
18 сентября 2024