Колонки

Как перейти к устойчивому росту: управленческие лайфхаки по повышению ESG-показателей

Колонки
Андрей Черногоров
Андрей Черногоров

Основатель российской «Ассоциации директоров по закупкам», системы закупок Bidzaar

Светлана Зыкова

Андрей Черногоров, основатель системы ESG-сертификации поставщиков в России Bidzaar, рассказал, как компании повысить оценку по ESG-критериям, даже если на это не заложено больших ресурсов.

Как перейти к устойчивому росту: управленческие лайфхаки по повышению ESG-показателей

Устойчивое развитие — не просто модная тема, а способ повысить стоимость компании. Об этом говорят компании с «зеленой» повесткой и высокими показателями в области ESG — в 63% из 2000 академических исследований с 1970-х г. нашлась положительная связь между ESG-показателями и стоимостью публичной компании (данные приводит аудитор PwC). Но для начала разберемся, что такое устойчивое развитие.

Устойчивым называют развитие компаний и целых государств, если оно не только увеличивает текущие показатели, но и проходит в интересах будущих поколений (сохраняются ресурсы, окружающая среда не загрязняется), и при этом решает наиболее важные проблемы человечества. 17 глобальных целей устойчивого развития еще в 2015 году сформулировала ООН. Они должны обеспечить «лучшее и более устойчивое будущее для всех». Среди них: снижение уровня неравенства, нищеты, голода, обеспечение здорового образа жизни людей, безопасные города, забота об океанах, морях, лесах и пр.

Стандарты ESG (Environmental — защита окружающей среды, Social — социальное развитие и Governance — эффективное корпоративное управление) — это критерии, по которым оценивается, насколько успешно компания или страна продвигается в достижении устойчивого развития. От показателя ESG зависит не только репутация компании или стоимость в долгосрочной перспективе, но и ее оценка кредиторами, инвесторами, контрагентами и клиентами (особенно зарубежными) — и даже сотрудниками. 86% сотрудников хотят работать в компании, ценности которых разделяют, показало исследование PwC.

Итак, как же улучшить свои показатели по ESG?

 


Первый параметр — влияние на окружающую среду


  1. Если вы — производственное предприятие, критически оцените свои выбросы и сбросы, а также карбоновый след (сколько СО2 или эквивалентных газов выбрасывается в ходе производства продукции). Это первый и главный шаг, ведь мы не можем управлять тем, что не измерили.

  2. Сверьтесь со справочником наилучших доступных технологий (НДТ), вероятно, какие-то из них окажутся подходящими для вашей сферы. Само внедрение НДТ может стать «зеленым проектом», под который реально получить льготное финансирование.

  3. Если пока масштабная трансформация вам не по плечу, поставьте достижимые цели. Например, снизить выбросы CO2 на 20% к 2030 году. Напишите о цели на своем сайте, расскажите в соцсетях. Commitment, публичное обещание — это хороший вклад в репутацию и само по себе может улучшить вашу оценку.

  4. Даже если вы не связаны с грязным производством, всегда есть куда расти. Сделайте «зеленым» свой офис — внедрите раздельный сбор мусора, эффективное энергопотребление, сократите использование ресурсов. Можно обойтись собственными силами или обратиться к специальным компаниям — тем, кто составит проект под ключ или отдельно решит какую-то задачу (привезет баки и будет вывозить раздельно собранные отходы, поставит датчики движения на освещение или на краны с водой и пр.).

  5. Отдельная цель — переход на электронный документооборот и вообще максимальный отказ от печатной продукции.

    Нужно ли экономить бумагу — вопрос дискуссионный. Можно не жалеть деревья, если на бумагу идет не вековой лес, а специально для этого выращенный «как морковка на грядке». Если вы решили оставить бумагу, визитки, рекламный брошюры, следите за тем, чтобы ее поставщик был одобрен Лесным попечительским советом (Forest Stewardship Council, FSC — наверняка вы видели такой знак). И не забывайте собирать и сдавать макулатуру.

    Если же подходить к вопросу с точки зрения сокращения потребления, то любой отказ полезен. Вы будете меньше закупать, значит, сократятся перевозки и вывоз мусора, а снижение перемещения транспорта благотворно влияет на городской воздух (ведь основная часть автомобилей в России все еще на бензине).

 

Хочешь вывести бизнес на международный рынок? Участвуй в конференции Start Global Day


Второй параметр — социальные аспекты


Это все, что касается ваших сотрудников, а также сообществ, на которые влияет деятельность вашей компании. Проверьте, выполняете ли вы все необходимое в отношении сотрудников:

  • соблюдаете ли трудовой кодекс;
  • достойно ли оплачиваете труд (в соотношении к средней зарплате по региону/отрасли);
  • соблюдаете ли work/life balance в отношении сотрудников;
  • могут ли возникнуть претензии к вашей работе у людей, которых она косвенно затрагивает.

Если все перечисленные вещи в норме, стоит дополнительно мотивировать и повысить включенность сотрудников. Получить преимущества как работодателя помогут миссия и ценности компании. Лучше, чтобы тема ESG нашла там свое отражение.

 

Третий параметр — управленческие аспекты


Во-первых, посмотрите, соответствуют ли ваши управленческие аспекты международным правилам:

  • открыты ли процессы и отчеты;
  • есть ли свободный доступ для новых поставщиков на тендеры;
  • велика ли доля женщин в органах управления.

Во-вторых, проверьте по этим параметрам своих поставщиков. Именно на них на самом деле приходится большая часть вашей устойчивости — до 90% (подсчеты McKinsey). И грош цена усилиям по улучшению показателей ESG в большой компании, если ее поставщики деталей изготавливают их, используя детский труд. Поэтому отчет за поставщиков постепенно переходит из разряда правил хорошего тона в перечень обязательных требований.

В-третьих, выпустите нефинансовую отчетность. 

  • Если у вас есть ресурсы, можно нанять дорого консультанта из «большой четверки» аудиторов. Также консультационное направление развивает Сбер. 
  • Если бюджета и/или времени на выпуск отчетности по международным стандартам пока нет, можно воспользоваться сертификацией. Такую, например, на европейском рынке предоставляет компания EcoVadis (компании до 100 человек оценка на год будет стоить от 495 евро). Не менее известны Sustainalytics, The Eco Efficiency Group, CSRHub, Cority, SGS Group и пр. В России оценить компании могут различные рейтинговые агентства (АКРА, НРА и тд.). Наша компания, Bidzaar, предлагает дистанционную оценку на основе ваших отчетов, проверенных по открытым данным.

Как видите, повысить оценку по ESG-критериям и увеличить устойчивость компании не так сложно. Нужно желание, целеустремленность и немного усилий.

Фото на обложке: Nicholas Ahonen / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Пустые обещания: как выявить компанию, которая не соблюдает стандарты ESG
  2. 2 Как бренд может усилить стратегию устойчивого развития компании
  3. 3 5 шагов, чтобы достичь ESG-трансформации бизнеса
  4. 4 «Кто выплывет, тот и молодец»: что происходит в сфере социального предпринимательства в России
  5. 5 Время устойчивого развития: можно ли получать прибыль от отходов производства
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти