Рынок фитнеса в России «набирает массу»: ежегодно он прибавляет в объемах 7,5-10% и останавливаться не собирается. Причин тому множество: вошел в моду здоровый образ жизни, массовый спорт стал национальным приоритетом и пропагандируется на федеральном уровне. Рынку, объем которого в 2017 году был оценен «РБК Исследования рынков» в 113,6 миллиарда рублей, есть куда расти.
Мария Лифарь, генеральный директор сервиса Onefit.ru, разбиралась, как будет выглядеть фитнес-индустрия через пять лет.
Пока только 3,6 миллиона россиян (2,5%) посещают тренажерные залы, причем 45% из них — жители Москвы и Санкт-Петербурга. В погоне за клиентами клубы эволюционируют: осваивают новые форматы и направления фитнеса. Но этого недостаточно. В ближайшие годы индустрию ждет тотальная перезагрузка.
Успешными станут те игроки, которые смогут внедрить инновационные технологии и перестроить свою бизнес-модель. Потребитель от этого только выиграет: он получит более доступные, качественные и эффективные фитнес-услуги. Облик российского фитнеса к 2024 году определят пять основных трендов.
Расцвет фитнес-бутиков
Поклонники здорового образа жизни начали уставать от традиционного формата многофункциональных клубов — с тренажерным залом, бассейном, сауной и залами групповых занятий. Два-три года назад часть трафика у таких клубов стали перехватывать специализированные студии (их также называют фитнес-бутиками), в которых практикуется один, максимум два вида занятий.
Появились моностудии йоги, стретчинга, кроссфита, barre-тренировок (смесь пилатеса и балета), EMS (занятия с электростимуляцией мышц), TRX (тренировки с подвесными тренажерами), сайклинга (упражнения на велотренажерах).
Особенно популярны такие занятия у миллениалов, людей в возрасте от 20 до 25 лет, которые воспринимают подобные тренировки в качестве увлекательного проведения досуга, а не как рутинную необходимость.
Фото: Unsplash
По нашей статистике, на йогу сегодня приходится свыше 15% продаж абонементов — больше набирают только залы с тренажерами. Как правило, все новые веяния в спорте приходят к нам с Запада.
По данным маркетингового и HR-агентства Toptal, в США средний чек в фитнес-бутиках в 2,5-3 раза выше, чем у обычных клубов. Студии способны предложить клиентам более внимательный подход, инструкторов узкого профиля и особую атмосферу эксклюзивности.
Через пять лет тренд окончательно приживется и в России: студии станут развиваться в сетевом формате, по франшизе и пойдут в регионы. Это не значит, что большие клубы «все в одном» исчезнут — в конце концов, многим нравится после пробежки на дорожке прыгнуть в бассейн, но влияние такого формата на рынок заметно снизится.
Персонализация и нацеленность на результат
Аудиторию фитнес-клубов можно условно разделить на три большие группы.
- Первые просто хотят поддерживать себя в форме.
- Вторые преследуют конкретные цели, скажем, похудеть к пляжному сезону.
- Третьи видят в клубах площадку для социализации, где можно интересно и с пользой провести время и пообщаться с друзьями.
В будущем с каждой группой пользователей будет работать свой нишевой игрок. И если привлечь людей, которые просто хотят сохранить форму, не составляет особого труда, то мотивировать две другие группы гораздо сложнее. Чтобы клубы оставались местом притяжения, гостей в них развлекают фитнес-квестами и DJ-сетами, а в студиях сайклинга устраивают кинопоказы, совмещенные с кручением педалей.
Появились проекты, заточенные под быстрое похудение и просушку тела. Например, Instagram-марафон «Бешеная сушка» задействует для этого механизмы геймификации. Со временем перестанет иметь значение, где ты занимаешься, — дома или в зале, важен будет только результат.
Фото: Unsplash
На помощь в достижении персональных целей придут устройства вроде фитнес-браслетов, измеряющие не только пульс и количество сожженных калорий, но и положение тела в пространстве и даже работу отдельных мышц. Клубы будут оснащены умными тренажерами, которые смогут выдавать персональные рекомендации.
Московская студия сайклинга Rock The Cycle уже сейчас предлагает всем посетителям пройти функциональный тест и выявить свой уровень физической подготовки. В ходе теста определяются индивидуальные границы зон выносливости, развития силы, восстановления; затем эти данные вместе с показателями пола, возраста, веса закачиваются в приложение. На тренировках клиент в зависимости от целей получает персональные указания, в какой зоне работать и с каким усилием.
Виртуальные тренировки
Развитие технологий вызовет бурный рост сервисов, которые позволят людям заниматься спортом дома под присмотром тренера в режиме реального времени. В России они уже появились: например, с помощью проекта Zoom Class можно подключиться через ноутбук с веб-камерой к групповым или индивидуальным занятиям фитнесом и йогой.
Онлайн-коуч дает словесные указания и демонстрирует, как выполнять то или иное упражнение, а также корректирует действия пользователя. Вполне возможно, в дальнейшем такие занятия станут «умнее»: дополнительную важную информацию тренеру будут присылать фитнес-браслеты и другие гаджеты.
Фото: Unsplash
Не обойдет фитнес-индустрию и распространение VR-технологий. Более 200 залов по всему миру уже установили тренажеры немецкой компании Icaros. Надев VR-шлем, пользователь упирается локтями и коленями в специальное кресло и запускает компьютерную игру — летный симулятор, в котором ему предстоит взмыть над альпийскими вершинами или опуститься на морское дно.
Американский стартап Black Box VR открывает в Сан-Франциско первый в мире фитнес-бутик, в котором все тренировки будут проходить только в виртуальной реальности. Очевидно, в будущем стоимость VR-тренажеров будет снижаться (Icaros, например, стоит около $10 тысяч), а качество технологии — расти.
Всеобщая цифровизация
Рынок фитнеса — далеко не чемпион по части автоматизации бизнес-процессов и перевода их на облачные платформы. Клубы только-только освоили соцсети в качестве канала для коммуникаций с клиентами. Однако движение в сторону цифровизации неизбежно.
Например, московская сеть фитнес-клубов «Ракета» дает возможность пользователю купить, продлить или заморозить абонемент через сайт: не нужно тратить время на поездку в клуб и подписание договора с менеджером. Записываться на тренировки можно также онлайн, а не через администратора.
Фото: Unsplash
Работа с клиентами через интернет дает клубам возможность отслеживать персональную информацию по каждому из них, анализировать профиль и предпочтения, строить персональные программы тренировок и питания.
Изучение данных также поможет клубам лучше понимать, почему пользователи уходят и как заставить их вернуться. Собирая и обрабатывая big data, клубы и студии могут разрабатывать различные сценарии поведения с каждым из пользователей, чтобы увеличить лояльность.
Новые бизнес-модели
Схема, по которой фитнес-клуб продает годовой абонемент с расчетом, что пользователь через 3-4 месяца все равно бросит занятия, постепенно отходит в прошлое. Из-за растущей конкуренции, в том числе со стороны фитнес-бутиков, стоимость годовых абонементов заметно падает: во время распродаж цена на них снижается в полтора-два раза.
Люди готовы выбирать новые форматы и платить за них по-другому: раз в три месяца, в месяц, за отдельные занятия. Развитие получают платформы единых абонементов: по одной карте можно посещать сотни клубов и студий, подключенных к сервису. Направления можно менять хоть каждый день: сегодня ты летаешь в аэротрубе, а завтра прыгаешь на батуте.
Фото: Unsplash
Это помогает делать спорт доступным, интересным и разнообразным — и мотивирует пользователей не бросать тренировки. К тому же единый абонемент значительно дешевле, чем посещение занятий по отдельности.
На мой взгляд, клубам так или иначе придется экспериментировать с бизнес-моделью, чтобы сохранить свою конкурентоспособность. Придется смириться с общим падением цен на традиционные фитнес-услуги. Использование виртуальных тренировок и автоматизация части функций позволит им сокращать расходы на персонал, аренду и операционные издержки. При этом есть шанс хорошо заработать в растущих нишах, если не упускать из виду новые тренды.
Материалы по теме:
«До нас никто не распознавал движения спортсменов. Мы решили это исправить»
Как мы завоевываем лояльность клиентов с помощью технологии больших данных
Можно ли сделать спортивную школу в регионе прибыльным бизнесом?
Старты на открытой воде: кто зарабатывает на этом в России
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Лучшие VR и AR-устройства в 2024 кроме Apple Vision Pro
- 2 Земля оцифрованная: что такое цифровая недвижимость и зачем в нее вкладывают миллионы
- 3 На гребне: как оседлать волну российского рынка креативных индустрий
- 4 Индустрия виртуальной реальности: что будет дальше
- 5 Как самостоятельно открыть VR-клуб
ВОЗМОЖНОСТИ
15 сентября 2024
15 сентября 2024