Колонки

Два главных нарушения при перевозке товара из Китая

Колонки
Максим Чепов
Максим Чепов

Генеральный директор ООО «РФК Групп»

Максим Чепов

При перевозке грузов из Китая в Россию неизбежно приходится сталкиваться с прохождением таможенного контроля и уплатой пошлин. Это повышает и сроки доставки, и финансовые затраты. Именно поэтому некоторые компании, в особенности стартапы, стремятся сократить расходы, обманывая таможню. Последствия такого поступка могут быть печальными: штраф, задержка товара и даже уголовная ответственность.

Максим Чепов, генеральный директор ООО «РФК Групп», рассматривает два наиболее частых правонарушения и варианты наказания за них.

Два главных нарушения при перевозке товара из Китая
Присоединиться

«Ошибка» в выборе кода ТН ВЭД

В РФ действует классификация товаров ТН ВЭД – товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Чтобы привезти любой груз из Китая в Россию, нужно заполнить декларацию и указать код. Он складывается из нескольких символов и «собирается» по принципу «от общего к частному». Сначала нужно определить группу, затем подгруппу и все классификации, после чего следует обозначение самого предмета.

Сложность заключается не только в «сборке» кода, но и в том, что при перевозке нескольких видов грузов – например, товаров для автомобилей – всей партии можно присвоить один код ТН ВЭД. Для этого нужно определить наиболее сложный согласно классификации предмет, который относится к самой высокой группе.

Присвоение неправильного кода ТН ВЭД – один из вариантов обмана таможни. Приведем пример. При перевозке товаров для детей или медицинского оборудования полагается предоставить большой пакет разрешительных документов, в то время как для доставки в Россию канцелярских товаров достаточно сертификата соответствия. Указав неправильный код ТН ВЭД, импортер может попробовать обойти законодательство и провезти на территорию РФ товары без разрешительной документации. В этом случае ему не придется предоставлять образцы товаров сертификационным органам и ждать решения – словом, налицо экономия времени и кажущееся снижение рисков.

Неверно проставленный код ТН ВЭД может повлиять и на величину таможенной пошлины.


Наказание

Если сотрудники таможни обнаружат, что груз неправильно классифицирован, компанию-импортера обвинят в попытке провезти контрабандные товары. За такое правонарушение предусмотрена административная и уголовная ответственность. И, конечно, не стоит забывать о заморозке бюджета, потраченного на покупку товаров. 


Умышленное нарушение

Суть контрабанды заключается в том, что при импортном таможенном оформлении товар заявляется не фактическим кодом ТН ВЭД, а кодом другого товара с более низкой таможенной пошлиной. Например, предприниматель импортирует матрицы для ноутбуков, а компания, организующая доставку, в целях экономии оформляет этот груз как строительные материалы. Стоимость таможенного оформления становится намного привлекательнее, но в то же время появляется риск, что груз будет конфискован.

К сожалению, многие транспортные компании доставляют товары из Китая в Россию именно таким способом. При этом зачастую они даже не сообщают клиентам, как именно груз оформляется на таможне. Это значит, что заказчик не знает, как он рискует при доставке.

  • Во-первых, есть возможность конфискации товара, даже при условии, что несколько поставок прошло без проблем.
  • Во-вторых, даже после того, как груз прибудет на склад клиента, сотрудники государственных органов могут постфактум провести проверку и выяснить, как он был импортирован.

В счет-фактуре обычно указывается номер декларации на товары. С его помощью проверяющие органы могут узнать, был груз ввезен легально или же оформлен под видом другого товара.


Неумышленное нарушение

К сожалению, часто наказание за контрабанду грозит людям, которые обманывают таможню случайно. В самой высокой группе риска – предприниматели, решившие самостоятельно оформлять все документы при перевозке товаров из Китая в Россию. Многие сложные грузы не имеют однозначной классификации. Человек без опыта и отличного знания законодательства непременно допустит ошибку и будет причислен к контрабандистам лишь из-за желания сэкономить на услугах профессионалов.

Важно учитывать еще один нюанс: даже если перевозка пройдет успешно, есть риск, что ошибка в коде ТН ВЭД выяснится впоследствии. Сотрудники таможни и налоговых органов имеют право проверять товары в течение 3 лет после прохождения контроля. Если они установят обман постфактум, предпринимателю грозит штраф или тюремное заключение.


Занижение стоимости груза

При перевозке товаров из Китая в Россию импортер оплачивает таможенный сбор, НДС и пошлину. Величина сбора и пошлины напрямую зависит от стоимости контракта и составляет около 0,5% и от 0 до 20% соответственно. Вывод простой: чем дешевле груз, тем ниже затраты при прохождении таможенного контроля. При перевозке крупных партий разница значительная. Именно поэтому некоторые предприниматели, которые возят из Китая запчасти, оборудование и товары, задумываются о намеренном занижении стоимости груза.

Но есть один нюанс, о котором важно знать. На каждой таможне существует свой список грузов с указанием ориентировочных цен, а также установленный порог стоимости для каждого товара или вида оборудования. Например, если через таможню часто провозят ежедневники стоимостью 40 рублей каждый, а компания, которая хочет сэкономить, попробует перевезти тот же товар, указав цену 20 рублей, ее представителям зададут очень много вопросов.

Нередко приходится предоставлять доказательства того, что товары действительно были куплены по указанной цене. Если владелец груза не может этого сделать, поскольку он изначально планировал обмануть таможню, его ждут неприятности.


Наказание

Если низкая стоимость груза вызовет подозрения, товар задержат на таможне до окончания разбирательства. На сбор и рассмотрение доказательств уйдет несколько месяцев. В худшем случае дело дойдет до суда.

Если в результате рассмотрения импортер все же сможет доказать, что указал правильную цену, ему передадут груз. Но при этом в течение нескольких месяцев бюджет, потраченный на закупку, останется замороженным. Еще хуже, если при этом остановится торговля или производство, сорвутся сроки выполнения контракта.

Ситуация усугубится, если доказательств не будет. Тогда придется не только потратить много нервов, денег и времени, чтобы вызволить груз, но и заплатить пошлину и сбор в большем размере, чем планировалось изначально.


Неумышленное нарушение

Бывают случаи, когда компания честно указывает стоимость контракта, но таможенники все равно задерживают груз. Для бизнесменов, которые заказывают товары и оборудование из Китая, это особенно актуально.

  • Во-первых, китайские товары стоят дешево, особенно при оптовых заказах. Это известно таможенникам, но все же слишком низкая цена вызовет подозрения.
  • Во-вторых, поставщики из Китая нередко делают постоянным покупателям крупные скидки. Бывали случаи, когда после заключения особенно выгодного контракта российский предприниматель долго не мог получить свой груз.

Чтобы избежать таких неприятностей, нужно еще на этапе заключения контракта собирать все возможные доказательства того, что товар был куплен по указанной цене. Если организация-импортер сотрудничает с транспортной компанией, все заботы и по сбору доказательств, и по вызволению груза берут на себя специалисты. Более того, их задача – не допустить задержки товаров на таможне.

Попытка обмануть таможню – нарушение законодательства, которое повлечет за собой административную или уголовную ответственность. Стоит ли крупный штраф, задержка груза и тюремное заключение сэкономленных денег – каждый импортер решает для себя сам.

Фото на обложке: Unsplash




Материалы по теме:

Какое приложение «взлетит» в Китае?

Alibaba создает секции российских товаров на своих площадках

Китайские кредиторы начали брать фото обнаженных заемщиц как залог

Внутри секретной биткоин-шахты в Китае

Пекин – единственный настоящий конкурент Кремниевой долины

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Таможенное оформление и его этапы
  2. 2 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  3. 3 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании
  4. 4 Высокая конкуренция, низкий чек. Что будет с рынком доставки во второй половине 2023 года
  5. 5 Как в 2023 году платить банку за ВЭД меньше