Top.Mail.Ru
Колонки

5 ошибок компании-взыскателя при работе с приставами. Как их предотвратить?

Колонки
Анастасия Черняева
Анастасия Черняева

Юрист-эксперт Rusprofile

Анастасия Удальцова

По данным ФССП России, эффективность взыскания задолженности в январе-марте 2022 года составила 14,9%. Можно предположить, что этот процент будет уменьшаться из-за кризиса после февраля 2022. Однако есть и другая причина таких результатов — пассивность приставов-исполнителей.

Анастасия Черняева, юрист-эксперт Rusprofile, рассказывает, что может сделать компания-взыскатель, чтобы исполнительный лист не лежал у приставов годами впустую, а должник выполнил свои обязательства.
5 ошибок компании-взыскателя при работе с приставами. Как их предотвратить?
  1. Колонки

 

Содержание:


Когда на руках у компании оказывается положительное судебное решение и исполнительный лист — для компании открыты разные дороги взыскания:

  1. Можно попробовать взыскать долг самостоятельно.
  2. Организация может подать исполнительный лист напрямую в банк, где у должника открыт счет.
  3. Пойти через Федеральную службу судебных приставов (ФССП) России.

Третий вариант эффективен, если у компании нет данных о счетах должника либо если у должника нет денежных средств, но есть другое имущество. Этот способ является и самым очевидным и известным: именно у приставов-исполнителей есть полномочия взыскивать долг.

Разберем ошибки, которые может допустить компания-взыскатель в ходе исполнительного производства и связанного с ним взаимодействия с приставами-исполнителями.

 

Ошибка № 1. Подать исполнительный лист не в тот отдел ФССП

Если передать исполнительный лист в отдел ФССП, который не управомочен его исполнять, это существенно затянет процесс взыскания: в возбуждении исполнительного производства могут отказать, а пересылка исполнительного листа почтой создает риск, что его потеряют. 

 

Пример из практики

Сайт ФССП России не позволял компании определить отдел, в который следует подать исполнительный лист.

Должник находился в Челябинской области. Исполнительный лист направили почтой в Управление ФССП России по Челябинской области, как по телефону посоветовали сотрудники ведомства.

Но исполнительное производство вовремя так и не возбудили.

Выяснилось, что Управление сильно загружено и связь с другими отделами была очень медленной. Только после многочисленных звонков и жалоб приставы все-таки начали исполнительное производство. Но с момента, когда Управление получило исполнительный лист, прошло больше месяца

 

Решение

Исполнительный лист подается в отдел ФССП России по юридическому адресу компании-должника или по месту нахождения имущества компании-должника.

На сайте ФССП есть сервис, который помогает определить нужный отдел.

Он удобен, однако пока работает в тестовом режиме и не всегда справляется со своей задачей. 

Если удалось определить отдел ФССП через сервис — туда и стоит подать документы. Если нет — лучше дозвониться до ближайших к адресу должника или его имущества приставов и уточнить, находится ли указанный адрес в их юрисдикции.

Телефоны отделов есть на сайте ФССП.

Мой совет — подавать исполнительный лист именно в тот отдел, который будет взыскивать долг, а не в региональное Управление ФССП России.

 

Ошибка № 2. Неправильно оформить заявление о возбуждении исполнительного производства

Если подать исполнительный лист без заявления о возбуждении исполнительного производства — производство не возбудят. Некорректное оформление такого заявления может вызвать проблемы.

 

Пример из практики

Компания подала заявление о возбуждении исполнительного производства, в котором была неправильно указана сумма долга.

Приставы, не посмотрев на сумму в исполнительном листе, возбудили исполнительное производство на неверную сумму из заявления. 

 

Решение

В законе нет четких требований к заявлению о возбуждении исполнительного производства.

Некоторые региональные подразделения ФССП размещают на своих сайтах образцы заявлений — например, ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу. Но такие шаблоны носят только рекомендательный характер. Так, в образце с питерского сайта нет просьбы применить меры принуждения к должнику.

Воспользовавшись этим шаблоном, компания не смогла бы воспользоваться всеми инструментами защиты интересов взыскателя по заявлению о возбуждении исполнительного производства. 

Выгодное для компании-взыскателя заявление должно включать эти сведения:

  • Информация о должнике. 

Все известные компании-взыскателю адреса должника — в том числе складские помещения, его банковские счета, контактные данные сотрудников.

Если у пристава уже есть сведения, где обычно работает генеральный директор компании-должника, это ускорит процесс взыскания. 

Для поиска этих данных можно воспользоваться сервисом проверки контрагентов.

Например, посмотреть все контакты компании, собранные из разных источников, а не только из ЕГРЮЛ, уточнить актуальный юрадрес, изучить данные об учредителях, руководителе и бизнесах, которыми они владеют или которыми руководят.

Для связи можно использовать и адреса и контакты компаний, связанных с учредителями и руководителем. 

  • Банковские реквизиты компании-взыскателя. 

По ним пристав должен будет перевести взысканные деньги. Если такой информации в заявлении не будет, взыскателем рискует получить долг намного позже.

Важно, чтобы в заявлении были контактные данные взыскателя, включая мобильный телефон ответственного сотрудника.


Читайте по теме:

Взыскание дебиторской задолженности в период моратория на банкротство: практические рекомендации

Контрагент не исполняет свои обязательства: как взыскать задолженность


  • Конкретные требования в просительной части. 

Нужно сформулировать, в чем основной посыл заявления. Что, по мнению компании-взыскателя, пристав должен сделать.

Первым пунктом должна идти просьба возбудить исполнительное производство и исполнить требования исполнительного документа.

Затем укажите, какие меры принуждения применить к должнику, например, наложить арест на имущество должника.

Конечно, пристав может применить их по своей инициативе, но не обязан это делать по умолчанию и на практике. Без отдельной просьбы он не всегда занимается этим.

  • Подпись и доверенность. 

Заявление подписывает руководитель компании. Если подписывает кто-то другой — к заявлению нужно приложить доверенность.

Если компания подает заявление почтой, приставам обычно достаточно незаверенной копии доверенности («без синей печати»). При подаче через отдел ФССП России необходимо предъявить оригинал доверенности. 

  • Правильные данные. 

Следует внимательно отнестись к оформлению заявления и несколько раз сверить сумму взыскания с указанной в решении суда и исполнительном листе, а юридический адрес должника — с данными налоговой, он мог измениться.

Где взять деньги на бизнес и как управлять финансами? Расскажут эксперты образовательной платформы для предпринимателей «Курс».
  • Просьба ограничить сделки с имуществом и предупредить должника об ответственности. 

В заявление можно включить просьбу применить к должнику ограничение сделок с имуществом и предупредить должника об уголовной ответственности за злостное неисполнение судебного решения.

Такие прошения могут быть оформлены и поданы как отдельные заявления на любом этапе исполнительного производства. Так компания-должник не сможет продать или подарить свое имущество, а над ее руководителем дамокловым мечом нависнет уголовная ответственность.

Подобные меры работают достаточно эффективно. Приставы редко по своей инициативе пользуются этими инструментами принуждения, поэтому взыскателю лучше в письменном виде попросить их об этом. 


Пример формулировки:

«Прошу:

  1. Запретить должнику совершать регистрационные действия с имуществом.
  2. Предупредить должника о возможности наступления уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса. 
  3. Привлечь должника к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ, если после предупреждения долг не будет уплачен в разумный срок»

 

Ошибка № 3. Не следить за исполнительным производством

Если компания-взыскатель не следит за тем, совершаются ли все необходимые исполнительные действия — пристав может не совершить их вовремя.

Это даст должнику шанс скрыть свое имущество.

 

Пример из практики

Приставы возбудили исполнительное производство и запросили данные о счетах должника. В ответ на запрос они получили информацию, что деньги есть на одном из банковских счетов должника, однако никаких действий не предприняли.

После жалобы компании-взыскателя приставы произвели взыскание со счета, но на нем уже практически не оставалось средств.

Из-за невнимательности пристава должник успел снять деньги со счета. 

 

Решение

Стороны вправе получать информацию о ходе исполнительного производства. Взыскатель может прийти на прием к приставу-исполнителю.

Для этого нужно узнать номер исполнительного дела и фамилию пристава с помощью банка данных исполнительных производств или сервиса проверки контрагентов. 

  • Визит к приставу исполнителю. 

Через сервис сайта ФССП России можно записаться к приставу-исполнителю онлайн. Обычно приставы принимают по вторникам и четвергам.

На приеме можно узнать, что было сделано и какие есть перспективы. Он может попросить у взыскателя дополнительную информацию или содействие взысканию: например, отвезти должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.

Стоит попросить пристава распечатать сводку по исполнительному производству.

В этом документе будут все исполнительные действия, которые были предприняты в рамках этого исполнительного производства — в том числе запросы в банки и ответы на них.

Можно ознакомиться с материалами исполнительного производства и сфотографировать их. 


Читайте также: Процедура банкротства физического лица в 2022 году: пошаговая инструкция


  • Заявление о получении информации. 

Еще один инструмент компании-взыскателя — заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства.

Его можно подать как лично в отделе ФССП, так и через электронную приемную.

В заявлении нужно попросить предоставить сводку по исполнительному производству и написать, в каком виде компании удобно ее получить. Лушче указать адрес электронной почты: туда ответ точно придет быстрее, что важно при коммуникации с приставами из другого региона.

Обычно приставы отвечают ровно через 30 календарных дней — то есть в максимальный срок, предоставленный им законом.

 

Ошибка № 4. Не контактировать с приставом-исполнителем

Отсутствие налаженной коммуникации с приставом-исполнителем может стать серьезной проблемой на пути к успешному взысканию. 

 

Пример из практики

Компания обратилась в ФССП, чтобы взыскать долг с индивидуального предпринимателя.

Приставы возбудили исполнительное производство и каждый месяц денежные средства с зарплатного счета должника перечислялись на счет ФССП России, а ФССП уже перечисляла деньги на счет компании-взыскателя.

Однако затем поступления прекратились. Деньги снова стали приходить только после телефонных переговоров с приставом-исполнителем. 

 

Решение

Кроме возможности прийти к судебному приставу-исполнителю на прием, компания может позвонить ему. Телефон пристава отображается в данных банка исполнительных производств рядом с соответствующим исполнительным производством.

Если не получается дозвониться, звоните в Управление по региону и опишите ситуацию.

Это часто помогает: сотрудник Управления напрямую связывает с нужным приставом.

 

Ошибка № 5. Спускать нарушения пристава ему с рук

Приставы в своей работе часто идут по пути наименьшего сопротивления и не сильно заботятся о правах взыскателя.

Например, отвечают на обращения отписками или вовсе игнорируют их, ничего не предпринимают, чтобы взыскать деньги.

Если не реагировать на нарушение своих прав, долг можно не получить никогда.

 

Пример из практики

Компания-взыскатель обратилась к судебному приставу с ходатайством о предоставлении информации о ходе исполнительного производства.

Пристав ответил типичной отпиской: «У взыскателя есть право ознакомиться с материалами исполнительного производства». Компания оспорила действия в суде, суд признал действия пристава незаконными и обязал его дать ответ на обращение.

 

Решение 

Самый действенный способ восстановления своего права — подать жалобу в ФССП России или в суд, а лучше — в обе инстанции У компании есть на это десять дней с момента, когда пристав совершил незаконное действие или когда об этом стало известно компании.

Жалоба в ФССП России подается вышестоящему сотруднику ФССП — обычно это старший судебный пристав, начальник отдела. Такую жалобу они обязаны рассмотреть в течение десяти дней.

С судебной жалобой можно обратиться в районный суд по месту отдела ФССП.

Судебное производство обычно занимает больше времени, но шанс на объективное и беспристрастное рассмотрение жалобы в суде выше

 

Как оформить документы в ФССП и взаимодействовать с приставами — рекомендации

  1. Используйте сервисы сайта ФССП России и сервис проверки контрагентов для определения нужного отдела, поиска информации об исполнительном производстве, подачи заявлений.
  2. Внимательно отнестись к определению отдела ФССП России для подачи исполнительного листа. Старайтесь, чтобы заявление сразу попало по адресу: лучше избежать пересылки исполнительного листа между отделами ФССП России.
  3. Следите за ходом исполнительного производства на всех его этапах, в форме письменных заявлений требуйте от пристава в разумные сроки совершать исполнительные действия.
  4. Общайтесь с приставом лично или по телефону — так вы разрешите вопросы быстрее.
  5. Оперативно жалуйтесь на действия пристава-исполнителя, если они нарушают права компании-взыскателя.
Фото на обложке: Shutterstock / Andrey_Popov

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться

ВОЗМОЖНОСТИ

03 декабря 2024

03 декабря 2024

04 декабря 2024