Колонки

Пять вопросов, которые нужно задать себе перед тем, как делать из хобби бизнес

Колонки
Дмитрий Пучков
Дмитрий Пучков

Директор по развитию платформы «Авито Работа»

Полина Константинова

Говорят, если заниматься тем, что любишь, никогда не придется работать. Сложность лишь в том, что превратить любимое дело в приносящее стабильный доход не всегда просто. Дмитрий Пучков, категорийный менеджер в «Авито Работа», рассказывает, о чем нужно себя спросить, прежде чем вы начнете создавать из хобби бизнес-проект. 

Пять вопросов, которые нужно задать себе перед тем, как делать из хобби бизнес
Присоединиться

О диафильмах, корейской кухне и граффити

Чтобы не показалось, что мы планируем отговорить вас начать зарабатывать на том, что вам «просто нравится», — три вдохновляющие истории. 

Первая — о семейном увлечении кулинарией. Лет 10 назад пара Надежда Пак и Александр Брайловский любила собирать на своей даче друзей и угощать их вкусными ужинами. Рецепты молодые люди придумывали сами или привозили из путешествий: «Тогда в Москве был дефицит «зеленых» заведений, а мой муж уже много лет вегетарианец. Друзья все чаще спрашивали, когда же уже откроется наш семейный ресторан», — поясняет Надежда. Так, с дачных посиделок, и начинался «Рецептор», сегодня это — сеть из шести заведений здорового питания.

Вторая — о миллионере из трущоб. Простой парень из Таджикистана бежит с семьей от гражданской войны, работает администратором в турецком интернет-кафе и живет там же, ночуя на импровизированной кровати из картонных коробок. А потом — случайно увлекается дизайном, сам изучает Photoshop и анимацию, ночами сидит на профессиональных форумах и отрисовывает города, космические корабли и героев знаменитых фильмов.

Поначалу, как говорит Джама Джурабаев, все получалось ужасно, но сегодня он сотрудничает со Стивеном Спилбергом и рисует персонажей для Marvel. Звучит неплохо, правда?

Третья  — с нотами ностальгии. Михаил Буховцев, сооснователь стартапа Cinemood, с детства хранил теплые воспоминания о советских диафильмах: тех самых, что состояли из отдельных пленочных кадров и воспроизводились с помощью диапроектора. «Мне их читали родители, и это был классный повод побыть вместе. Своей дочке я  впервые показал диафильмы, когда ей было пять лет. Алисе очень нравился процесс просмотра, а я был рад, что мог познакомить ребенка с культурой, на которой вырос сам. Так я задумался о том, что вполне реально создать современную и безопасную альтернативу экранным гаджетам», — рассказывает Михаил. 

Увлечение диафильмами породило идею создать мини-видеопроектор для детей, на котором можно было бы смотреть мультфильмы и фильмы. Для того чтобы превратить стартап в успешный проект, понадобилось: закупить права на диафильмы, найти в Китае производителя, написать софт, разработать новую модель и выйти на глобальный рынок. Кажется, ничего сложного. 

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Пять вопросов будущему бизнесмену

Создать свою фитнес-студию, успешно продавать украшения из натуральных камней или открыть уникальный парфюмерный магазин — лучше всего это сделает тот, кто жить не может без движения, имеет чувство стиля или безошибочно называет ноты любого аромата. Но прежде чем начать превращение из любителя в бизнесмена, важно ответить себе на несколько вопросов.

Готов ли я пожертвовать своим хобби?

Признайтесь себе в том, что работа — это все же не хобби. Хобби — это то, что вы делаете просто потому, что получаете радость от процесса; результаты его обычно не измеряются в денежных единицах; а еще хобби не требует от вас дисциплины — вы можете оставлять его и возвращаться к нему заново.



Превращая хобби в бизнес, вы, по сути, меняете свое отношение к самому делу: вы больше не обращаетесь к хобби тогда, когда хочется отдохнуть и расслабиться. И тут как раз таки возникают вопросы: а останется ли хобби любимым делом, если заниматься им постоянно? И найдете ли вы что-то другое, на что можно отвлечься, когда устанете от рутины? 

Надежда Пак, совладелица кафе «Рецептор»: «Конечно, отношение к любимому делу меняется тогда, когда ты смотришь на него под призмой «будет ли оно прибыльным». Хорошо это или плохо — зависит от человека. Многих такая «коммерциализация хобби» даже вдохновляет, потому что человек видит результаты своего труда, выраженные в цифрах или в благодарностях от других людей». 

Знаю ли я, у кого спросить совет? Есть ли у меня наставник?

Делать все, не оглядываясь на опыт других, — то же самое, что прокладывать новую трассу на горнолыжном склоне: интересно, но рядом-то уже «накатано». 

Находитесь с людьми со схожими интересами и аналогичными проектами — таким образом вы расширяете свой профессиональный опыт. Чем больше историй, похожих на вашу, вы услышите, тем больше шансов, что убережете себя от ошибок. В этом плане лучше иметь ментора, который создал несколько провальных бизнесов, чем человека, у которого один успешный проект.

Надежда Пак, совладелица кафе «Рецептор»: «Мы прочитали множество книг по ресторанному делу, но на практике все оказалось несколько иначе. Кажется, мы совершили все ошибки, которые можно было совершить, и наступили на все грабли. Поэтому иметь человека, который мог бы предостеречь вас от этих ошибок, было бы здорово».

Михаил Буховцев, сооснователь стартапа Cinemood, считает, что у проекта должен быть пул наставников. Наличие такого пула говорит о том, что внутри принимаются взвешенные решения. 

«Наставники отличаются от экспертов тем, что у экспертов есть мнение,  а у наставников — опыт. Опыту нельзя противостоять. Наставники, у которых был опыт руководства тысячами людей и сотнями тысяч, гораздо шире видят картину, знают много инструментов и методов работы и понимают, как все это необходимо использовать. Среди наших наставников, например, основатель Dendy Виктор Савюк, Владимир Владимирович Преображенский, наш первый бизнес-ангел».

Хорошо ли я знаю среду, в которой буду работать?

Даже если вам кажется, что идея, пришедшая к вам в голову, совершенно уникальна, а продукт, который вы собираетесь производить, необходим каждому, не спешите: оглянитесь вокруг, изучите, насколько занята ниша, в которой вы собираетесь работать, есть ли у вас конкуренты, кто лучший на рынке и чем вы будете от них отличаться.

Поняв, что вы не один в бизнес-пространстве, подумайте о том, кого необходимо привлечь к участию в бизнес-процессах, и обозначьте, как вы будете нанимать специалистов на работу. Знаете ли вы, как найти сотрудников в команду в сжатые сроки, как определить, сколько стоят его услуги?



Более одного миллиона работодателей из среднего и малого бизнеса ежегодно размещают вакансии у нас на площадке. Мы получаем множество вопросов от владельцев бизнеса: они не знают, как правильно составить вакансию, какие инструменты можно использовать, чтобы получать больше откликов. Например, очевидно, что крупные работодатели размещают вакансии днем в будние дни, а значит у других есть лазейка вечером и в выходные дни.

В целом вопрос исследования среды — про актуальность и понимание того, что ваш бизнес нужен этому миру, и что необходимо вам, чтобы ваш бизнес правильно функционировал.

Надежда Пак, совладелица кафе «Рецептор»: «Начиная, ты думаешь, что твой продукт будет невероятно востребованным, без сомнения вкладываешь в него много усилий — а после может оказаться, что то, что ты сделал, никому, в общем-то, и не нужно. Чтобы избежать такой ситуации, важно уметь проводить тесты: например, в нашей истории фокус-группой были наши друзья. Мы честно спрашивали их, готовы ли они заплатить за то, что только что попробовали, и уточняли, сколько». 

Знаю ли я, что именно делать?

Безусловно, даже самые продуманные планы больших корпораций иногда проваливаются, что уж говорить о стартапах. Однако ценность «путеводителя успеха» не в конечном продукте, а в самом процессе: для подготовки толкового плана вы изучите рынок, проанализируете деятельность конкурентов и честно сможете ответить себе на вопрос: «Стоит ли игра свеч?»

Кроме того, в бизнес-плане, как правило, рассматриваются несколько сценариев — самый успешный и наименее удачный. Рисуя первый, вы сможете в подробностях представить свою мечту, второй — обстоятельства проигрыша. И то, и другое важно для начинающего бизнесмена: четко знать, чего вы больше всего хотели бы достичь и не бояться посмотреть в лицо провалу.

Надежда Пак, совладелица кафе «Рецептор»: «Мы думали, что откроем ресторан — и к нам сразу же пойдут люди. Но так не бывает: для того чтобы быстро двигаться вперед, нужно вложить много энергии и средств. Поэтому важно иметь в  запасе, как минимум, бюджет, который перекроет такие “периоды застоя"».  

Михаил Буховцев, сооснователь стартапа Cinemood, добавляет: «Бизнес-план важен, но еще важнее резистентность — умение реагировать на постоянно меняющиеся обстоятельства. Без этого качества не выжить на рынке, даже если ваш бизнес-план взвешенный и детально проработанный». 

Готов ли я постоянно изучать новое?

Здесь об очевидном: для того чтобы ваш бизнес развивался, нельзя останавливаться. Как минимум, необходимо постоянно изучать тенденции рынка — чтобы им соответствовать, как максимум — их предугадывать. 

Вообще проблема не в том, что ваш продукт окажется не востребованным, а в том, что вы упускаете что-то важное — и поэтому что-то не так. Реалии таковы, что в условиях конкуренции — любой, даже не самой острой — побеждает тот, кто думает на шаг вперед, готов к рискам и понимает свои сильные и слабые стороны.

Надежда Пак, совладелица кафе «Рецептор»: «Чем больше я узнаю о сфере и бизнесе, чем больше понимаю, как многого еще не знаю. Невозможно уметь делать и понимать все, но важно признавать свои слабые стороны и привлекать профессионалов, которые помогут в решении конкретного вопроса, в котором вы пока что не разбираетесь очень хорошо. А еще важно останавливаться и честно спрашивать себя, готов ли я заниматься этим через пять/десять/пятнадцать лет, по-прежнему ли меня вдохновляет то, что я делаю, и хочу ли я продолжать». 

Три подводных камня

Если вы ответили «да» на все вопросы выше — есть еще пара нюансов. Даже наличие четкого бизнес-плана, лучшего ментора и желания покорять мир иногда бывает недостаточно для того, чтобы ваше хобби приносило вам доход, потому что:

  • Далеко не из каждого хобби можно сделать бизнес

К примеру, если вы увлекаетесь исследованием уникальных построек 19 века, это вовсе не означает, что вы станете успешным агентом по недвижимости и с таким же энтузиазмом будете продавать квартиры в этих домах. Потому что искусство и бизнес — очень разные вещи. 

  • Если вы хороший наемный работник, это не значит, что вы будете хорошим бизнесменом

Просто потому, что сейчас у вас добавится пару десятков новых для вас функций, с которыми вы раньше совершенно не сталкивались: бухгалтерия, логистика, реклама, управление персоналом — и это далеко не полный список. А значит, в разы вырастет риск совершить ошибку в области, в которой вы пока еще не сильны.

  • Протестируйте себя на предмет наличия «синдрома самозванца»

Самозванец — это не тот, кто ничего не делает или делает плохо. Этот тот, кого не воспринимают всерьез. В бизнесе это чаще всего выражается в ощущении неуверенности, которая создается вокруг проекта: «Точно ли я могу доверять?» Для того чтобы этого избежать, спросите себя: «Умеете те ли вы придавать тому, что вы делаете, товарный вид? Точно ли сами не сомневаетесь в своей компетенции?»

Если не сомневаетесь — вперед. Верьте в то, что делаете, получайте удовольствие от процесса и развивайте ваши предпринимательские навыки — и тогда все получится. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Спор помог мне найти свое дело». Как превратить хобби в бизнес и карьеру
  2. 2 4 совета, как превратить свое хобби в бизнес
  3. 3 Как сделать спортивное хобби прибыльным: рассказывает трейлраннер Михаил Долгий
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!