Колонки

Что изменилось для общепита с начала маркировки для HoReCa?

Колонки
Иван Земсков
Иван Земсков

Директор по продукту DocsInBox

Анастасия Удальцова

С 1 сентября 2022 года началась маркировка молочной продукции для поставщиков HoReCa. Теперь им нужно отчитываться за продажу молочной продукции в «Честный Знак».

Иван Земсков, директор по продукту DocsInBox, разобрался, что изменилось для поставщиков и рестораторов после начала маркировки в HoReCa.

Что изменилось для общепита с начала маркировки для HoReCa?

Содержание:

 

Что такое маркировка в «Честном Знаке»

Для начала определимся, что такое маркировка и «Честный знак».

Маркировка — это государственно-частный проект, задачей которого является защита потребителей от контрафакта. 

«Честный знак» — это национальная система маркировки и прослеживания продукции от частной компании ЦРПТ («Центр развития перспективных технологий»). Он был введен еще в 2020 году и распространяется на различные категории товаров — от обуви до шин. 


Читайте по теме: Новое в санитарных нормах общепита: что учесть владельцам


 

Последние изменения после 1 сентября 2022

Наша команда провела опрос среди клиентов, чтобы узнать, что изменилось у них после введения обязательной маркировки молочной продукции для поставщиков. 

В опросе приняли участие 70 клиентов со всей России. Среди опрошенных были поставщики, ресторанные сети и рестораны на одну-две точки. 

Готов ли российский IT-рынок предоставить конкурентоспособную замену — разбираемся с МегаФоном и экспертами по ссылке

Первое, что мы спросили — изменилось ли что-то в работе после начала сентября. Мнения разделились 50% на 50%. Когда для одних работа с одной частью поставщиков не изменилась, для других некоторые процессы пришлось перестроить.

Основное изменение коснулось перехода на ЭДО: 

  • четверть опрошенных перешла на ЭДО в качестве подготовки к маркировке. Рестораны приняли такое решение, чтобы успеть к официальным датам, поскольку время подключения может занять месяцы, и начать экономить на документообороте.
  • 41% ресторанов уже подключились или подключаются сейчас к «Честному Знаку». Они решили сделать это заранее, чтобы протестировать все процессы до официального срока и обезопасить себя от проблем с поставщиками.
  • 40% поставщиков не списывают продукцию за рестораны без ЭДО, 15% ресторанов либо сами списывают продукцию, либо отказались от части поставщиков, которые перестали отгружать молочную продукцию без ЭДО.

У меня под контролем несколько компаний. Каждая уже перешла на ЭДО, а одну я подключила к «Честному знаку» — они торгуют молочкой. По идее, все должно работать, но накладных с молочкой еще не приходило. С другими компаниями мы пока не торопимся с регистрацией в «Честном знаке» . 

По поводу воды — мы продаем воду в бутылках, но открываем ее и выносим со стаканом. Так она не попадает под маркировку, потому что участвует в производстве. То есть не купля-продажа, как работает магазин. Пока выдохнули.

Елена Петракова, бухгалтер Le Jardin


 

Мое мнение

Как вы видите, результаты неоднозначны. Кто-то из поставщиков готов подстроиться под своих клиентов, кто-то отказывает, кто-то вырабатывает совместные решения. Конечно, вам нужно опираться на то, как работают ваши конкретные поставщики, и исходить из этого. Заранее обсудите с ними процесс работы, чтобы не остаться без товара.

На мой взгляд, самый оптимальный выход — уже начинать переход на ЭДО, если еще не настроили.

Помните, что: 

  1. Основное условие для работы в системе «Честный знак» — настроенный юридически значимый электронный документооборот, а подстройка ЭДО под ваши бизнес-процессы занимает продолжительное время.
  2. Весь обмен документами с поставщиками по маркированной продукции будет происходить через ЭДО.

А регистрация в «Честном знаке» сейчас — отличная возможность протестировать внутренние процессы без риска получения штрафов (а штрафы достигают 300 тыс. рублей) и сохранить хорошие отношения с поставщиками. 

 

Как можно работать с «Честным знаком»: 3 варианта

Даже если вы примите решение дождаться 2023 года, работа с маркировкой неизбежна. Я могу предложить несколько вариантов, как это можно делать.

 


  • Самостоятельная регистрация в «Честном знаке» и подключение ЭДО Light 

Подразумевает, что вы сами заходите в личный кабинет, принимаете там УПД и гасите продукцию.


Плюсы: 

  1. бесплатно, 
  2. вы все контролируете сами.

Минусы:

  1. ЭДО «Лайт» имеет ограничение в 1000 документов в год, а значит, не подходит крупным сетям,
  2. сложно или даже невозможно удобно интегрировать в ваши текущие бизнес-процессы. 

Читайте также:

Электронный документооборот: как избавиться от возни с бумажками

Инструменты для автоматизации работы общепита: полный список


 

  • Выбор коммерческого провайдера ЭДО

Подразумевает, что вы опять же сами регистрируетесь в «Честном знаке», но гасите продукцию через другого коммерческого провайдера.


Плюсы: 

  1. нет ограничения в количестве отправляемых документов.

Минусы: 

  1. платно,
  2. много лишних действий: вы принимаете/подписываете УПД в ЭДО, а гасите ее в «Честном знаке».

 


  • Выбор подрядчика по автоматизации

Подразумевает, что весь процесс работы с маркировкой автоматизирован: от приемки УПД до списания продукции.

 

Плюсы: 

  1. все автоматизировано и удобно встроено в ваши бизнес-процессы,
  2. экономит время — подрядчики сами следят за датами, регистрируют в «Честном знаке», вся работа от приемки УПД до списания продукции происходит в одном окне.

 

Минусы: 

  1. дорого,
  2. небольшой выбор подрядчиков.

 

Официальные сроки запуска маркировки

Молочная продукция: 

01.09.2022 — обязательная регистрация в «Честном Знаке» и внедрение ЭДО для поставщиков. Для HoReCa — если есть продажи через кассу.

01.12.2023 — обязательная регистрация и работа в «Честном Знаке» и внедрение ЭДО для HoReCa. 

 

Упакованная вода: 

01.11.2022 — обязательная регистрация в «Честном Знаке» и внедрение ЭДО для поставщиков воды.

01.11.22 — обязательная регистрация в ЭДО и «Честном Знаке», прием продукции на баланс.

01.03.2023 — обязательная регистрация в «Честном Знаке» и внедрение ЭДО HoReCa в случае, если у вас есть продажи через кассу.

01.12.2023 — обязательный объемно-сортовой учет и списания продукции, запускаемой в производство. Обязательная регистрация в «Честном Знаке» и внедрение ЭДО для HoReCa.

Фото на обложке: Shutterstock / defotoberg

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Яндекс.Еда» выделит 70 млн рублей на дополнительные выплаты курьерам в новогодний период
  2. 2 8 советов для фастфуд-заведений по выживанию в тяжелое время
  3. 3 Игра на выживание: ресторанный бизнес прямо сейчас
  4. 4 Новое в санитарных нормах общепита: что учесть владельцам
  5. 5 Америка ищет таланты: что позволит фудтех-проектам удержаться на рынке?
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти