Колонки

Защищенный выход на новые рынки: где экспортная компания может получить помощь от государства

Колонки
Артем Пономарев
Артем Пономарев

Сооснователь Greenwise и глава Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов

Анастасия Удальцова

«Поворот на Восток» заставил многих предпринимателей искать выходы на новые, неосвоенные и незнакомые рынки. Воспользоваться ресурсами Азии, конечно, можно. Но если вы не хотите менять аудиторию, лучше обратить внимание на госпомощь.

Артем Пономарев, сооснователь компании-производителя альтернативных продуктов питания Greenwise и глава Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов, рассказал, какими мерами государственной поддержки удалось воспользоваться в процессе международной экспансии.

Защищенный выход на новые рынки: где экспортная компания может получить помощь от государства

В 2021 году в РФ объем продаж растительных альтернатив мяса достиг 4 млрд руб. Российский рынок растительного молока оценивался еще в 5,5 млрд руб.

До недавнего времени сегмент альтернативных продуктов питания в РФ рос на 20% ежегодно, однако этой весной маятник потребительских предпочтений качнулся в сторону базовых товаров, так что все отечественные компании сегмента foodtech, стремясь поддержать темпы своего роста, обратили внимание на рынки других стран.

В первую очередь, конечно, СНГ, Ближний Восток и АТР. Эти рынки сейчас открыты для всех российских компаний, вне зависимости от их отрасли.

Если в прошлом году в центре нашего интереса были Япония, Австралия и ЕС, то с этой весны мы вплотную занялись Азией, Израилем, Турцией и ОАЭ.

Именно Ближний Восток мы рассматривали как перспективное направление уже несколько лет.


Читайте по теме:

Как бизнесу быстро заместить утраченные поставки — инструкция

С какими трудностями столкнулись производители растительного мяса и как они с ними справляются


Там активно формируется интерес к альтернативным продуктам питания, много экспатов-веганов и высокая покупательская способность населения. В этом отношении он точно не хуже, а, может быть, и лучше европейских стран.

Выход на новые рынки никогда не был простым процессом, но в новом витке экспансии наших продуктов мы обратились за помощью к Российскому экспортному центру и региональному Центру поддержки экспорта Калужской области, где расположено наше производство.

Выяснилось, что поддержку можно получить буквально на каждом этапе создания и воплощения внешнеторговой стратегии компании.

 

Три этапа, на которых можно воспользоваться мерами господдержки

Если выход на новые рынки представить в виде гайда, мерам государственной поддержки найдется место практически в каждом пункте.

  • Когда компания определилась, в какую страну/страны она хочет выйти, первым шагом должно стать детальное маркетинговое исследование целевого рынка. 

Национальные особенности играют огромную роль в восприятии продукта, выборе механизмов его продвижения, поиске местных партнеров.

Вполне может оказаться, что предложение экспортера нуждается в серьезной переработке, вплоть до конструкции устройств или рецептуры продуктов.

Уже на этом этапе можно воспользоваться готовыми аналитическими продуктами, которые предоставляет Российский экспортный центр.

  • Второй этап — сертификация. 

Местное законодательство может сильно отличаться от российского, и разобраться в нем за день-два не получится.

Самым разумным будет наем местного консультанта/юриста, специализирующегося на подобных услугах и имеющего хорошие отзывы.

  • Бесплатное экспертное заключение по вопросам сертификации, лицензирования и патентования на этом этапе можно получить через цифровую платформу «Мой экспорт».
  • Для входа на рынок можно воспользоваться одним из нескольких основных путей — тут все зависит от возможностей компании и особенностей ее продукта. 

В ряде случаев лучше всего презентовать себя на местных отраслевых выставках.

  • Более «плотным» вариантом станет целенаправленный бизнес-десант.

Но только когда список потенциальных партнеров будет составлен, а сами они — «прогреты» дистанционно или с помощью местных консультантов.

RB рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке
  • К этому процессу тоже можно подключить экспертов РЭЦ, заказав услугу через специальную онлайн-форму.
  • Третья возможность — размещение на региональных электронных площадках. 

Имеет смысл выбирать этот путь, когда речь идет о продвижении распространенного и понятного продукта, не нуждающегося в лишнем представлении.

Госсервисом автоматизированного поиска подходящих маркетплейсов можно воспользоваться здесь.

  • Рано или поздно экспортер подходит к моменту заключения контракта с местным партнером. 

Вместо того чтобы подписывать вариант документа, предложенный контрагентом, компания может обратиться в Российский экспортный центр (РЭЦ).

Там можно бесплатно получить типовой проект внешнеторгового контракта купли-продажи товара, адаптированный под условия конкретной внешнеторговой сделки и достигнутые договоренности.

  • На стадии заключения контракта можно прибегнуть к уже более ощутимым мерам поддержки. 

Например, застраховать отсрочку платежа, если контракт подразумевает постоплату.

  • К моменту подписания договора у компании уже должна быть сформирована цепочка поставок товара на новый рынок. 

РЭЦ предоставляет бесплатную консультацию по вопросам логистики, которая включает рекомендации по способам и маршрутам доставки с учетом особенностей товара, типа упаковки и стоимости.

Рекомендации формируются в соответствии со сводом международных правил «Инкотермс 2020» и содержат перечень необходимых транспортных документов.

  • Когда контракт заключен, а маршрут просчитан, стоит обратить внимание на софинансирование затрат на транспортировку товара внутри РФ. 

По этой инициативе покрытие фактических понесенных затрат может достигать 80%.

К мерам господдержки, которыми уместно пользоваться на любом этапе строительства экспортного канала, можно отнести и возможность сэкономить на методических материалах.

Сейчас уже разработано и доступно много бесплатных обучающих курсов, которые раскрывают разные аспекты внешнеторговой деятельности, начиная с «Таможенного оформления экспортных операций» и заканчивая «Гендерными особенностями межкультурной коммуникации».

 

Использовать легко, главное знать

По словам наших партнеров из РЭЦ, сейчас главной проблемой на пути использования компаниями мер экспортной поддержки является банальное незнание компаний об этих мерах.

Впрочем, постепенно информация о реальных мерах господдержки все же проникает в сообщество экспортеров, и они начинают обращаться в РЭЦ и региональные организации за помощью в сертификации, участия в выставках, организации логистики, патентования, кредитования, размещения продукции в национальных павильонах.

Все меры поддержки, которые можно получить в Экспортном центре, являются целевыми — они предоставляются под определенную задачу после внимательного изучения каждой конкретной ситуации.

В общении с нами специалисты Центра поддержки экспорта Калужской области, учрежденного Министерством экономического развития и промышленности Калужской области, отмечали, что к бизнесам, которые хотят обратиться за помощью, предъявляется всего два требования.


Читайте также:

Импортозамещение солверов: как оптимизировать логистику, HR и производство после ухода с рынка иностранных гигантов

Все меры господдержки предпринимателей, которые ввели после 24 февраля


Первое — компания должна быть зарегистрирована на территории того региона, который будет помогать ей выйти на новые рынки.

Второе — бизнес должен быть включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для соблюдения последнего условия даже не придется ничего делать — компания попадает туда автоматически, если в госорганах зафиксировано соответствие нужным критериям в отношении оборота и количества сотрудников.

Самыми востребованными мерами поддержки в Центре называют помощь в участии в выставках СНГ и услуги, смысл которых заключается в поиске партнеров «на той стороне».

Очень популярны у компаний регулярные мероприятия «Час с торговым представителем». Живые онлайн-встречи с торгпредами разных стран, которые рассказывают об особенностях рынка, экономической ситуации в стране, местных проблемах и путях их решения.

 

Заключение

В целом мы положительно оцениваем те меры поддержки, которыми воспользовались.

В сочетании с программами обучения они могут помочь даже тем предпринимателям, которые раньше вообще не изучали вопросы международной торговли.

Но все же нам бы хотелось, чтобы правительство проявляло больше активности.

Например, производители альтернативных пищевых продуктов все еще не могут дождаться принятия новых кодов ТН ВЭД ЕАЭС, которые смогли бы открыть доступ нашей продукции к более широкому спектру мер поддержки.

Еще хотелось бы, чтобы центры поддержки экспорта активнее информировали о своих услугах для МСП.

Это поможет продукции российского производства стать более конкурентоспособной на мировых рынках.


Фото на обложке: Shutterstock / Song_about_summer

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Подписали госконтракт, а потом пришла повестка: что вы делаете не так? Основные ошибки при работе с госзаказчиком
  2. 2 5 ошибок компании-взыскателя при работе с приставами. Как их предотвратить?
  3. 3 Участие в закупках в 2022 году — что необходимо знать бизнесу
  4. 4 Госконтракты, отказ от найма сотрудников и подорожание услуг: как IT-компании переживают кризис
  5. 5 Изменения в госзакупках. Что ожидать бизнесу в 2022 году
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти