Колонки

Как большой корпорации работать со стартапами

Колонки
Дмитрий Масленников
Дмитрий Масленников

Основатель Disruptive.vc

Дмитрий Масленников

Дмитрий Масленников, CEO акселератора MetaBeta, подготовил статью, в которой показаны пути взаимодействия больших корпораций со стартапами. Чем выгодно такое сотрудничество для корпораций и  где вербовать начинающие бизнесы – читайте ниже.

Как большой корпорации работать со стартапами
Присоединиться

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


О корпоративных инновациях

Инновации, производительность передового опыта и управление рисками – главные пункты в повестке дня для корпоративных лидеров. Инновационная стратегия, как правило, охватывает десять направлений: продукт, услугу, платформу, структуру, процесс, бизнес-модель, связи, каналы, взаимодействие с клиентами и бренд.

Для долгосрочного успеха корпоративные инноваторы должны развивать привычку к любопытству, постоянному поиску дополнительной информации, взаимодействию и вовлечению других творческих людей.

– «Охотник на идеи», Энди Бойнтон и Билл Фишер. 

В дополнение к идее потока корпоративные инноваторы должны развивать навыки принятия «маленьких ставок» с помощью креативных игр, прототипирования, обучения и разворота бизнес-моделей, объясняет предприниматель и писатель Питер Сим.

На индивидуальном и организационном уровне корпоративные инновации требуют навыков в постановке вопросов, наблюдении, создании связей, экспериментировании и создания ассоциации.

– «ДНК инноватора: Пять навыков подрывных инноваторов», Джефф Дайер, Хэл Грегерсен и Клейтон М. Кристенсен.

Все это намного легче сказать, чем сделать. Ужесточение R&D-бюджетов, которые в долгосрочной перспективе увеличивают возможности «цифровых прорывов», организационная бюрократия, смещение предыдущего успеха, создают для больших корпораций сложности для самостоятельного создания инноваций. Таким образом, компании вынуждены искать новые источники и способы инновационного развития.

В условиях растущей конкуренции и глобализации экономики только «прорывные инновации» могут помочь компаниям поддерживать долгосрочное преимущество.

– Джеральд Теллис, директор Центра глобальных инноваций, Университет Южной Калифорнии.

Взаимодействие со стартапами может быть одним из способов получить свежие идеи и вырваться из «проклятия должностного лица». 15 советов и примеров ниже покажут, как корпорациям надо работать с начинающими бизнесами.

1. Приобретение

Такие компании, как Cisco, Google, Facebook, Qualcomm и Intel приобретают стартапы с хорошо сложившимися венчурными инструментами. Инвестиции в начинающие бизнесы или их приобретение могут стать способом получения новых технологий, знаний и экспертизы.

Эта тенденция распространяется по всему миру, в том числе в Германии и Индии. Немецкие тяжеловесы (Bayer, Merck, DeutscheTelkom, Evonik и Metro), согласно докладу Reuters, в настоящее время инвестируют в стартапы для развития цифровой экспертизы. Сумма подобных инвестиций в Германии в 2014 году составила $1,74 млрд (сравните с $49,39 млрд в США). Немецкие стартапы привлекли к себе внимание промышленных гигантов, включая POSpulse, Dinnery, Bauerntuete и KptnCook.

Традиционные индийские сервисные ИТ компании также взаимодействуют со стартапами для поиска новых идей. Infosys, например, создала фонд в размере $500 млн для инвестиций в областях автоматизации и искусственного интеллекта, а недавно еще и приобрела молодую компанию по автоматизации Panaya за $200 млн. Wipro открыла корпоративный венчурный фонд на $100 млн в Кремниевой долине.

Сами успешные предприниматели зачастую становятся ангелами-инвесторами в другие компании их сектора. Это, к примеру, MakeMyTrip (фонд для стартапов туристическом секторе на $15 млн) и Nazara (посевной фонд для игровых стартапов). Snapdeal недавно приобрел пять компаний-новичков: Grabbon.com, eSportsbuy, Shopo.in, Doozton и Wishpicker. 

2. Акселераторы

Создание акселератора – хороший способ для корпораций понять преимущества развивающихся технологий в области SMAC (социальные, мобильные платформы, аналитика и облака).

Посмотрим на Индию. Бангалор, расположенный на юге страны, считается «Кремниевой долиной Востока». Здесь находятся десятками стартапов, и это делает Бангалор отличным местом для работы акселераторов. Так, Target, второй по величине дискаунтер розничной торговли, выбирает начинающие бизнесы в области поставок, мобильного и цифрового маркетинга для второй партии стартапов в Бангалоре, таких как Twiddly, WhoDat, Wazzatи Visarity. Пять стартапов из первой партии акселерационной программы были представлены в 2014 году, а muHive и Konotor продолжают работать с Target. Идеи компании Torch были протестированы Target'ом в Сан-Франциско, и в настоящее время используются в 60 магазинах.

Стартапы имеют жизненно важное значение для технологических инноваций, а Индия является очагом развития начинающих компаний.

– Маниш Чондхари, вице-президент, управляющий директор PitneyBowesSoftwareIndia.

Акселератор PitneyBowesSoftware занимается развитием корпоративных стартапов, таких как Tagalys, GetFocus, IdeataandAudianz.

Талант развивается с помощью программы акселерации, и это позволит разрабатывать передовые технологии, которые потом можно масштабировать по всему миру.

– Маниш Чондхари.

Акселерационная программа Microsoft Ventures в Индии недавно приняла 16 стартапов: Appointy, Bookpad, Boutline, Imly, InstaSafe, IntouchApp, Metaome, Sliderule, MyBusTickets.in, Praxify, Thinxtream, Touchfone, ZingHR, Voonik, Zoom и AppVirality. Двое предыдущих выпускников, Adepto и Plustxt, были приобретены другими компаниями.

Kyron Global Accelerator предлагает до 30 тысяч долларов инвестиций в обмен на 6-10% акций, и это в дополнение к различным сервисам, корпоративным связям и доступу к глобальной сети инвесторов. Его последний выпуск включает такие стартапы, как Cubito, XpenseManager, EywaMedia, Viamagus, CashkumarandAdwyze. Одна из ее портфельных компаний, Bookpad, была приобретена Yahoo. 

LittleEyeLabs был участником GSF Accelerator, а позже приобретен Facebook’ом. Акселератор Gen Next Innovation Hub, совместная инициатива RelianceIndustriesLimited (RIL) и Microsoft Ventures, выпустил 11 стартапов в сфере развлечений, такси, интернета вещей, розничной торговли, логистики, поиска, образования, аналитики и рекрутмента: AxleRate, CarIQ, Coitor, HealthVectors, InterviewMocha, Light, LogiNext, Tootle, Oztern, FlexiguruandFropcorn. 

Microsoft Ventures и Фонд Deshpande объединились, чтобы создать «песочницы для стартапов». Zone Startups India была создана совместно Ryerson Futures и BSE Institute. Такие акселераторы ориентированы на инвесторов, а также потенциальных корпоративных клиентов и партнеров. Другие глобальные корпоративные акселераторы были запущены Samsung, Telefonica (Wayra) и Orange (FAB).


Пример Акселератора МетаБета: мы участвовали в роли методологического партнера в четырех акселерационных программах Tolstoy Startup Camp от компании Яндекс в рамках программы Yandex.Start, а также организовали и провели первую в России программу акселерации финансово-технологических стартапов AlfaCamp.


3. Призывы к сотрудничеству

Вместо того чтобы привлекать консультантов или сторонние акселераторы, крупные компании могут сразу взаимодействовать с предпринимателями. Ежегодные саммиты Ассоциации мобильного маркетинга показали, как Unilever, P&G и Mondelez работают со стартапами. Так, Unilever напрямую призывает к совместной работе на глобальных мероприятиях (например, на Всемирном мобильном конгрессе (MWC) в Барселоне).

Мы начали сотрудничество с 11 стартапами на MWC в 2014 году.

– Рахул Вельде, вице-президент Unilever в Азии и Африке.

Кроме того, Unilever запустила платформу The Unilever Foundry. Это будет единая «точка входа» для инновационных стартапов, которые хотят сотрудничать с Unilever.

Хотя мы работаем со стартапами в течение многих лет, теперь мы хотим наращивать наши усилия и в конечном счете внедрить это как способ работы в нашей организации.

– Кит Вид, директор по маркетингу Unilever.

The Foundry также даст стартапам возможность подать заявку на финасирование через венчурное подразделение, Unilever Ventures.

В постоянно подключенном к интернету и управляемым данными мире технологические компании с инновационным и перспективным мышлением будут играть важную роль. Они помогут нашим брендам взаимодействовать с людьми там, где люди находятся.
– Кит Вид.

Мы объединяемся со стартапами, чтобы остаться на вершине инноваций игры.

– Питер Митчелл, директор по Global Media Innovations компании Mondelēz International.

Mondelēz International  – снэк-гигант, владеющий такими брендами, как Cadbury, Nabisco, Oreo, Tang и Trident. Одна из инициатив компании, Mobile Futures, создана специально для  сотрудничества с предпринимателями. Mondelez уже получил сотни заявок от стартапов в области социального телевидения, мобильной розницы и SoLoMo.

– TechMahindra приглашает стартапы презентовать их инновационные подходы и бизнес-кейсы и предлагают поддержку в технологической разработке и маркетинге.

– Standard Chartered Bank взаимодействует с начинающими компаниями в областях анализа данных и изучения технологий, а также сотрудничает с бизнес-ангелами.

– Siemens’ Tech StartUp Meet работает со стартапами в Мумбаи, Беркли, Мюнхене и Шанхае, а недавно принимал презентации в Бангалоре при участии AltizonSystems, DataWeave, ConnectM, Enlightiks, Flutura, Kavai, Meddiff, Osteo3d andParaBlu.

– Компания Pearson запустила Pearson Catalyst для образовательных инициатив и каждый год берет 10 многообещающих «новичков» для работы со своими внутренними экспертами.

Взаимодействие со стартапами и развитие технологий помогают достигать целей и продвигаться в цифровой сфере быстрее.

– Стефани Нейджели, Digital Innovation Manager в инновационном офисе Nestle в Кремниевой долине.

Disney и Nike также пригласили стартапы работать с ними в своих секторах.


Пример Акселератора МетаБета: мы сотрудничаем с компанией «Ренессанс страхование», где выступаем оператором при взаимодействии стартапов «с рынка» и корпорацией. С нашей помощью «Ренессанс страхование» находит компании для сотрудничества и в итоге получает релевантные стартапы с продуманной механикой потенциального взаимодействия.



Другой пример – это сотрудничество нашего акселератора с группой компаний MedMe, которые заинтересованы в развитии стартапов в областях mHealth и Digital Health. Наша совместная работа началась с проведения хакатона, а продолжилась акселерацией и методологической поддержкой компаний, входящих в группу MedMe.


4. Хакатоны 

Хакатоны – это ограниченные по времени программы, направленные на решение различных задач. В них принимают участие люди, которые создают специфические технические решения.

Примеры – IBM Blue Mix Cloud Hackathon и ‘DoGood’ Hackathon от Nokia, более ранний. Хакатоны выявляют новые мысли в решении проблем и дают корпорациям возможность развивать идеи в рабочие продукты. Некоторые венчурные фонды, такие как Sequioa, также начинали с хакатонов, чтобы лучше понять специфику работы и помочь начинающим предпринимателям. Sequioa интересовали компании, которые занимаются здравоохранением, платежными сервисами и транспортом.

5. Стартап-соревнования

Некоторые технологические гиганты начали запускать свои собственные соревнования для стартапов, чтобы привлечь таланты со всего мира. Это, например, Intel Global Challenge (который собрал 20000 молодых инноваторов и предпринимателей из 60 стран), GE, Ecomagination Challenge, Imagine Cup и Amazon Web Services Global StartUp Challenge

Есть также региональные конкурсы, например, SwisscommStartupChallenge, и Ernst & Young ЕС Startup Challenge. Крупные компании и отраслевые организации могут спонсировать награды на таких конкурсах: Всемирный информационный альянс технологий и услуг (WITSA) в этой форме работает с World Summit Awards


По теме: Какие корпорации возьмут стартапы под опеку


6. Конференции и неформальные встречи

Конференции для стартапов становятся всё более распространенным явлением. Так, например, ежегодный Tech Sparks (проводится акселератором YourStory) представляет собой «витрину», на которой заинтересованная корпорация может рассмотреть тенденции индустрии стартапов. Или другое отраслевое событие – Construkt Festival, крупнейший индийский стартап-фестиваль длиной в неделю.

Кроме того, полезным может быть приглашение основателей стартапов в качестве спикеров на значимые отраслевые мероприятия. Например, на саммите Asia-Pacific,  который проводится Глобальной ассоциацией мобильного маркетинга, регулярно выступают с докладами сотрудники таких известных проектов, как CrayonData, MobileWalla, ArtofClick, Bonzai.ad и biNu.

Помимо крупных официальных мероприятий, существуют локальные встречи представителей индустрии, где можно пообщаться неформально. Это, среди прочего, регулярные встречи по менеджменту знаний, проводимые Bangalore K-Community. Их посещают в качестве докладчиков и представители стартапов (в том числе K-Point), и основатели акселераторов и венчурных фондов (таких как Kyron). 

7. Места скопления стартапов

Большие компании, заинтересованные в выстраивании отношений со стартап-сообществом, регулярно организовывают туры в места скопления стартапов (Кремниевая долина в США или её индийский аналог – город Бангалор). Your Story проводит встречи между стартапами из Банголора и торговыми делегациями из Англии, Швейцарии или Гон-Конга именно на территории индийских проектов. Это дает корпорациям возможность оценить конкуренцию в отрасли и работать только с лучшими проектами. Компании в Банголоре ежегодно посещают, например, Citrix, Google, Walmart, Cisco, Wipro, Intel и Bosch. 

8. Модель вовлечения клиентов

Многие стартапы мечтают иметь в качестве своего клиента крупную корпорацию. Но и некоторые большие компании заинтересованы в сотрудничестве со стартап-командами.

– Amazon, например, с удовольствием предоставляет свою облачную инфраструктуру растущим проектам и завязывает прочные отношения со всей экосистемой акселераторов и венчурных фондов.

– Компания SAP организовала встречи HANA Technology для знакомства с проектами в сфере BigData и аналитики. Кроме того, SAP активно продвигает свои услуги в городах, где быстро развивается технологический бизнес – Даллас, Ванкувер, Шанхай, Бангалор, Мюнхен, Мельбурн и Москва.

– IBM распространяет свои облачные технологии и инструменты среди стартапов в сфере интернета вещей.


Пример Акселератора МетаБета: мы являемся партнерами Amazon, Microsoft, SAP и других корпораций. В рамках партнерства корпорации предоставляют стартапам, с которыми мы работаем, технологическую поддержку и гранты на использование их продуктов. 


9. Лидеры мнений и стартап-медиа

Чтение популярных стартап-медиа и вовлеченность в профессиональные дискуссии – важные шаги. Сайты стартап-сообществ и группы в соцсетях могут стать хорошими посредниками для транслирования интересов той или иной корпорации. Например, IBM и банк DBS регулярно пишут статьи и колонки в ряде влиятельных стартап-медиа.

10. Группы с конкретным интересом

Расцвет некоторых технологических отраслей (таких, например, как сфера «умных городов», функционирующих на основе технологий «интернета вещей») потребует ещё много времени. Чтобы ускорить развитие подобных отраслей, корпорации могут создавать «группы с конкретным интересом» (Special Interest Groups (SIG)), в рамках которых их сотрудники привлекают средства, ресурсы и пользователей – то, что необходимо для развития интересующего их проекта или идеи.

Так, компания TiE из Бангалора создала группу с интересом в сфере интернета вещей, и для работы привлекла таких мощных игроков рынка, как Intel, Cisco, Bosch и Infosys.

11. Стартап-сообщества

Множество стартап-сообществ со всего мира собираются в одном месте на значимых мероприятиях отрасли. Это Mobile Monday, Startup Week, Open Coffee Club, Creative Sundays и StartupWeekend. Например, встречи Mobile Monday посещают разработчики мобильных приложений, основатели стартапов и профессионалы в других областях. Основная цель – обсудить тренды в индустрии, предложить решения и помочь с продвижением инновационных идей. 

Подобные мероприятия – это отличная возможность для знакомства с крупными компаниями (Microsoft, Orange, Google, Adobe, Paypal, McAfee, TCS, Sasken, Morgan Lewis...).

12. Предпринимательские связи

В дополнение к спонтанным сообществам, управляемым волонтерами, существуют формальные организации, которые помогают предпринимателям установить связи в отрасли. Такие компании проводят регулярные платные мероприятия для стартапов и корпораций,  которые могут принести пользу друг другу. Одна из них – индийская The Indus Entrepreneurs. Профессиональная сеть связей этой компании составляет 2500 участников из 18 стран. Спонсорами подобных мероприятий в разное время были eBay, SAP, Vodafone и Microsoft.

13. Инкубаторы

Кроме акселераторов, основанных корпорациями и инвесторами, существуют более долгосрочные программы для стартапов ранней стадии.  Это бизнес-инкубаторы, которые создаются на базе государственных организаций или университетов (инкубаторы есть, в том числе, в Стэнфордском университете, в Национальном университете Сингапура, в Техническом университете Бомбея). Такие инкубационные программы могут стать хорошей платформой для корпораций, которые могут выступать как менторы или потенциальные инвесторы. 

14. Гранты на исследования и разработки  бизнес-ориентированным университетам

Университетские исследования могут дать корпорациям дополнительную возможность для работы за пределами корпоративных R&D-лабораторий. Ориентированные на бизнес факультеты и научно-исследовательские программы в  университетах в перспективе могут стать базой для корпоративных  разработок. IBM, Loreal, GE, Dupont, Boschи другие компании – это примеры крупных фирм, которые спонсировали университетские исследовательские центры и  продолжают оказывать поддержку студентам-предпринимателям.

15. Приглашенный предприниматель

Некоторые компании организовывают программу «приглашенный предприниматель»,  когда основатели стартапов провoдят некоторое время в офисе корпорации. Это помогает большим компаниям привыкнуть к  предпринимательскому стилю мышления, стать более гибкими и открытыми к инновациям.  Такая модель редко применяется на практике, зато часто используется в качестве кейса в бизнес-школах и венчурных фондах.

Стартап-мышление может стать  серьёзным стратегическим преимуществом большой компании.

– Кристина Холли, «приглашенный предприниматель» в компании EIR и глава технологического инновационного центра в MIT.


Мой опыт показывает, что спрос на внедрение предпринимательских практик в работе больших компаний возрастает.


Подводя итог

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что большие компании стали активнее взаимодействовать со стартапами. Это помогает развить предпринимательское мышление внутри корпорации и вплотную заняться поиском новых идей.

Мы не только помогаем стартапам развиваться и поддерживаем предпринимательские инициативы, но и привносим частицу стартап-духа в работу корпорации. Мы создаем культуру «внутреннего предпринимательства», соответствующую современным тенденциям и требованиям клиентов.

– Наташа Волпини, медиа-менеджер бразильского отделения компании Mondelēz. 

Станьте ценным партнером для лучших стартапов.

– Кемерон Кеппбел, директор по развитию бизнеса в нью-йоркском акселераторе WorkBench.

Заводите инновационных друзей.

– «Сдержанные инновации», Нави Раджоу и Джаидип Прабху.

 

Статья переведена Акселератором МетаБета, Дмитрием Масленниковым и Аленой Протасовой.

Фото: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «За три дня мы получили 15 тысяч предзаказов». Как стартап из России составил конкуренцию Илону Маску
  2. 2 Что такое смарт-контракты и чем они так хороши
  3. 3 «В нас поверили простые люди»: от умирающего до инновационного бизнеса одно IPO
  4. 4 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  5. 5 Как геймифицировать бизнес с многомиллиардным оборотом и выжить? Опыт Biletix