Top.Mail.Ru
Колонки

Как выбрать свою нишу для бизнеса

Колонки
Евгений Шлеенков
Евгений Шлеенков

Основатель и генеральный директор Центра развития предпринимательства «Шмель»

Виктория Кравченко

Евгений Шлеенков, основатель и генеральный директор Центра развития предпринимательства «Шмель», соучредитель строительной компании «Евродом», владелец кофейной компании «ДиМаестри», поделился лайфхаками, которые помогут вам придумать идею для бизнеса и проверить ее на прочность.

Как выбрать свою нишу для бизнеса

С чего начинается бизнес?


Не будем идеализировать и рассуждать на тему внезапно пришедших идей во сне: и вот вы такой проснулись и побежали реализовывать увиденное. Так бывает. Но это скорее исключения из правил. Бизнес начинается с вашего личного выбора. Вы принимаете решение открыть свое дело и четко понимаете, что хотите получить в итоге. Дальше дело техники и знаний. Но самый первый шаг — это тот самый выбор. А чем собственно я хочу заниматься?


Если брать сферу интернет-продаж, то самый первый вопрос, который вы должны себе задать — что я хочу продавать? Ниша будущего бизнеса — это ваш фундамент, основа для всех последующих действий. И если вы заложите слабый и ветхий базис, скорее всего, через некоторое время разочаруетесь и потерпите убытки.


Я видел много примеров как успешного выбора ниши, например, компания «Таксовичкоф», которая начала предлагать водителей-нянек с детскими креслами в каждой машине или Airbnb, которые создали сайт по безопасной аренде жилья, так наоборот, когда люди торопились, бросались в омут, вкладывали миллионы и в итоге оставались ни с чем. Так McDonalds несколько раз пытались запустить линейки полезной еды и даже создавали сервис для вип-персон, однако, с треском провалились: клиенты любят ресторан именно за его демократичность и доступность.


Трезвый анализ того, чем вы хотите заниматься в будущем — первое, что должно вас волновать, а не красивый сайт или буклеты. Итак, прежде чем начать реализовывать себя в новой нише, оцените, насколько ваш выбор соответствует следующим критериям:


1. Вы должны решать проблемы людей с помощью вашего товара


За что люди платят деньги? За удовольствия и возможность решить их боль. Если вы плохо видите, вы ищете очки. Если вам жарко, вы ищете ларек с водой или мороженым. И так далее.

Оглянитесь и подумайте, какие проблемы есть у вас, с которыми до сих пор не так просто справиться.



В моей практике была интересная история: однажды я стоял в пробке летом, за окном +30 градусов, жара страшная. Ко мне стучатся в окно молодые ребята и предлагают журналы. Что тут сказать, в тот момент я бы отдал все за бутылку воды и сникерс, так мой организм был изможден. И я оглянулся и увидел в соседних машинах такие же несчастные лица.


Что мы сделали: наняли ребят, которые в ежедневной пробке предлагали водителям не журналы сомнительного содержания, а воду и снеки. Себестоимость минимальная, мы отбили затраты за первые несколько дней работы.


В чем успех этого мероприятия? В том, что мы не пытались впарить людям то, что, по нашему мнению, им необходимо. Мы предложили то, в чем сейчас они больше всего нуждаются. И этот пример можно перенести на любую нишу. Посмотрите по сторонам, подумайте, что сегодня волнует людей, что бы они хотели изменить и улучшить.

Из известных новинок прошлого года можно выделить Prisma — приложение, которое побило цифру в 10 миллионов скачиваний только за первую неделю. А все почему? Людям надоели стандартные фильтры обработки фотографий в Instagram. Им предоставили приложение, позволяющее обрабатывать свои снимки в стиле известного художника. Максимально просто и в точку. Создатели нащупали боль и создали под нее продукт. Вот он секрет любого стартапа.


2. Ваш товар должен представлять ценность


Не пытайтесь высосать из пальца значимость и важность того, что вы делаете. Оценивайте ситуацию реально.

Готов ли ваш покупатель заплатить сумму за то, что вы ему предлагаете. Если мне предложат в пробке воду, я готов купить ее за приемлемые 50–100 рублей, но если этот же продукт мне предложат за 500 рублей — я перетерплю до ближайшей заправки.

То же самое с брендовой одеждой — если вы пытаетесь продать брендовые вещи в небольшом городе, но по ценам московского универмага — не удивляйтесь, что ваши клиенты откажутся от столь дорогой покупки и пойдут на тот же aliexpress, где можно купить копию в десять раз дешевле. Качество будет ниже, да, но именно для этой аудитории цена — решающий фактор.

Обязательно анализируйте, готов ли ваш клиент заплатить за ваш товар, каким бы хорошим он ни был.


Тут я не могу не привести в пример Apple в начале пути:

Попытки создать компьютер для всей семьи стоимостью несколько тысяч долларов провалились с треском и стоили Джобсу работы. Только спустя годы предприниматель смог вернуться в компанию и все же завершить свой проект, значительно снизив стоимость конечного продукта.


Если вы хотите создать товар общего потребления, проанализируйте, сколько ваш клиент готов за него заплатить. Именно готов, а не должен. Не стройте песочных замков о том, что люди будут сметать ваш продукт с полок магазинов. В век очень жесткой конкуренции шанс у вас один на миллион.


3. Быстрый цикл сделки: получайте прибыль сразу


Сейчас мы говорим о малом бизнесе и о возможностях для начинающих и не только предпринимателей начать свой бизнес здесь и сейчас. Поэтому стратегия должна быть максимально краткосрочной.



Важно в цену товара сразу закладывать все затраты: доставку, упаковку и рекламу. Наценка может быть и 1000 рублей, и 50. Все зависит от того, сколько времени и сил у вас займет реализация вашего товара.



Если вы видите, что ваш продукт покупают быстро, можно снизить наценку, чтобы повысить конверсию. Если вам требуется продвижение и, соответственно, финансовые и временные затраты — цена должна повышаться. Однако, не пытайтесь навариться, действуйте честно и открыто.


Например, успешный стартап Uber когда-то не стал тратиться на автопарк и найм сотрудников. В принципе, компания состояла из нескольких человек. Они создали приложение, где каждый смог заработать на услугах такси. Регистрируешься, берешь заказ, получаешь деньги. Все максимально просто и быстро. Сегодня Uber — мировой гигант и пример самой успешной компании такси за последние годы. А все благодаря успешному сочетанию — невысокая цена и удобный сервис.


Потребитель всегда очень остро реагирует на две вещи: искусственно завышенная цена («на мне хотят заработать») и слишком низкая стоимость («товар плохого качества»).


4. Продавайте не товар, а эмоции


Помните, что люди хотят хлеба и зрелищ. Не пытайтесь слишком рационально представить свой товар, особенно если он касается сферы развлечений. Например, популярный в последние несколько лет Party-bus.

Людям предложили замену большим клубам, возможность отдохнуть с друзьями в тесной компании, но при этом со всем клубным антуражем, да еще и прокатившись по городу. Итого, комплексный интерактив для любого повода: свадьба, день рождения, девичник. И при мысли об этих автобусах у нас в голове возникают самые яркие образы: праздник, веселье, улыбки и другие приятные вещи.

Резюмируем. Как выбрать свою нишу для бизнеса:

    1. Мыслите креативно и начинайте с себя: что вас волнует, что бы вы хотели улучшить в окружающем вас мире?
    2. Далее — посмотрите по сторонам, много ли вокруг людей, которые сталкиваются с той же проблемой?
    3. Готовы ли они заплатить?
    4. А дальше — постарайтесь вызвать эмоции и подарить потребителю не только физический товар, но и воспоминание.

Материалы по теме:

Рождение нового хаба: 12 самых многообещаюших стартапов Греции

«В этом мире не было работы моей мечты, и я создала ее сама»

10 вещей, которые больше всего бесят журналистов в общении со стартапами

Почему я путешествую по миру и работаю над своим стартапом одновременно

Исследование: почему предпринимателям в Штатах живется легче, чем бизнесменам в России

Как найти самого крутого инвестора для своего стартапа (а не просто деньги)

    Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

    Материалы по теме

    1. 1 Проверка для вендоров: семь условий, чтобы ваш продукт захотели продавать партнеры
    2. 2 Электроэпоха: какие перспективы на рынке электромобильности у стартапов
    3. 3 Акселератор StartupDrive от «Газпром нефти» ищет стартапы
    4. 4 Подписка на светлое будущее. Кейс приложения для пассивных инвестиций Grows
    5. 5 «Мы докажем, что можно построить миллиардный ИТ-бизнес без кода». Интервью с основателем WeLoveNoCode
    EdTech: карта российского рынка
    Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
    Перейти