Колонки

Как стать UX-специалистом и какую зарплату вы будете получать? Ответы на самые важные вопросы

Колонки
Ксения Стернина
Ксения Стернина

Руководитель UX-лаборатории Mail.Ru

Полина Константинова

Ксения Стернина, руководитель UX-лаборатории Mail.Ru, в колонке объяснила, как начать карьеру UX-исследователя и куда нужно идти учиться, чтобы получить подходящие для этой профессии навыки.

Как стать UX-специалистом и какую зарплату вы будете получать? Ответы на самые важные вопросы

Два наиболее частых вопроса, которые я получаю в постах в Facebook и на конференциях, – что почитать по UX-исследованиям и что делать, чтобы UX-исследователем стать. Первый вопрос недавно закрыла статьей про книги, которые будут полезны исследователям в зависимости от их уровня. А теперь закроем второй важный вопрос – как начать карьеру в UX-исследованиях.

Почему UX?

12 лет назад, когда я только начинала работать как исследователь, термин UX еще не был принят, подходы к разработке с учетом пользователя не были распространены и я часто слышала от коллег из digital, что нет никаких UX и юзабилити, есть просто здравый смысл.

Меня это очень раздражало: как же так, есть же столько разных полезных методов, с помощью которых ты можешь добыть информацию о пользователях и сделать классный продукт. Но позже я поняла, что они правы. Здравый смысл решает!

Логично делать продукт, который отвечает потребностям пользователя? Вполне. Ведь если нет, то им никто не будет пользоваться. Если вы сможете понять, как сделать такой продукт без исследований, отлично! Но, наблюдая за коллегами, которые делают классные продукты без исследований, я заметила, что на самом деле они исследования проводят, но сами не понимают, что это оно, называя свои действия здравым смыслом. 

Они наблюдают за привычками людей (метод наблюдений), они общаются с потенциальной аудиторией (метод интервью), дают попользоваться своим продуктом и смотрят, как люди его используют (юзабилити-тестирование).

В общем, если вы хотите системно практиковать здравый смысл при разработке digital-продуктов, без знания методов UX Research не обойтись.

Кто выбирает эту специальность и почему?

UX-исследователями становятся люди с различным бэкграундом: встречала и юристов, и философов, но чаще всего это психологи, социологи и IT-специалисты.

UX-исследования – это специальность, которая находится на стыке человек-технологии, поэтому знать оба этих направления обязательно.

Фото: Shutterstock

Если вы приходите из гуманитарных специальностей, придется подтянуть IT и наоборот. У меня первое высшее – вычислительные машины, комплексы, системы и сети, второе высшее – переводчик (что тоже полезно, так как вся профессиональная литература на английском), и аспирантура по психологии.

По моим наблюдениям, больше всего в России в профессию приходят психологи. Это связано с тем, что некоторые компании начинают работать со студентами в вузах еще начиная со второго-третьего курсов, тем самым давая возможность студентам узнать об этой специальности.

Часто психологи становятся сильными UX-специалистами, они умеют слушать, умеют наблюдать за людьми, что является крайне полезным.

IT-специалисты приходят, как правило, случайно – где-то услышали, от кого-то узнали, при этом у них что-то не срослось с программированием. Эти ребята очень системные, быстро разбираются во фреймворках и быстро добирают недостающие знания. Проблема с ними может быть в том, что, разобравшись в этой области, некоторые из них возвращаются к программированию. 

С социологами я вижу и большой плюс, и большую сложность. Социологи уже в процессе своего обучения используют много методов, которые пригодятся и в UX-исследованиях. Сложность в том, что их учат обо всем спрашивать у людей. Это, несомненно, полезно, но не все, что мы хотим узнать о людях, нужно узнавать у них же. Приведу пример из недавнего собеседования:


Я: 

– Как ты проверяешь, комфортно ли для пользователя расположены кнопки?

Исследователь с бэкграундом социолога:

– Я спрошу, удобно ли ему?

Я:

– А если он скажет, что неудобно? Что будешь делать?

Исследователь:

– Я спрошу, куда бы он переставил эту кнопку.


Проблема в перекладывании ответственности за принятие продуктовых решений на пользователя. Можно у него спросить, что ему хочется, а потом попросить нарисовать, как ему бы хотелось, чтобы это работало. И вот нам уже не нужен ни дизайнер, ни продакт-менеджер. Но пользователь после исследования встал и ушел, а вам с этим жить. Конечно, я не говорю про всех социологов, но встречала много случаев, чтобы заметить тенденцию.

Совершенно точно научиться быть UX-исследователем можно с любым опытом, возможностей для этого много.

Какой должен быть бэкграунд? Нужно ли учиться дизайну?

Прийти в UX-исследователи можно совсем с нуля. Как и в освоении любой профессии, самое важное – большое желание развиваться, старание, трудолюбие и острый ум. 

Но есть ряд склонностей, которые помогут вам быть хорошим исследователем:

  • вы любите наблюдать за людьми, за процессами, за развитием технологий;
  • при этом вы не причисляете себя ни к одной из групп, вам интересно именно наблюдать;
  • вы не просто наблюдаете, но и фиксируете для себя происходящее;
  • постепенно делая предположения о том, почему происходит то или иное событие или поведение людей, строите теории;
  • но вы всегда не уверены в своей правоте, сомневаетесь и ищете не только подтверждения, но и опровержения;
  • вы не являетесь 100% экстравертом или интровертом. Профессия исследователя предполагает наличие как коммуникативных навыков, так и аналитических. 

Где учиться?

Вузы

За рубежом есть множество факультетов, которые специализируются на Human Computer Interaction, в России с этим похуже, но в последнее время стало лучше.

В 2007 году я делала доклад на одной из первых конференций по юзабилити на тему «Юзабилити-образование в вузах», насчитала всего пять вузов, в которых были программы, связанные с UX, например, «Психология труда и инженерная психология».

Фото: Shutterstock

Сейчас все изменилось, некоторые кафедры исчезли, например, кафедра эргономики в МИРЭА преобразовалась в кафедру гуманитарных и общественных наук и занимается, в основном, вопросами педагогики и психологии. Зато появились сильные кафедры в ВШЭ, которые часто приглашают спикерами известных UX-специалистов, тем самым обеспечивая студентам доступ к актуальным знаниям.

В какие вузы стоит идти, чтобы получить максимально полезное образование для продвижения в направлении UX Research:

  1. МГУ
  2. ВШЭ
  3. РГГУ
  4. МГППУ
  5. СПБГУ
  6. ЛЭТИ
  7. ИТМО
  8. РАНХиГС
  9. Физтех ФИВТ/ФУМП

Курсы

Собрала курсы только на русском языке:

  • Офлайн-курс UX исследователь в ВШЭ. Я сделала первую версию программы курса, курировала его и вела лекции. Мы сделали первый выпуск. На курсе топовые спикеры, каждый из которых отлично разбирается в своей теме. Все занятия разбиты на части: теория и практика, чтобы студенты могли опробовать только что данный материал. Сквозь весь курс студенты выполняют исследовательский проект, похожий на то, что делают исследователи – наемные сотрудники. Продолжать вести курс не планирую. Он продолжит работу под руководством другого специалиста.
  • Онлайн-курс от Алины Ермаковой и BangBang. Курс я не проходила, но Алина очень опытный исследователь, я уверена, что курс стоящий.
  • Онлайн-курс от Натальи Спрогис и Contented. Наталья опытный специалист, вероятно, курс хороший.
  • Онлайн-курс Юзабилити-специалист от Игоря Джазова. Два урока доступны бесплатно. Судя по ним, информация больше подходит для дизайнеров, которые хотят улучшить качество создаваемых сервисов. Преподаются только методы юзабилити-тестирования и эвристики. 

Именно по направлению исследований – это все, но есть курсы по смежным специальностям, например, аналитика:

  • Онлайн-курс UX-аналитика от AIC и Skillbox. Коллеги противопоставляют статистические данные качественным исследованиям. Мне такой подход не близок, но Виталий Черемисинов (преподаватель на курсе) – отличный профессионал в аналитике, у него есть чему поучиться.
  • Онлайн-курс UX-аналитика: исследования пользователей и здравый смысл в «Нетологии». Здесь собрали хорошую команду преподавателей.

Также есть курсы для дизайнеров и продакт-менеджеров, где совсем немного затрагивается тема исследований:

  • Онлайн-курс UX-дизайнер от Contented. Я принимала участие в создании части курса про исследования. Ребята ориентировались на курсы www.masterclass.com, пытаясь сделать образование глянцевым, привлекательным.
  • Офлайн-курс UX/UI-дизайн от Британской высшей школы дизайна. На курсе всегда топовые спикеры и работа над проектом в течение обучения.

Стажировки. Куда идти и какой опыт требуется?

С минимальным образованием вас возьмут на стартовую позицию junior множество компаний:

  • Mail.ru,
  • «Профи.ру», 
  • «Киви», 
  • «Авито», 
  • «Московская биржа», 
  • «Промсвязьбанк», 
  • Сбербанк,
  • «Акронис», 
  • «Озон», 
  • СКБ,
  • «Теле2». 

И агентства по исследованиям или полного цикла:

  • Энгри Девелоперс,
  • User House,
  • USEFUL,
  • Crowdtesting,
  • UsabilityLab,
  • UXSSR.

Стажировок с обучением почти не бывает. В 2018 году была стажировка с обучением в Mail.Ru, в 2019 ее уже не будет. Зато будет в этом году в «Авито».

Менторы? Консультации? Коучи? 

Найти ментора – это идеальный вариант для старта и развития карьеры. В России в направлении UX Research нет специальных сервисов, где вы могли бы найти себе ментора. Однако можно попытать счастье, просто написав в Facebook интересному вам специалисту. Я консультировала в «Антирабстве» людей, которые хотели кардинально сменить деятельность и перейти в UX-исследования.

Где потом работать? 

Исследователи сейчас нарасхват, неплохие зарплаты готовы платить специалистам с опытом от двух лет и с набором навыков где-то между junior и middle. Проблема в том, что всем нужны хоть сколько-то опытные специалисты. Никто не хочет вкладываться в образование новичка, потому что это дорого (тратится время опытного человека) и долго. И, как правило, обучившись, junior переходит в другую компанию на более высокую позицию и оплату.

Фото: Shutterstock

Ждут исследователей как в крупных компаниях, которые разрабатывают digital-продукты, так и в тех, где это только канал распространения продукции. 

Часто внутри крупных компаний на исследования «не хватает рук», поэтому агентства, которые делают исследования на заказ, также востребованы, и им требуются исследователи.

 

На какую зарплату рассчитывать и какие перспективы? 

  • Starter/Junior – 30-60 тысяч рублей
  • Middle – 60-120 тысяч рублей
  • Senior – 120-200 тысяч рублей
  • Руководитель – 200-350 тысяч рублей

Исследователь может расти как при переходе из компании в компанию, так и внутри компании, прокачивая профессиональные и менеджерские навыки. Максимально исследователь может вырасти в руководителя отдела исследований. 

Фото на обложке: Dean Drobot/Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «VR — это способ запрограммировать мозг». Как построить качественный UX в виртуальной реальности
  2. 2 Правила Pixar по рассказу историй, которые пригодятся менеджерам по продукту и UX-дизайнерам
  3. 3 Принципы продуктового дизайна, которыми руководствуются в Booking
  4. 4 UX/UI – что это? Разбираемся в терминах
  5. 5 Гид по поиску работы UX-дизайнеру

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

03 декабря 2020

03 декабря 2020

04 декабря 2020