Top.Mail.Ru
Колонки

Кейс: почему вам стоит взять на работу школьника

Колонки
Анна Шайхутдинова
Анна Шайхутдинова

Генеральный директор компании Профилум

Виктория Кравченко

Сегодня спрос на технические специальности неумолимо растет. Молодых специалистов расхватывают «на ура», но и их скоро будет недостаточно. В связи с этим некоторые компании начинают задумывать о том, чтобы растить своих сотрудников с самого юного возраста.

Генеральный директор компании Профилум Анна Шайхутдинова поддерживает последнее утверждение и объясняет, почему сотрудничество старшеклассников и крупных компаний – win-win для обеих сторон.

 

Кейс: почему вам стоит взять на работу школьника

Проверяем на себе

Наш сервис помогает школьникам быстрее сориентироваться в профессиональной среде, построить образовательную траекторию с помощью дополнительного, более практикоориентированного, образования. Чтобы глубже понять мотивацию школьников и организаций, их потенциальных работодателей, мы решили проверить сотрудничество на себе и взять старшеклассника в компанию.

В современной экономике компании всегда находятся в поиске нестандартных решений, и мы верим, что подрастающее поколение профессионалов — уникальный источник чистого креатива и свежих идей. Реализовать инициативу удалось благодаря проекту Агентства инноваций Москвы.

В основе программы лежит механизм отложенного трудового договора, разработанный Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Потенциальных работников выбирали среди призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников. Для талантливых ребят это гарантия устройства на постоянную работу в ближайшем будущем.

Отбором кандидатов для заключения договора занималось Агентство инноваций Москвы вместе с Центром педагогического мастерства. Формирование индивидуальной образовательной траектории уже не может сводиться только к вузовскому, пусть и качественному, образованию, полученному один раз и на всю жизнь. Со школьного возраста необходимо оценивать склонности, компетенции и их постоянное развитие.
Ольга Дымарская
Руководитель управления Агентства инноваций Москвы

К сожалению, в программе участвовало не так много компаний, в основном это были стартапы. Талантливого Колю, призера Всероссийской олимпиады, привлечь к сотрудничеству оказалось довольно легко. Компании пока не понимают преимуществ работы со старшеклассниками, а самим школьникам тяжело реализовать себя так рано.

Сегодня олимпиады выигрываются не на благо рынка. Смысл олимпиады сводится к поступлению в вуз — дальше с молодыми людьми никто не работает.

Школьника Колю мы взяли помощником IT-директора. Он считает, что олимпиада — справедливый критерий. Прохождение всех этапов Всероссийской олимпиады говорит как минимум о невероятном упорстве. А успешное участие выделяет способности школьника к той или иной специальности.


Школьник vs Чатбот

Направление, на котором мы решили сконцентрироваться, когда привлекали к сотрудничеству Колю — построение чатботов. Второе направление — рекомендательные системы с элементами машинного обучения по поведенческим и априорным данным. Чтобы быстро погрузиться в эти темы, IT-директор давал школьнику много вводных обзорных статей, которые основаны на практических кейсах.

Для работы с талантливыми людьми, которые превосходят ожидания и некий средний уровень, нужен более ранний доступ к информации. Коля, может, и получил бы ее, но лет через пять.
Дмитрий Саянкин
IT-директор Профилум

Это несложные данные, они не требуют знания всего университетского курса, скорее помогают быстрее войти в процесс. Например, в машинном обучении используются понятия теории вероятностей. Школьник не знает теорию вероятностей на должном уровне, но и статья, которую предложил Дмитрий, не обучает всем аспектам. В ней было только то, что нужно конкретно для машинного обучения.


А что закон?

Многие боятся сложностей с официальным трудоустройством — но, на самом деле, сложностей нет. С 16 до 18 лет от подростка требуются те же документы, что и от совершеннолетнего: паспорт, трудовая и пенсионное свидетельство (если есть), документ воинского учета и медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к выполнению работы.

Загружать работой можно до 35 часов в неделю, из них до 7 часов в день во время каникул и в два раза меньше в период учебного года.

Для плотного взаимодействия с Колей нам, например, достаточно было одного раза в неделю. Пока что этого точно хватит, да и достичь максимальной концентрации проще в один день, чем короткими отрезками несколько раз в неделю.

Если брать школьника до 16 лет, то подросток также предоставляет на работу справку об учебе (что закончил заведение, учится или отложил учебу) и согласие одного из родителей/попечителя на трудоустройство. Количество часов для работы, правда, еще меньше.

В любом случае, следуя Трудовому кодексу, и адекватно оценивая возможности школьника, устроить на работу старшеклассника — почти как нанять обычного взрослого. Зато есть другая сложность — плохая ориентация школьников на практике. Пока Коля немного теряется. Ему кажется, что программирование — это конвейерная разработка огромного количества сайтов. Но на практике разработка гораздо шире.

На деле, в актуальной математике, без программирования делать нечего. Разработка нужна везде. То, что можно было сделать на бумажках раньше, сейчас уже не считается, хоть и глубоко проходится в образовательных программах.
Дмитрий Саянкин
IT-директор Профилум

Для школьников очень важна профориентация и развитие на практике. Сейчас Коля сам выбирает тему и профиль своей работы на год. Теперь это происходит уже не только по ощущениям, но и на основе прочитанных материалов и небольшой практики. Он решил, что изучит машинное обучение и тогда поймет, что из этого направления хочет глубже узнать.

Наличие профильной деятельности и практических задач во время учебы — дополнительная мотивация для развития. Формируется спрос на новые знания, вовлечение в отраслевую проблематику и наличие гарантированного места работы после обучения.


Реальные примеры

Для компании такое сотрудничество — уникальная возможность вырастить специалиста под свои задачи, спланировать свой кадровый резерв. Особенно это важно для инновационных компаний, где есть специфические требования к участникам команды.

В крупных компаниях практика привлечения старшеклассников есть, но пока единичная и несистемная. Прошлой зимой в Яндекс взяли шестнадцатилетнего школьника на позицию дизайнера. Успешно сыграли природное любопытство подростка и Школа дизайна Яндекса, по итогам обучения в которой ему и удалось попасть в штат. Другой пример — игровая индустрия. Valve создали специальную программу Pipeline по привлечению школьников.

Исследования говорят о том, что тенденция будет развиваться. Одним из ключевых вызовов в сфере школьного образования на ближайшие пять лет является возможность предоставления обучения, основанного на реальных отраслевых задачах.

Внешкольные образовательные инициативы позволяют подросткам и их родителям ответить на вопрос: «а зачем мне все это нужно?». Естественно, когда ты решаешь настоящие задачи, видишь результат своей деятельности, а не только оценку в дневнике, то мотивация повышается.

Сейчас в инновационном кластере есть небольшой прогресс: компании начинают задумываться о том, что школьники могут стать кадровым резервом, а Агентство Инноваций Москвы активно развивает проект с организациями-партнерами. Значит, сегодня для города это в приоритете.


Материалы по теме:

Бери и делай: как с нуля создать сайт для любого проекта

Не верьте фондам. 4 хитрости, на которые пойдут те, кто дают вам деньги

6 советов по инвестициям от Уоррена Баффета

7 пунктов, из которых должен состоять ваш отчет для инвесторов

Что делать, если проект забуксовал? Инструкция для начинающих тимлидов и начальников отделов

Как успокоить нервы перед важным выступлением

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как мы за три года науку популяризовали – история про бум научных сообществ
  2. 2 Кроме развлечений: 5 способов применения VR
  3. 3 Как устроиться в компанию мечты: все, что нужно знать о поиске работы в 21 веке
  4. 4 Государство пытается контролировать онлайн-образование: плохо или хорошо?
  5. 5 Деньги на ветер или кому реально нужна степень MBA
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти