Сегодня спрос на технические специальности неумолимо растет. Молодых специалистов расхватывают «на ура», но и их скоро будет недостаточно. В связи с этим некоторые компании начинают задумывать о том, чтобы растить своих сотрудников с самого юного возраста.
Генеральный директор компании Профилум Анна Шайхутдинова поддерживает последнее утверждение и объясняет, почему сотрудничество старшеклассников и крупных компаний – win-win для обеих сторон.
Проверяем на себе
Наш сервис помогает школьникам быстрее сориентироваться в профессиональной среде, построить образовательную траекторию с помощью дополнительного, более практикоориентированного, образования. Чтобы глубже понять мотивацию школьников и организаций, их потенциальных работодателей, мы решили проверить сотрудничество на себе и взять старшеклассника в компанию.
В современной экономике компании всегда находятся в поиске нестандартных решений, и мы верим, что подрастающее поколение профессионалов — уникальный источник чистого креатива и свежих идей. Реализовать инициативу удалось благодаря проекту Агентства инноваций Москвы.
В основе программы лежит механизм отложенного трудового договора, разработанный Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Потенциальных работников выбирали среди призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников. Для талантливых ребят это гарантия устройства на постоянную работу в ближайшем будущем.
Отбором кандидатов для заключения договора занималось Агентство инноваций Москвы вместе с Центром педагогического мастерства. Формирование индивидуальной образовательной траектории уже не может сводиться только к вузовскому, пусть и качественному, образованию, полученному один раз и на всю жизнь. Со школьного возраста необходимо оценивать склонности, компетенции и их постоянное развитие.
К сожалению, в программе участвовало не так много компаний, в основном это были стартапы. Талантливого Колю, призера Всероссийской олимпиады, привлечь к сотрудничеству оказалось довольно легко. Компании пока не понимают преимуществ работы со старшеклассниками, а самим школьникам тяжело реализовать себя так рано.
Сегодня олимпиады выигрываются не на благо рынка. Смысл олимпиады сводится к поступлению в вуз — дальше с молодыми людьми никто не работает.
Школьника Колю мы взяли помощником IT-директора. Он считает, что олимпиада — справедливый критерий. Прохождение всех этапов Всероссийской олимпиады говорит как минимум о невероятном упорстве. А успешное участие выделяет способности школьника к той или иной специальности.
Школьник vs Чатбот
Направление, на котором мы решили сконцентрироваться, когда привлекали к сотрудничеству Колю — построение чатботов. Второе направление — рекомендательные системы с элементами машинного обучения по поведенческим и априорным данным. Чтобы быстро погрузиться в эти темы, IT-директор давал школьнику много вводных обзорных статей, которые основаны на практических кейсах.
Для работы с талантливыми людьми, которые превосходят ожидания и некий средний уровень, нужен более ранний доступ к информации. Коля, может, и получил бы ее, но лет через пять.
Это несложные данные, они не требуют знания всего университетского курса, скорее помогают быстрее войти в процесс. Например, в машинном обучении используются понятия теории вероятностей. Школьник не знает теорию вероятностей на должном уровне, но и статья, которую предложил Дмитрий, не обучает всем аспектам. В ней было только то, что нужно конкретно для машинного обучения.
А что закон?
Многие боятся сложностей с официальным трудоустройством — но, на самом деле, сложностей нет. С 16 до 18 лет от подростка требуются те же документы, что и от совершеннолетнего: паспорт, трудовая и пенсионное свидетельство (если есть), документ воинского учета и медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к выполнению работы.
Загружать работой можно до 35 часов в неделю, из них до 7 часов в день во время каникул и в два раза меньше в период учебного года.
Для плотного взаимодействия с Колей нам, например, достаточно было одного раза в неделю. Пока что этого точно хватит, да и достичь максимальной концентрации проще в один день, чем короткими отрезками несколько раз в неделю.
Если брать школьника до 16 лет, то подросток также предоставляет на работу справку об учебе (что закончил заведение, учится или отложил учебу) и согласие одного из родителей/попечителя на трудоустройство. Количество часов для работы, правда, еще меньше.
В любом случае, следуя Трудовому кодексу, и адекватно оценивая возможности школьника, устроить на работу старшеклассника — почти как нанять обычного взрослого. Зато есть другая сложность — плохая ориентация школьников на практике. Пока Коля немного теряется. Ему кажется, что программирование — это конвейерная разработка огромного количества сайтов. Но на практике разработка гораздо шире.
На деле, в актуальной математике, без программирования делать нечего. Разработка нужна везде. То, что можно было сделать на бумажках раньше, сейчас уже не считается, хоть и глубоко проходится в образовательных программах.
Для школьников очень важна профориентация и развитие на практике. Сейчас Коля сам выбирает тему и профиль своей работы на год. Теперь это происходит уже не только по ощущениям, но и на основе прочитанных материалов и небольшой практики. Он решил, что изучит машинное обучение и тогда поймет, что из этого направления хочет глубже узнать.
Наличие профильной деятельности и практических задач во время учебы — дополнительная мотивация для развития. Формируется спрос на новые знания, вовлечение в отраслевую проблематику и наличие гарантированного места работы после обучения.
Реальные примеры
Для компании такое сотрудничество — уникальная возможность вырастить специалиста под свои задачи, спланировать свой кадровый резерв. Особенно это важно для инновационных компаний, где есть специфические требования к участникам команды.
В крупных компаниях практика привлечения старшеклассников есть, но пока единичная и несистемная. Прошлой зимой в Яндекс взяли шестнадцатилетнего школьника на позицию дизайнера. Успешно сыграли природное любопытство подростка и Школа дизайна Яндекса, по итогам обучения в которой ему и удалось попасть в штат. Другой пример — игровая индустрия. Valve создали специальную программу Pipeline по привлечению школьников.
Исследования говорят о том, что тенденция будет развиваться. Одним из ключевых вызовов в сфере школьного образования на ближайшие пять лет является возможность предоставления обучения, основанного на реальных отраслевых задачах.
Внешкольные образовательные инициативы позволяют подросткам и их родителям ответить на вопрос: «а зачем мне все это нужно?». Естественно, когда ты решаешь настоящие задачи, видишь результат своей деятельности, а не только оценку в дневнике, то мотивация повышается.
Сейчас в инновационном кластере есть небольшой прогресс: компании начинают задумываться о том, что школьники могут стать кадровым резервом, а Агентство Инноваций Москвы активно развивает проект с организациями-партнерами. Значит, сегодня для города это в приоритете.
Материалы по теме:
Бери и делай: как с нуля создать сайт для любого проекта
Не верьте фондам. 4 хитрости, на которые пойдут те, кто дают вам деньги
6 советов по инвестициям от Уоррена Баффета
7 пунктов, из которых должен состоять ваш отчет для инвесторов
Что делать, если проект забуксовал? Инструкция для начинающих тимлидов и начальников отделов
Как успокоить нервы перед важным выступлением
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Подбор и адаптация сотрудников»
- 1 Как мы за три года науку популяризовали – история про бум научных сообществ
- 2 Названы российские вузы, чаще других выпускающие IT-предпринимателей
- 3 Государство пытается контролировать онлайн-образование: плохо или хорошо?
- 4 Деньги на ветер или кому реально нужна степень MBA
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025