11 июля глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что эпидемиологическое расследование по «Кухне на районе» завершено. Выявлены нарушения в транспортировке и хранении продукта, а приготовление зараженных салатов шло в цехе, который не был зарегистрирован в реестре.
«Кухня на районе», ее юридическое лицо ООО «Локалкитчен» и фирма-производитель фасоли «Савон-К» понесут последствия: и судебные, и финансовые, и репутационные.
Какое наказание может ждать бизнес и его топ-менеджеров, где они просчитались и как сейчас владельцам производств и учредителям пищевых компаний обезопасить себя, применив превентивные меры, разбираемся с управляющим партнером Sollars Людмилой Соболевской и руководителем уголовной практики бюро Ариной Пелых.
Что происходит с «Кухней на районе» сейчас
Актуальный приговор фигурантам дела и их компаниям выглядит так:
- Суд постановил прекратить работу сервиса «Кухня на районе» на 90 суток,
- Трех топ-менеджеров компаний, аффилированных с «Локалкитчен», отправили под домашний арест до 15 августа, а повара «Савон-К» — под стражу до той же даты,
- Оборот продукции «Локалкитчен» приостановлен,
-
Эпидемиологические проверки Роспотребнадзора завершены, выявлены множественные нарушения. Уголовное расследование продолжается.
Привлечение к уголовной ответственности виновных в ситуации с отравлением «Кухней на районе» — один из частных случаев по статье 238 Уголовного кодекса РФ.
Что входит в статью
Любой бизнес, включающий работу с потребителем, подпадает под статью 238 УК. Сюда относятся компании, связанные с пищевой промышленностью, ресторанный бизнес, частная медицина, косметология. Могут входить и более неочевидные организации — к примеру, скалодромы.
К этой же статье относятся и те случаи, когда имеет место смерть потребителя. Массовая угроза жизни — самый тяжелый из них, а ботулизм — заболевание серьезное и достаточно редкое. Если несколько человек отравились именно этой едой, ее производителя настигнут самые жесткие санкции. При смерти двух и более пострадавших виновных ждет лишение свободы на срок до десяти лет.
Как это можно было предотвратить
Нужно понимать, что следствие, Роспотребнадзор и любые надзирающие органы всегда занимаются одним и тем же — выстраивают процесс движения продукта-услуги и ищут звено, которое повело себя недобросовестно. Отсюда получается, что единственный способ управления риском — «беречь честь смолоду», то есть заранее обезопасить бизнес и грамотно организовать производство в соответствии со всеми нормами.
Расследуя подобные дела, следствие использует такой алгоритм:
- Устанавливает ответственных лиц. Ими могут быть повара, которые использовали в приготовлении блюд испорченную фасоль, или сотрудники, отвечающие за контроль поставок.
-
Если определить де-факто виновных невозможно, наказывает руководителей. В случае «Кухни» это глава отдела качества, генеральный директор юрлица сервиса «Локалкитчен» и директор компании-производителя фасоли «Савон-К».
Также обязательно проводится разбирательство по факту наличия у компании возможности предварительного управления риском. В случае нашего кейса это вопрос, могли ли в «Кухне» заранее увидеть, что в консервах есть ботулотоксин. Чтобы это определить, следствию нужно узнать, есть ли на предприятии технологические карты проверки продуктов на годность.
Это может быть инструкция с пунктами вроде «посмотреть дату использования», «проверить, нет ли характерного шипения при вскрытии консервы», «оценить вкус, цвет и запах». Если бы выяснилось, что наличие ботулотоксина в фасоли не опознается путем такого исследования, вопросов к предприятию бы стало меньше, так как заранее предотвратить отравление было нельзя.
Тем не менее, топ-менеджеров все равно бы арестовали, пусть и на меньший срок, а работу сервиса приостановили, так как ситуация массовая и социально опасная.
Какие последствия могут ждать компанию
Следует понимать, что бизнес сразу закрывать не будут никогда — такой санкции не существует. Максимальным первичным наказанием может быть только приостановка работы и арест топ-менеджеров, а с рынком ситуация решится по-другому — через репутационные последствия.
На наш взгляд, компанию может ждать профессиональный бойкот, а в будущем, вероятно, и банкротство. Кроме того, пострадавшие также направят им гражданские иски и требования возмещения морального ущерба. Среди возможных затрат:
- Имущественные претензии потерпевших: затраты на лечение, возмещение пропущенного рабочего времени и компенсация морального вреда. Это от десятков до сотен тысяч рублей, зависит от размера заработной платы пострадавших,
- Выплаты подрядчикам — из-за приостановки деятельности компания не выполняет обязательства по уже заключенным договорам поставки,
- Просрочка по закупленным товарам, ведь идет непрерывный цикл пищевого производства,
-
Требования возмещения заработных плат сотрудникам — возник вынужденный простой.
С учетом масштаба, сумма претензий в совокупности может дойти до десятков миллионов рублей.
На что обратить внимание бизнесу, завязанному на производстве и массовом потребителе
Ситуация с «Кухней на районе» вполне может повлиять на законодательство. Уже идут разговоры об отмене моратория на проверки Роспотребнадзора: и плановые, и нет. Это поможет предотвращать такие случаи, но необходимо также и улучшение бизнес-культуры, чтобы предприниматели не экономили на продукции, помещениях, сотрудниках и подрядчиках.
Бизнес-анализ и регламентация производственных процессов
Для качественной работы предприятия и предотвращения ситуаций, схожих с кейсом «Кухни», необходимо анализировать и выстраивать процессы: следить за цепочками поставок и реализации продуктов, грамотно оформлять документы и распределять зоны ответственности сотрудников. Для этого можно применить одну из методик бизнес-анализа, например, BPM 4.0.
Самое главное здесь — прозрачность процессов, от изготовления продукта до его реализации. Часто бывает такое, что садишься с директором производства — и он даже сам не может описать, что у него и как происходит, есть только разрозненная информация от начальников цехов. Чтобы такого не допускать, нужно оформление соответствующих регламентов. Среди них:
- Индивидуальные должностные инструкции. Это необходимый минимум. В таком документе написано, чем человек занимается и в каком порядке совершает действия. Инструкции нужны в том числе для определения ответственных лиц в историях с отравлениями или иными преступлениями: если удастся обнаружить отрезок производственного процесса, на котором выявлено нарушение, станет понятно, кто именно виноват. На документе обязательно должна быть подпись сотрудника.
- Технологические карты по продуктам. По ним, в случае чего, можно определить, намеренно ли компания реализовала некачественный товар — в техкарте будут указаны все этапы проверки.
-
Журналы контроля. Они подтверждают, что все это не только существовало на бумаге, но и действительно работало. Подписи в них сотрудники должны ставить регулярно.
Три вида документов, указанные выше — ключевые. Для полной прозрачности следует также держать в порядке:
- Инструкции по технике безопасности.
- Журналы учета брака и несчастных случаев.
-
Штатное расписание компании.
Используя должностные инструкции, всегда максимально конкретизируйте их для подразделений и отдельных сотрудников. На примере «Кухни на районе» мы уже проследили, как легко юридическая ответственность может перекладываться между разными людьми. Опять же, чаще всего, если отсутствуют доверенные лица, нарушившие свои обязанности — отвечать будет директор.
Простой пример — кому-нибудь на голову с крыши падает сосулька. С понедельника по пятницу ответственным за происшествие будет главный по уборке, а на выходных он уже не при чем, так как у него пятидневная рабочая неделя — значит, виноват директор.
Другой способ конкретизировать ответственность и закрепить ее за исполнителем — поручить производство продукции компании-партнеру. Чтобы ее контролировать, достаточно статуса основного кредитора общества и корпоративного договора. Ответственность в таком случае будет нести руководитель или учредители, указанные в ЕГРЮЛ. На данный момент законодательство в РФ позволяет использовать корпоративный договор для контроля юридически независимой организации — все полностью легально.
Периодический контроль выполнения этих регламентов
Может быть, у вас есть все необходимые инструкции и в них подробно прописаны должностные обязанности сотрудников — только они их не выполняют. Чтобы все работало, здесь нужен регулярный контроль.
Должностную обязанность по аудиту стоит всегда закреплять внутри бизнеса. Если компания небольшая, обычно всем занят директор или собственник, но если позволяют масштабы, можно организовать целый отдел.
Вы сами решаете, с какой периодичностью производить контроль, но лучше делать это как можно чаще, чтобы всегда быть готовыми и к неожиданным проверкам государственных органов. Например, в «Кухне» заявляли, что в их цехах постоянно бывали профилактические визиты Роспотребнадзора — даже если заявление правдиво, от нарушений компанию оно не спасло. Для этого и нужен внутренний аудит — вы сами знаете, на что именно обратить пристальное внимание, если ранее в этих моментах уже было замечено пренебрежительное отношение.
Можно выбрать нескольких сотрудников и назначить их «ревизорами».
Правда, весь остальной персонал знать о новых должностях коллег не будет — аудиторы должны вести себя как обычно, но на самом деле наблюдать за процессами и фиксировать нарушения стандартов и отклонения от технокарт.
Еще лучше — дополнительно мотивировать сотрудников выполнять свою функцию на «пять» с помощью денежных бонусов по результатам проверки. Для этого, помимо штрафов за наличие претензий, можно ввести премии за их отсутствие. Сразу после проведения аудита подводите его итоги и выделяйте вознаграждение сотрудникам, в работе которых не было выявлено нарушений.
К слову, контроль также может быть инструментом позиционирования. Например, в «Додо Пицце» посетители видят санитарные условия и могут проследить процесс приготовления заказа поэтапно благодаря открытой кухне и видеонаблюдению. Так компания формирует доверие к своему продукту.
Как спроектировать процессы так, чтобы избежать ошибок «Кухни на районе»: чек-лист
- Опишите свои бизнес-процессы в любой из доступных вам методик. Выявите с их помощью пробелы и потенциально опасные участки в производстве и процессах оказания услуг.
- Распределите зоны ответственности должностных лиц, чтобы не оказаться виновным там, где функция контроля предназначалась другому человеку.
- Следите за актуальностью технологических документов: должностных инструкций, правил техники безопасности, технокарт, журналов контроля — составляйте их в соответствии с зонами ответственности каждого сотрудника и давайте на ознакомление под подпись.
- Контролируйте выполнение всех регламентов через внутренний аудит и премии сотрудникам.
Фото на обложке: Shutterstock
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Как открыть продуктовый магазин: пошаговая инструкция
- 2 Как и где поставить стойку самообслуживания с кофе, а главное — перспективный это бизнес или пустая трата денег
- 3 «Хочу открыть кофейню»: какие ошибки совершают на старте и о чём молчат опытные предприниматели
- 4 Как научиться разбираться в вине? Советы для обывателей и предпринимателей
- 5 Изменись, но останься: пять идей, как кафе сохранить аудиторию и привлечь новую
ВОЗМОЖНОСТИ
16 сентября 2024
16 сентября 2024
17 сентября 2024
18 сентября 2024