«В России тех, кто работает руками, ни во что не ставят. Я это проверил на себе»

Денис Аксенов
Денис Аксенов

Генеральный директор медной мастерской «ДенАкс»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Денис Аксенов, генеральный директор медной мастерской «ДенАкс», рассказывает о том, как ему пришла идея создания декоративных изделий из меди, через что пришлось пройти, чтобы основать свою мастерскую и почему молодые люди в нашей стране пока не хотят работать руками.

Мои коллеги и родные не поддерживали мое увлечение

Я был двоечником. Из школы за дурной нрав и неуспеваемость выгнали. Кое-как закончил электромеханический техникум по специальности «Лифты» и пошел работать кровельщиком, как мой дед и отец.

Надо сказать, что эта работа не из легких: зимой на крыше очень холодно, летом – жарко. Кроме того, труд сопряжен со множеством травм: падения, порезанные листами металла сухожилия и так далее. Правда, есть и своя романтика. Мне были видны самые красивые пейзажи, я мог каждый день любоваться видами города. Так я проработал десять лет, а затем почувствовал, что перерос сам себя и нужно двигаться дальше.

Уходить из профессии мне показалось нецелесообразным, захотелось стать в ней лучшим. Но как? Первым делом я решил расширить сферу деятельности и кроме кровли заняться изготовлением других изделий из этой области: небольших миникрыш для фасадов, колпаков на заборы и других укрывных элементов.

При этом мне было интересно сделать эксклюзивный товар. Так как я всегда хорошо рисовал, то начал делать эскизы и декорировать свою продукцию. Стали получаться не просто функциональные, но одновременно и декоративные предметы.

Технологий их изготовления в России не было, приходилось переводить немецкие издания, а до чего-то доходить и самостоятельно.

Мои коллеги и родные мое увлечение не поддерживали, для них это было баловство. В один момент, это было шесть лет назад, я решил уйти и основать свой бизнес. Так и поступил: снял цех, открыл ООО и начал работать один.

Как я начал делать предметы из меди

Примерно в то же время, когда я занялся своим делом, в моей семье произошла трагедия. Отец упал с крыши, сильно ударился головой, из-за чего произошел отек мозга. Никто не знал, выживет ли он. В тот день я ехал в больницу. У меня на заднем стекле машины висело объявление, что я занимаюсь изготовлением изделий из меди. На дороге его увидел прораб, который работал на стройке у одного очень известного артиста, и сразу мне позвонил.

У этой истории – счастливый финал. Во-первых, мой отец поправился и сейчас помогает мне в мастерской. Во-вторых, тот неожиданный звонок помог мне раскрыться не просто как кровельщику, а как художнику по меди.

Меня попросили помочь укрепить разрушающийся фасад замка. Я придумал это сделать не с помощью металлических конструкций, которые должны были выглядеть довольно уродливо, а с помощью медных горгулий. Я нарисовал эскизы и принес заказчику. Сначала он отказался от такого экстравагантного решения, но затем все обдумал и согласился.

Результат владельцу замка очень понравился, и он попросил сделать уже исключительно художественные объекты из меди для интерьера. Так произошел коренной перелом в моей профессиональной карьере, и я стал почти скульптором.

Через что мне пришлось пройти ради своего дела

Самая главная трудность, с которой сталкивается в начале пути, наверное, каждый бизнесмен – это взаимоотношения с людьми. Их необходимо учиться выстраивать целенаправленно. И большая ошибка считать, что вы сможете вести дело с теми, с кем начинали свой путь к успеху.

К сожалению, мой опыт показывает, что далеко не все готовы смириться с вашим новым статусом.

Мои бывшие коллеги не соблюдали субординацию, я часто видел зависть с их стороны, а впоследствии и откровенный саботаж. Все это привело к тому, что в один момент бизнес чуть не развалился. К счастью, дело свое я спас, но какой ценой! Пропадая сутками на работе, я испортил отношения с женой и потерял семью.

Еще одно препятствие, с которым я столкнулся, это отношение к людям рабочих профессий. В отличие от Европы, где ко всем специалистам относятся с одинаковым уважением, в России тех, кто работает руками, ни во что не ставят. Я это проверил на себе.

Просто поразительно! Когда я прихожу к заказчику в деловом костюме, заключаю договор и обсуждаю стратегию, со мной общаются очень вежливо. Более того, некоторые мои клиенты по нескольку месяцев, а иногда и целый год, ждут, когда я смогу взяться за их заказ. Но как только я появляюсь на стройке в рабочей одежде, разговор становится диаметрально противоположным. Приходится отводить в сторону и объяснять – оттого, что на мне каска, я не перестал быть человеком.

Денис Аксенов в мастерской

С вопросом взаимного уважения очень тесно связан и вопрос оплаты труда. К сожалению, на протяжении всей моей трудовой жизни приходилось сталкиваться с непорядочностью, когда заказчик просто не отдает деньги. Пока объемы небольшие, это не проблема. Но сегодня, когда речь идет о миллионах рублей, пришлось разобраться в грамотном оформлении документов.

К этому подтолкнул, как всегда, случай. Долгое время я работал по самому простому договору, скачанному из интернета. Однако из-за того, что в нем не были прописаны необходимые детали, он сыграл со мной злую шутку. Клиент не только не оплатил сделанную полностью работу, но и подал против меня иск в суд на очень крупную сумму.

 

Кто еще работает в этой сфере

Ключевой момент в данном случае был в том, что я сначала предлагал ЧТО сделать, а потом уже думал КАК это осуществить. Если было бы наоборот, ничего из меня не получилось бы, потому что технологий, которые позволяли изготовить изделия по моим эскизам в России, были неизвестны.

Когда-то давно, еще во времена СССР, в промышленных целях занимались выкладкой по тонколистовому металлу. Эта деятельность несколько близка к тому, чем я занимаюсь, но сейчас все технологии утеряны, и даже в библиотеках не сохранилось книг с описанием методов.

На Западе, в частности в Германии, специалисты в моей области есть, но очень мало, – всего две компании: Schatzer-alois и Kaufmann Ulm Spenglereibedarf. Они таким ремеслом занимаются несколько сотен лет, и знания передаются из поколения в поколение. Когда немецкие специалисты узнают, что мы до многого дошли самостоятельно и не за сто, и даже не десять лет, а всего за какие-то 2-3 года, они приходят в полный восторг. Более того, сегодня мы по ряду вопросов опережаем наших европейских коллег, например, итальянцев.

Какие технологии в работе я применяю

Уникальность моей работы на 50% заключается в инновационных технологиях и на 50% в том, что я произвожу изделия ручной работы, которая отличается высокой степенью мастерства.

  • Технологии для строительства крыш

При строительстве крыш мы используем высокопрофессиональный немецкий инструмент, который позволяет максимально качественно подготовить материал для укладки.

Тем не менее, самое главное – это не оборудование, а мастерство рабочих. Ведь укладка – это ручной труд. Крыши текут не из-за плохих инструментов, а из-за непрофессионализма кровельщиков. Я сторонник технологии двойного фальца, которая уже давно зарекомендовала себя в Европе, в частности, в Германии.

  • Технологии для укрывных элементов

Для начала поясню, дымник или колпак – это специальное приспособление, которое укрывает вентиляционную, печную, каминную или котловую трубу от атмосферных осадков, чтобы она не разрушалась. К сожалению, в нашей полосе обычные дымники и колпаки к использованию непригодны. Когда теплый воздух выходит из трубы и сталкивается с холодным, образовывается конденсат. Он стекает вниз по трубе.

Мы довольно долго наблюдали за особенностями российского климата и разработали специальную технологию, которая позволяет предотвратить образование конденсата и сохранить трубу внутри абсолютно сухой. Каким именно образом мы это сделали, сказать не могу – секрет!

Ну и, конечно, вторая составляющая – ручной труд – присутствует и здесь. Мы стараемся сделать колпаки как можно более индивидуальными, для этого используем элементы декора: корабли, флюгеры и так далее. В результате дом видно издалека, его сразу можно найти. Кроме того, иногда мы делаем на дымниках гравировки или гербы, таким образом, например, дедушка может оставить о себе память своим внукам.  

  •  Технологии для декоративных элементов

Кроме всего описанного, я еще и художник по меди. Мне нравится изготавливать декоративные изделия. Здесь уже никаких секретов нет. Только ручная работа, мастерство и художественный вкус. Последнее время меня заинтересовала работа с мебелью, которую я также украшаю медными элементами. Такой стиль называется стимпанк. Кстати, в этом же стиле я изготавливаю еще и наручные часы.

Наручные часы

А еще я изобрел собственное ноу-хау – цветную и рельефную плитку. Она производится методом травления. Раньше его использовали только в промышленных областях, например, при изготовлении электроники. Мы же адаптировали технологию под художественные задачи, – делаем декоративные панно, которые с течением времени меняют оттенок, так скажем, живут своей жизнью.

 

В моей сфере не так просто заработать

Сегодня дело встало на рельсы, но трудности есть всегда. Без них нет развития, и я отношусь к этому философски. Мне нравится то, что я делаю. Главным образом, моя задача сегодня – рассказать и показать, как можно работать с медью. Конечно, сегодня наша мастерская изготавливает уникальные вещи, и к ним есть высокий интерес со стороны молодежи. Ребята приходят, начинают обучаться ремеслу, но мало кто остается. Проблемы две.

  • Первая заключается в том, что работа медянщиком – это тяжелый ручной труд. Не каждый к этому готов. Одно дело видеть результат, а другое дело стоять часами и вырезать из металла заготовки для изделия.
  • Вторая – иллюзия быстрой наживы. На самом деле, в моей сфере не так-то просто заработать. Для этого нужно быть фанатиком, очень много работать, постоянно развиваться, искать новые технологии, подключать творчество. Пройдет очень много времени, прежде чем вы заработаете первую копейку.

Тем не менее, у меня есть ученики. Сегодня, например, у меня занимается девушка! Бывшая тяжелоатлетка. Ей очень нравится работать с металлом, и она тоже любит рисовать, поэтому эскизы даются ей легко. А еще ко мне в мастерскую приходят мои дети. Они пока еще совсем маленькие, но уже интересуются этим ремеслом.

О первых итогах работы

Сейчас основной доход нам приносят кровли. В среднем, сделать крышу для дома площадью 500-1 000 квадратных метров будет стоить от 6 до 15 миллионов рублей. Основные затраты – сам материал, килограмм которого стоит около 500 рублей. Кроме того, на окончательную стоимость будет влиять и форма крыши: самая простая, либо с башнями и шпилями, а также наличие декоративных элементов.

Хорошим доходом являются колпаки, начальная цена которых – 100 тысяч рублей. К счастью, заказы есть всегда. Чаще всего те, кто приходят, остаются с нами уже навсегда, так как мы отвечаем за качество. К примеру, колпак сомнительного качества из Китая может стоить 400-500 тысяч рублей, точно такой же, но хорошего качества можно сделать за 250-300 тысяч рублей. А вот горгульи и другие декоративные элементы – совсем небольшая часть выручки. Всего около 10-15 процентов.


Материалы по теме:

Как сделать российские заводы «умнее»?

Gigafactory – завод, на котором Tesla будет творить будущее

Поучительная история про кирпичи, сильные решения и один завод

«До сих пор мне приходится объяснять, что российская промышленность – это не ржавые станки и пьющие рабочие»

«Если все получится, будет прорыв» — как я ушел из журналистики и создал свою компанию


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Svetlana Abdullina
    Svetlana Abdullina 21:37, 31.03.2018
    0
    Очень интересно
  • Евгений Лыков
    Евгений Лыков 14:49, 2.04.2018
    0
    "Я был двоечником. Из школы за дурной нрав и неуспеваемость выгнали. Кое-как закончил электромеханический техникум" Не слышал чтоб кого-то выгнали из школы. Обычно переводят в школы для умственно отсталых. И как автор смог поступить в техникум не имея среднего образования - тоже непонятно.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Russian Internet Week – RIW 2018
21 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase