Top.Mail.Ru
Колонки

Приборы на подъеме: как изменился рынок метеооборудования и что делать производителям в кризис

Колонки
Антон Туркин
Антон Туркин

Генеральный директор ГК «Эскорт»

Ахмед Садулаев

Уход иностранных компаний из России повлиял на многих производителей техники — в том числе и на такую необычную отрасль, как метеоборудование. Сложившаяся ситуация помогает отечественным компаниям, но в то же время у них остаются проблемы с сертификацией и риски остаться без нужных комплектующих. 

Подробнее о том, что сейчас происходит на российском рынке метеооборудования, рассказали гендиректор ГК «Эскорт» Антон Туркин и руководитель проектов «Сокол-М» Рауль Нуриахметов.

Приборы на подъеме: как изменился рынок метеооборудования и что делать производителям в кризис

Где вообще используется метеоборудование?

В общем виде метеооборудование можно разделить на две группы:

  • Автоматическое. Наземные датчики и воздушные зонды, которые собирают данные без участия человека и передает их для дальнейшего анализа.
  • Полуавтоматическое. Приборы, которые собирают данные и которые требуют участия человека — например, чтобы определить тип облачности.

Метеооборудование помогает собирать данные, которые затем используют в:

  • сельском хозяйстве — для планирования сельскохозяйственных мероприятий (посева, сбора урожая), а также для подтверждения опасных явлений;
  • авиации — для крупных гражданских самолетов и вертолетов, чтобы предотвратить аварийные ситуации;
  • управлении беспилотниками — для передачи данных о завихрениях воздуха и корректировке маршрута;
  • добыче полезных ископаемых — чтобы определить погодные условия и спланировать работу;
  • промышленности и строительстве — для обеспечения безопасности сотрудников на объектах при жаре или холоде, а также во время дождя, ветра и других погодных условиях;
  • жилищно-коммунальном хозяйстве — для определения температуры на улице и регулировании подачи тепла в доме.

 

Как кризис повлиял на рынок метеооборудования?

После начала специальной военной операции несколько зарубежных приборостроителей перестало поставлять в Россию метеооборудование. С российским рынком отказалась работать финская компания Vaisala, приборы и датчики которой стоят на всех существующих в стране 1600 наблюдательных метеопунктах. Также поставки остановили такие крупные компании как Davis, Lufft и другие.

В результате энергетика, производство, сельское хозяйство и авиация могут остаться без метеооборудования или заменой комплектующих — поэтому компании переключились на отечественных производителей. 

По данным нашей компании, благодаря этому приборостроителям удалось нарастить выручку на 30% по сравнению с весной 2021 года.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

А из-за того, что курс рубля упал, отечественные метеоприборы оказались дешевле, поэтому заказчики из энергетического сектора сэкономили в четыре раза, а отдельные теплоэнергетические компании — в восемь раз.

При этом до кризиса ситуация с российским производством метеодатчиков была хуже — раньше отечественные клиенты как правило закупали оборудование у зарубежных поставщиков. В то же время, у приборостроителей могут возникать проблемы, связанные с нынешним кризисом: например, нехватка комплектующих и потеря кадров.


Читайте также:

Импортозамещение в машиностроении: какие сегменты будут лидировать

Не ждать «лучших времен»: реализуем проект в любых условиях

Бизнес в новой реальности и работа с зарубежными поставщиками — что изменилось в правилах торговли


Какие трудности мешали приборостроителям раньше?

Большинство покупателей метеооборудования — крупные и государственные компании. Они приобретали технику через тендеры и обычно работали с одними и теми же поставщиками, и почти всегда из-за рубежа.

В отличие от других стран, в России не было заградительных пошлин для иностранных компаний, поэтому они заняли большую часть рынка.

Помимо конкуренции, отечественные приборостроители сталкивались с долгой сертификацией оборудования. Два главных согласовывающих ведомства — Росгидромет и Главная геофизическая обсерватория (ГГО) — могли проводить сертификацию вплоть до четырех лет. 

Еще дольше процесс согласования проходил для мететооборудования в гражданской авиации, где кроме российских нужны и международные документы. В результате процесс от старта производства до продажи устройств замедлялся еще сильнее, вплоть до того, что мог стать нерентабельным.

Третий фактор связан с общей осведомленностью о том, насколько важны метеоданные. Кажется, что он незначителен и касается только узкоспециализированных компаний, которые и так в курсе ситуации.

Но на деле метеоданные влияют на отдельные рынки и экономику в целом, помогая сохранить миллионы рублей и не дать обанкротиться отдельным предприятиям.

 

Как засуха, беспилотники и новый кризис помогли российскому метеооборудованию?

Еще до начала кризиса ситуация начала меняться в сельском хозяйстве. После летней засухи в 2021 году правительство задумалось об агростраховании — системе, по которой фермер или компания смогут получить выплаты из-за нехватки или избытка влаги, а также других природных явлений.

У агрострахования остаются две проблемы:

  • Любая ошибка в страховых документах может привести к тому, что компания откажется выплачивать компенсации.
  • Чтобы подтвердить страховой случай, нужно доказательство в виде метеоданных. А на российских полях часто не хватает оборудования и наблюдательных пунктов. Например, если такой пункт находится в 40 км от участка, он не сможет определить, была ли там засуха или нет.

Из-за отсутствия страховки фермеры и компании стали нести убытки. Например, для участка в 500 гектаров потери могли достигать 12 млн рублей. Для частных аграриев такие убытки часто становились неподъемными, и им приходилось вовсе закрывать свое дело. 

После обсуждения правительство РФ планирует запустить пилотные проекты по агрострахованию. Один из них реализуют в Татарстане в 2022 году. Кроме сельского хозяйства, похожая программа планируется для отечественных беспилотников. Правительство РФ собирается организовать логистическую сеть вдоль побережья Северного-Ледовитого океана. 

Для этих целей также понадобятся метеодатчики — причем те, что смогут работать автономно и передавать данные по спутнику. Это нужно для того, чтобы беспилотники смогли постоянно получать данные о направлении и скорости ветра, особенно рядом с горами и другими высокими объектами.

После 24 февраля переменилась ситуация с ценой на оборудование. Из-за скачка курса валют стоимость метеооборудования выросла кратно. Особенно сильно это ощутили на себе энергокомпании, где техника для станций и автоматического наблюдения подорожала в 4-8 раз. 

Компаниям пришлось быстро пересмотреть тендерные контракты (обычно их заключают в конце года) и обратить внимание на отечественных приборостроителей. Так, по нашим данным, российские производители метеотехники уже увеличили количество сделок на 30%, а к концу года их доля может достигнуть 80%.

 

Что еще сделать приборостроителям, чтобы не упустить возможность?

У российских компаний усиливается запрос на метеооборудование, а у отечественных производителей теперь нет зарубежных конкурентов. Кажется, что сейчас лучшее время, чтобы производить свои датчики и технику для метеонаблюдений.

Однако и в этом случае у компаний могут возникать проблемы: как касательно рынка приборостроения, например, нехватка компонентов, так и более общего характера, как спад спроса или поиск сотрудников. 

Во время кризиса отечественным компаниям может помочь стратегия, включающая в себя несколько пунктов:

  • Адаптировать оборудование для разных компонентов. При разработке датчиков важно учитывать, откуда будут завозиться чипы, микросхемы и другие детали. Чтобы не зависеть от поставщиков только из Европы, можно адаптировать оборудование для разработок из других стран: например, США, Китая или России.
  • Не сокращать штат и следить за рынком труда. Без инженеров, разработчиков и других специалистов приборостроители не смогут составить конкуренцию зарубежным компаниям. В то же время, во время кризиса часто проходят сокращения — и компания может переманить к себе ценные кадры.
  • Запускать проекты-сателлиты. Если компания уже ведет успешный проект с клиентом, она может предложить ему новые услуги. Например, поставлять датчики для экологического мониторинга. Тем самым поставщик закроет больше потребностей заказчика.
  • Усилить рекламный бюджет. В кризис приборостроители часто сокращают якобы необязательные расходы, в том числе и на маркетинг. Конкурентов в инфополе становится меньше, а значит появляется больше шансов, что заказчик заметит тех, кто все еще продолжает рассказывать о себе в соцсетях, СМИ и других каналах.

Фото: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему Великобритания — по-прежнему идеальное место для создания и развития стартапа?
  2. 2 РазвИТие в новой нормальности: ИТ-тренды на 2023
  3. 3 Локальные бренды, осознанное потребление и «умные» инструменты: как eCommerce пережил 2022 год
  4. 4 5 рекомендаций, чтобы презентовать проект инвесторам из США
  5. 5 Сколько можно не обновляться — и что произойдет, если бизнесу этого не делать?
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!