5 мифов о контрафактных товарах в интернете

Юрий Вопилов

Генеральный директор BrandMonitor

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Юрий Вопилов

Количество контрафактных товаров растет с каждым годом, согласно исследованию НИУ ВШЭ оборот нелегальных товаров в России достигает 2,5 триллиона рублей.

И если раньше за копиями модных товаров шли на рынок или магазин за углом, то сегодня можно купить подделки в пару кликов. Интернет-магазины открыли новый потенциал для нелегальной торговли, по нашим данным, почти 80% онлайн-площадок продают поддельные товары. 

Юрий Вопилов, генеральный директор BrandMonitor, собрал 5 самых распространенных мифов о контрафактных товарах.

1. Контрафакт никак не сказывается на продажах и репутации бренда


Из-за торговли контрафактными товарами страдает не только экономика страны, теряя большие суммы налогов, но и компании, в особенности владельцы люксовых брендов.


В 2012 году парижские модные дома начали охоту на продавцов и производителей поддельных парфюмерных изделий и одежды. В начале 200-х улицы заполонили дешевые товары с фирменными принтами и логотипами, из-за чего оригинальная продукция больше не выглядела эксклюзивом и теряла популярность.


В то время бизнес французских модных брендов сильно пошатнулся, по оценкам экспертов, экономика страны теряла около €6 млрд.

Еще высокие риски из-за подделок несут фармацевтические компании. Купив лекарство-пустышку, потребитель может просто жаловаться производителю на качество препарата. И перестанет покупать товары этой марки. Страшнее истории, когда в составе поддельных таблеток оказываются вредные вещества, грозящие здоровью покупателю. Были случаи, когда запрещали продажу определенных препаратов, чтобы пресечь распространение контрафактных средств.


Подобные истории крайне негативно сказываются на бизнесе фармацевтических компаний, и восстановить репутацию бывает очень сложно.

2. Подделка всегда дешевле оригинала

Многие считают, что покупатель легко может вычислить подделку. Если ты покупаешь товар в 2-3 раза дешевле, чем предлагает официальный сайт, то не нужно ждать, что это будет оригинал.

Однако не все так просто:

  • Во-первых, мошенники часто прикрываются «Черными пятницами», «Киберпонедельниками» или предпраздничными распродажами, выдавая контрафакт за оригинальные товары с большой скидкой. Зачастую даже проверенные интернет-магазины оказываются нелегальными продавцами, и понять, что у вас в руках подделка, можно лишь спустя долгое время.
  • Во-вторых, появился новый тренд — торговцы контрафактом мимикрируют под продавцов оригинальной продукцией.

Если раньше потребители ориентировались исключительно на подозрительно низкую цену, то сейчас разница может быть не более 10%. Так мошенники привлекают тех, кто хотел бы приобрести оригинальные товары, но невнимательно изучил сайт.

Один из шаблонов «Черной пятницы»

Чтобы не попасться на уловки «контрафактных сайтов», нужно внимательно изучить магазин до покупки. Все сайты-однодневки выглядят примерно по одному шаблону. У них обязательно есть счётчик обратного отсчёта, например «До конца акции осталось 9 часов».

Обратный отсчет — первый «звоночек» внимательно изучить сайт


Важными «звоночками» будут отсутствие информации о правообладателе и некликабельные отзывы из соцсетей. И конечно же, на таких сайтах нельзя оплатить покупку банковской картой. Электронные платежи очень хорошо отслеживаются, а торговля контрафактной продукцией – это всё-таки незаконная деятельность, поэтому можно оплатить наличными курьеру.


Продавцы контрафактной парфюмерной и косметической продукции любят пользоваться приемом «ликвидация товара». На сайте размещают письмо «директора магазина» с грустной историей о закрытии магазина в связи с тяжелой ситуацией на рынке.


Чтобы предупредить сомнения покупателя, производителиприводят отзывы «реальных» клиентов. Безусловно, это подсознательно действует на покупателя, и он спешит купить товар по невероятной скидке в 75 или 80%.

Один из примеров «ликвидации товара»

Если вы сомневаетесь в оригинальности продукции, напишите производителю и узнайте, кто является их официальными продавцами.

3. Если написать «копия/реплика», то все легально

С точки зрения законодательства, понятия «копия» не существует — только контрафактная продукция. Это такое довольно частое распространённое заблуждение, что, если объявлено, что это реплика, то дальше можно лепить товарные знаки на продукцию.


Любые товары с использованием товарного знака не правообладателем – это контрафактная продукция. Использование товарного знака в коммерческих целях без разрешения правообладателя незаконно.


Зачастую торговцы контрафактом не знают, что занимаются противоправной деятельностью и пытаются оспорить жалобы официальных представителей брендов. Позже выясняется, что такие магазины торгуют копиями.

Онлайн-магазины открыто предлагают реплики известных брендов, хотя это незаконно

Сейчас легко можно встретить пример контрафактной продукции среди смартфонов известных производителей. На сайте будет информация о том, что это качественная и недорогая репликация и оплатить смартфон предлагают при получении. Покупка «серого» девайса несет за собой ряд последствий.


  1. Комплектующие изделия могут не подходить для использования в России.
  2. Продавец мог установить функцию Sim-lock, которая при смене сим-карты превращает устройство в «кирпич».
  3. Проблема, связанная с отсутствием гарантии производителя на «серый» девайс.
  4. Главное опасение при покупке подобного смартфона – причинение вреда здоровью пользователя.

Таким образом, дешевая покупка может стоить покупателю нервов, и непредвиденные расходы превысят сэкономленные деньги на покупке девайса фирменного производителя.

Один из излюбленных приемов производителей реплик — изменить одну-две буквы в названии бренда, при этом надпись прочно ассоциироваться у потребителя с определенной продукцией.


Это относится к понятию «сходство до степени смешения» законодательством и также расценивается как нелегальное использование товарного знака. Поэтому такие хитрости постепенно сходят на нет.

4. Анонимная торговля. Даже если нашел сайт, некому предъявить претензии

Недобросовестные предприниматели чувствуют свободу в интернете, так как онлайн-магазины можно зарегистрировать через третьих лиц, а самому оставаться практически анонимным продавцом.


Заблокировать сайт интернет-магазина, занимающегося реализацией контрафакта, по решению суда сейчас довольно сложно и дорого (около 500 тысяч рублей).


Для этого необходимо распечатать страницу нарушающего закон веб-ресурса, заверить ее в органах нотариата и провести контрольную закупку в присутствии нотариуса, составив по ее итогам соответствующий протокол. Однако производителей защищает исключительное право на товарный знак. Согласно статье 1484 ГК РФ использование товарных знаков без разрешения правообладателей незаконно.


И если невозможно связаться с владельцем сайта, можно обратиться с жалобой к хостинг-провайдеру, которому невыгодно обслуживать сайты, занимающиеся незаконной коммерческой деятельностью. Интернет-магазин, который не сможет предоставить документы от правообладателя бренда, будет заблокирован хостинг-провайдером.

Крупные товарные агрегаторы также заинтересованы в борьбе с распространением нелегальной продукцией, и если онлайн-магазин был уличен в продаже контрафактных товаров, его предложения также будут удалены. Кроме того, блокируется контекстная реклама в Яндекс и Google, сообществах ВК и других крупных интернет-площадках.


Ссылки на сайты удаляются из поисковиков, и если не знать доменное имя сайта, то найти его будет очень сложно – «контрафактный магазин» лишается потенциальных покупателей.

5. Нет смысла бороться с контрафактом в интернете, так как на месте 5 заблокированных сайтов откроются 10 новых онлайн-магазинов

Бороться с контрафактной продукцией придется всегда — каждый день появляются сотни новых онлайн-магазинов. Поэтому так важно вести непрерывную работу по обнаружению и оперативной блокировке нарушителей.


Часто сайты, продающие подделки, сложно отличить с первого взгляда. Если не заниматься этой проблемой, то первые строчки, а иногда и страницы, поисковиков будут занимать ссылки, ведущие на магазины-однодневки.


Вряд ли человек, один раз нарвавшись на подделку, и в следующий раз купит товар того или иного бренда. И речь идет о потере не только прибыли, но и лояльности покупателей.


Современные технологии распознавания позволяют просканировать более 22 млн страниц и заблокировать до 98% предложений с контрафактной продукцией. Вся процедура длится от нескольких часов до пары недель. Таким образом недобросовестные бизнесмены лишаются эффективного канала сбыта серой продукции.

«Мы устали от подделок»: все чаще ресурсы, ранее продававшие «серую» продукцию, становятся авторизованными партнерами

Кроме того, сейчас в государстве очень активно разрабатываются различные инструменты, которые помогут работать с контрафактом в интернете более эффективно.


В 2017 году Минпромторг намерен ставить специальные антиконтрафактные метки не только на шубы, но и обувь, одежду, лекарства – товары, которые исторически находятся в группе риска. Государственная стратегия борьбы с контрафактом на рынке должна помочь добросовестным участникам рынка в борьбе с распространением некачественной продукцией в интернете.


Материалы по теме:

5 самых распространенных способов обмана в автосервисе

Как провести мобильную рекламную кампанию без факапов

Как понять, что франшиза — фейк

9 признаков того, что продавец SEO-услуг — мошенник

Как мошенники обманывают стартапы. Личная история



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
FinCon
25 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase