Колонки
Партнерский материал

10 ошибок при проверках бизнеса: как избежать неприятностей

Колонки
Наиль Байназаров
Наиль Байназаров

Редактор Rusbase

Екатерина Бороздина

Российский предприниматель не обделен вниманием государства. Инспекторы всегда готовы воспользоваться правом учинить проверку бизнесу. И налоговой,  и полиции – сегодня всем есть дело до того, чем живет и как работает бизнес. Полностью оградить себя от надзора предприниматель, конечно, не может. А вот минимизировать внимание к себе со стороны надзорных органов и смягчить последствия – вполне реально. Rusbase выяснил, как.

10 ошибок при проверках бизнеса: как избежать неприятностей

Первое и общее правило, чтобы избежать проверок, – не нарушать закон. Но российское законодательство устроено так, что предприниматель может нарушить, не подозревая об этом. Да и идеальное следование букве закона, как показывает практика, не гарантирует освобождения от проверок. Поэтому остаётся быть готовым встречать инспекторов и отвечать на их запросы.

Вместе с экспертом мы подробно остановимся на налоговых проверках бизнеса. Впрочем, эти же рекомендации применимы и для других инспекций.

Фото: Unsplash

Ошибки при налоговых проверках

Поскольку на проведение камеральных налоговых проверок предприниматель практически никак повлиять не может, здесь мы рассмотрим правила поведения во время выездной проверки ФНС. Нужно понимать, что любая выездная проверка налоговой – это сюрприз для компании. О ней никто не предупреждает.

Инга Тарасова
руководитель службы консультирования компании
«Моё дело»

О выездных проверках налоговая не предупреждает. В отличие от тех проверок, которые есть на сайтах Генпрокуратуры и других ведомств, выездные проверки – это тайна. Поэтому подготовиться к ним заранее мы не можем.

Соответственно, мы можем лишь вести правильный учёт, заранее нанять аудиторов, которые будут проверять наш учёт на постоянной основе или раз в какой-то период, либо мы можем иметь внутреннюю службу контроля. Если мы выявляем свои ошибки, то мы сдаём уточнённую декларацию.

Нам лишь нужно доплатить сумму налога и пени. Тогда в случае выездной проверки к нам не применят штраф.

Эксперты советуют проводить внутренние аудиторские проверки как минимум раз в год, чтобы самим вовремя выявлять ошибки и успевать исправлять их (то есть доплачивать налоги) до визита инспектора.


Фото: Unsplash

Таким образом, общее правило: всегда быть готовым к проверке. А чтобы минимизировать риск быть включёнными в план выездных проверок, нужно помнить о 12 критериях, по которым налоговая включает организации в этот план. Критерии находятся в свободном доступе и описаны в документе под названием «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок». Итак, ваша компания может попасть в план выездных проверок, если она соответствует одному или нескольким параметрам из нижеперечисленных:

  1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определённый период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближённой к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин.
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении и порче.
  10. Неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности, по данным бухгалтерского учёта от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Как видим, список критериев настолько широк, что не стоит тешить себя иллюзиями, будто ваша компания не соответствует хотя бы одному из них. Был бы бизнес, а повод для проверки найдётся.

В теории «хороших» налогоплательщиков в план выездных проверок включать не должны. Но и из этого правила могут быть исключения. Например, компания сама ничего не нарушала, но в цепочке её контрагентов оказалась организация, которая вызвала интерес налоговиков.
Инга Тарасова, руководитель службы консультирования компании «Моё дело»

Как вести себя во время налоговой проверки

Эксперт компании «Моё дело» утверждает: большинство ошибок совершаются ещё до налоговой проверки. Но и во время визита инспектора нужно соблюсти ряд неписаных правил.

Инга Тарасова
руководитель службы консультирования компании «Моё дело»

Во время проверки не нужно препятствовать инспекторам. Потому что многие думают, что если препятствуешь, то они ничего не напишут. На самом деле это не так. Хотя бы потому, что налоговые органы могут доначислять налоги на основании только данных о других налогоплательщиках, чьи показатели схожи с вашими.

Лучше, чтобы с инспектором в ходе выездной проверки общался человек, уже имеющий подобный опыт. Как правило, это главный бухгалтер организации. Взаимодействие происходит стандартно: приходит инспектор, требует документы, задаёт устные вопросы.

Инга Тарасова
руководитель службы консультирования компании «Моё дело»

Готовить персонал специально, наверное, не нужно. Бухгалтер обычно сам знает, что нужно говорить, а о чём лучше не говорить проверяющему. Когда проверка заканчивается, инспектор пишет акт, а организация, если она не согласна с выводами, пишет возражение к акту. И уже когда идёт обжалование – в вышестоящем органе или в суде – обычно подключается юрист. Желательно, чтобы юрист тоже был с опытом участия в таких процессах. Их называют «налоговые юристы». Тут важно не пропустить срок обжалования, подачи возражения и другие процессуальные сроки.

Когда организацию проверяют другие надзорные органы, то существует предел их полномочий. То есть инспектор, скажем, Роспотребнадзора может запрашивать только те документы, которые относятся к сфере его компетенции и касаются темы проверки. Налоговик же может проверять все документы без исключения. И к этому нужно быть готовым.

Отличие выездной проверки от камеральной состоит в том, что налоговик может запросить любые документы. Вот всё, что есть, он может запросить. И даже больше. Могут запросить документы не только самого налогоплательщика, но и иных лиц, и контрагентов. Поэтому этот вопрос о лишних документах – он, скорее, касается камеральных проверок, когда проверяют что-то конкретное.
Инга Тарасова, руководитель службы консультирования компании «Моё дело»

После проверки инспектор пишет акт, в котором указывает выявленные нарушения и претензии. Руководство компании может не согласиться с выводами проверки и написать возражение к акту. Затем может начаться процесс обжалования результатов проверки. Первый этап обжалования – апелляция в вышестоящую инстанцию.

Инга Тарасова
руководитель службы консультирования компании «Моё дело»

Сразу идти в суд нельзя. Нужно сначала обжаловать в вышестоящем ведомстве, то есть подать апелляционную жалобу, а уже потом можно идти в суд. Без подачи апелляционной жалобы в вышестоящую инстанцию обжаловать решение в суде нельзя. Здесь действует обязательный досудебный порядок обжалования.

По словам эксперта, процесс обжалования стандартизирован и знаком юристам, которые специализируются на налоговых делах. Обращаться параллельно в какие-либо общественные организации, к бизнес-омбудсмену, конечно, можно. Это право предпринимателя. Но, как правило, такие обращения не приносят результата, если речь идёт о конкретном нарушении или его отсутствии.

Фото: Unsplash

Также советуем обратить внимание на правильный подбор специалиста. Поскольку с инспекторами налоговой во многом придётся общаться главному бухгалтеру, это должен быть человек подкованный и опытный в такого рода переговорах. Если бухгалтерия отдана на аутсорсинг, то предпринимателю стоит убедиться, что компания, предоставляющая услуги, имеет достаточный опыт общения с налоговой, в том числе по «жёсткому» сценарию.

В целом, чтобы избежать неприятностей с налоговой, нужно просто стараться не соответствовать тем самым 12 критериям «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». И ещё один немаловажный момент: следите не только за собой, но и за контрагентами. Ведь даже если у вашей компании почти безупречная отчётность, один контракт, заключённый менеджером сомнительной организации, уже может привлечь к вам внимание проверяющих.


«Маски-шоу» и прочие неприятности

Самым неприятным вариантом проверок могут стать визиты сотрудников МВД, Следственного комитета и ФСБ. Такие проверки проводятся по весьма серьёзным поводам, как правило, связанным с нарушениями уголовного законодательства. Но и на такие случаи юристы дают несколько советов о том, как правильно себя вести.

  1. Любая проверка силовиков должна проходить по постановлению. В случае полицейской проверки постановление может быть выписано начальником территориального отдела МВД. А если инспекция проводится в рамках уголовного дела, то постановление выдаёт следователь. До начала проверки оригинал документа должен быть предъявлен руководству компании.
  2. В отличие от налоговой проверки, предприниматель имеет право не допустить инспекторов от МВД в офис или на производство. Поводов может быть несколько: отсутствие документов (постановления), неправильно оформленные документы, несоответствие полномочий проверяющего его целям и так далее. Опытный юрист может заранее провести инструктаж сотрудников компании, разъяснив все тонкости законодательства. Нередко такие меры позволяют предотвратить незаконную проверку.
  3. Давать показания полицейским никто не обязан. Здесь предприниматель и его сотрудники могут ссылаться на статью 51 Конституции РФ. Но если всё же руководство компании вызвали на допрос, лучше к нему подготовиться и выступить с единой версией. В этом случае у представителей организации есть время проконсультироваться с юристом и выработать общую позицию. Разногласия между дающими показания сотрудниками компании могут привести к неприятностям.
  4. Одно из самых негативных последствий полицейских проверок – изъятие документов и оборудования. К сожалению, препятствовать таким действиям силовиков практически невозможно, а изымаются зачастую жизненно необходимые бумаги и компьютеры. Остаётся только подготовиться к такому сценарию и надеяться на быстрый исход дела. В любом случае, изъятие документов и оргтехники можно и нужно обжаловать в суде. При изъятии руководство компании должно настаивать на полном и подробном отражении изъятого имущества в протоколе. Это подстрахует от «пропажи» вещей.
  5. И последнее. Ни в коем случае не нужно соглашаться давать силовикам взятки. Нередко проверки инициируются с одной целью: выбить у предпринимателя незаконное вознаграждение. Если представитель ведомства намекает или прямо говорит о взятке, следует действовать осторожно, постараться закрепить «договорённости», а затем идти в органы с заявлением.

Как и в случае со всеми другими проверками – Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора и прочих надзоров – при проверках со стороны силовиков важно быть уверенным в собственной невиновности. Да, есть небольшая вероятность, что закон был нарушен по неведению. Но чаще бывает так, что если предприниматель не знает за собой явных проступков, то проверка заканчивается ничем.

Фото: Unsplash

От внеплановой проверки бизнеса ни один предприниматель не застрахован. Однако, если ваша бухгалтерия ведется правильно — риск получить «нежданных гостей» намного меньше. Для того, чтобы правильно вести учет, сдавать отчетность и уплачивать налоги нужно нанять компетентных специалистов. Например, одну из 5-ти профессиональных команд бухгалтерского аутсорсинга «Моё дело. Бухгалтер». В каждой команде есть главный бухгалтер, юрист, кадровик и бизнес-ассистент.
 
Профессиональная аутсорсинговая фирма — это не только гарант оптимального ведения бухгалтерии, но и снижение налогов, своевременная сдача отчетности, быстрое выставление документов, проверка контрагентов и многое другое. Кроме того, аутсорсинговая компания несет ответственность за свою деятельность, и если по ошибке команды предприниматель получает штрафы или пени, то фирма их компенсирует. В «Моё дело. Бухгалтер» — ответственность застрахована на сумму до 100 млн. рублей.
 
Стоимость услуг всегда можно рассчитать на специальном калькуляторе прямо на сайте «Моё дело. Бухгалтер».

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

25 октября 2020

30 октября 2020