Top.Mail.Ru
Колонки

Как устроен рынок NFT-арта

Колонки
Артур Кондрашенков
Артур Кондрашенков

Креативный директор Sila Sveta

Ирина Печёрская

Сегодня криптоарт — это не только возможность для художников заработать большие деньги, но и новый виток развития искусства. Россия тоже не осталась в стороне: Покрас Лампас продал свою работу в виде NFT-токена за $29 тыс., Эрмитаж планирует первую выставку NFT-токенов в сфере искусства, а студия Sila Sveta создаст свой NFT-проект, посвященный 60-летию первого полета человека в космос. 

Как устроен рынок NFT-арта, рассказал креативный директор Sila Sveta Артур Кондрашенков, эксперт диджитал-арта международного уровня, чьи работы продаются на мировых площадках Foundation и Rarible.

Как устроен рынок NFT-арта

Что такое NFT и как им владеть?

NFT-искусство, или криптоарт — это цифровое искусство, объекты которого можно увидеть с помощью гаджетов. Особенность NFT-искусства в том, что его можно продавать за криптовалюту с помощью технологии блокчейна. За каждой работой закрепляется определенный токен (цифровая виртуальная единица с определенной стоимостью), который называется NFT. 

В блокчейне каждая запись называется токеном. Токен может быть взаимозаменяемым — в этом случае его можно обменять на другой, как валюту, и не взаимозаменяемым (NFT, non-fungible token) — они уникальны, не подлежат обмену и используются для подтверждения права собственности на цифровой объект. 

Проще говоря, NFT-токен — это ID конкретной работы. По нему можно узнать, когда и по какой цене была продан арт, кто его автор и текущий владелец. Вся эта история фиксируется на токен в блокчейне.

Но здесь возникает вопрос, а как можно обладать нематериальной картиной, если она находится в свободном доступе в сети, какую она имеет ценность? Дело в том, что за NFT-токеном закреплен именно оригинал, а все картинки в интернете — это лишь копии того арта. 

Это то же самое, что с «Мона Лизой» Леонардо да Винчи. В мире существует огромное количество изображений этой картины, репродукций, но оригинал находится в Лувре, и настоящее произведение видели лишь посетители музея. 


Читайте также:
RB.RU представляет карту рынка ArtTech

Где и как можно купить NFT-арт? 

NFT-искусство продается на специальных онлайн-платформах — маркетплейсах. Сейчас на волне популярности NFT создается огромное количество таких платформ, но самые известные — это Nifty Gateway, SuperRare, Rarible и OpenSea.

Художник, который хочет продать свой рисунок, обычно размещает свою работу на маркетплейсе создает токен, а дальше нужно лишь найти покупателя.Это позволяет художнику выбрать для себя наиболее удобные условия.

Если художник востребованный и очень популярный, то его работы могут выставляться на продажу знаменитыми аукционными домами. Так, например, на онлайн-аукционе Christie’s художник Майк Винкельманн (Beeple) продал свою картину в виде NFT-токена за $69,3 млн, что стало рекордной суммой в сфере NFT-искусства. 

Картина под названием «Каждый день: первые пять тыс. дней» (Everydays: The First 5000 Days) состоит из пяти тыс. изображений, которые Beeple создавал c 2007 года. По своей стоимости работа Beeple сопоставима с картинами Пабло Пикассо, Тициана и Ван Гога.

 

Кто среди известных продавцов своего искусства?

Благодаря этому случаю многие поняли, что в NFT-пространстве можно заработать большие деньги. Популярностью к NFT воспользовалась певица Граймс (девушка Илона Маска, которая родила ему ребенка). Она продала коллекцию своих картин, привязанные к NFT-токенам, за $5,8 млн. 

В NFT-токен также была конвертирована сожженная работа Бэнкси Morons, которую купила блокчейн-компания Injective Protocol у Нью-Йоркской галереи Taglialatella Gallery. Она же устроила перформанс сожжения картины и превратила ее в цифровой арт. 

Сегодня на маркетплейсах можно размещать не только картины. C помощью NFT-токенов можно продавать все, что было произведено в цифровом виде: фотографии, GIF-изображения, короткометражки, предметы из видеоигр, скрины твитов, музыкальные произведения. 

Так, например, известный певец The Weeknd выпустил свою первую коллекцию неизданной музыки в NFT-пространстве и собственную арт-обложку к трекам, собрав $2,29 млн. Дом моды Gucci планирует создать свои NFT-токены, которые будут привязаны к коллекционным предметам одежды, а американская газета The New York Times выставила свою колонку в NFT и продала ее за $570 тыс. 

 

Как криптоарт создает новую эру в современном искусстве? 

Сегодня технология NFT кардинально меняет современное искусство. И свои коррективы в его развитие внесла пандемия коронавируса. Если раньше устраивались аукционы вживую, где можно было продать материальную картину, то сейчас все продажи ушли в digital, где гораздо проще прикрепить к своей работе NFT-токен.

Но это не значит, что NFT-искусство так и останется в сети. На сегодня многие галереи задумываются о проведении выставки digital-арта. Например, в этому году Эрмитаж планирует провести первую в России выставку произведений NFT-искусства. 

Кроме того, создаются различные digital-проекты, связанные с NFT. Так студия Sila Sveta планирует превратить проекцию взлета ракеты со стартовой площадки в формат NFT. Эта проекция будет приурочена к 60-летию первого полета в космос, совершенного Юрием Гагариным. Для студии всегда важно и интересно первыми пробовать тренды и развивать их на своем примере. 

Пока что примеров экспертизы в этой сфере на российском рынке практически нет. Хороший пример умения своевременно оседлать тренд — собственная XR-студия, которую Sila Sveta сейчас строит в данный момент после оглушительного успеха оформления онлайн-концерта Billie Eilish.

Фото на обложке: Sweet Art/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Земля оцифрованная: что такое цифровая недвижимость и зачем в нее вкладывают миллионы
  2. 2 Что такое NFT? Полный гайд по миру цифрового искусства и его терминам
  3. 3 Интерактивная карта компаний в сфере Web3
  4. 4 В иной реальности: как устроен метамаркетинг?
  5. 5 АКИ проведет встречу о продвижении бизнеса с помощью цифрового искусства
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти