Top.Mail.Ru
Колонки

7 вещей, которые нужно сделать, чтобы никогда не получить инвестиции

Колонки
Алексей Шабаршин
Алексей Шабаршин

Founder & CEO Евразийской Венчурной Академии

Алексей Шабаршин

В рубрике «Дневник ЕВА», Евразийской Венчурной Академии, на Rusbase приглашенные спикеры рассказывают о своем опыте, делятся кейсами и дают советы начинающим.

Сегодня в «Дневнике» Алексей Шабаршин, основатель и генеральный директор ЕВА, дает вредные советы стартапам.

7 вещей, которые нужно сделать, чтобы никогда не получить инвестиции
  1. Колонки

Речь в этой статье пойдет о вредных советах. Не делайте так, если хотите стать большим стартапом. Все пункты мы взяли из реальной практики, поэтому попробуйте не допускать таких же ошибок.

  1. Рассылайте письма сразу сотне инвесторам на их почты и не вздумайте поставить всех в скрытую копию! Тут нечего скрывать – инвестиции же все таки. 

    Это очень распространённая и глупая ошибка может стоить вам репутации. Сделав это, вы сразу же нарушите 2 правила.

    Первое – это конфиденциальность. Любому человеку будет неприятно, если без его ведома откроют контакты компании или личные данные.  Второе правило – это ориентация на конкретные типы инвесторов и написание целевого предложения.

    Что это значит? Давайте разберемся.

    Если вы ищете инвестора на определенной стадии, с определенным фокусом – важно, чтобы предложение и отвечало его интересам, так как это сократит вам время поиска и вы будете выглядеть интереснее в глазах фонда, поскольку не будете тратить его время на проект, который, например, не подходит фонду по стадии. Например, вы ищете посевные деньги. Это значит, что вам нужно писать фондам именно стадии seed или бизнес-ангелам.


  2. Ходите на всевозможные мероприятия и встречи каждый день! Не вздумайте заниматься реализацией проекта, ходите на мероприятия, каждый раз – с новой идеей. 

    Раньше я и сам так делал. Когда я пришел из корпоративного мира в мир стартапов, тут было все так ново и интересно – хакатоны, конференции, встречи для просмотра фильмов на стартаперскую тематику... И это было очень полезно, правда. Первые 15 встреч точно. Я получил много новых контактов, погрузился в индустрию. Ну а дальше мы с командой просто стали делать дело.

    А вот Вася, мой знакомый, с которым мы вместе пришли 2 года назад на хакатон, до сих пор ходит на них – и каждый раз с новой идеей. Вася может уже зарабатывать деньги на проведении хакатонов, потому что знает посекундно, что будет происходить в тот или иной момент. Но ему это ничего не дает.

    Итак, если вы хотите поднять стартап, а не проводить хакатоны – вам нужно запомнить это правило и не совершать ошибок.


  3. Всегда просите подписать NDA прежде, чем сказать хоть слово о проекте, а тем более выслать какие-либо документы. Также бойтесь, что люди скопируют вашу идею, ведь она гениальная и пришла в голову только вам. Помните: ваша идея стоит миллиарды и Цукерберг может уже завтра ее купить! 

    По фразе «Сначала NDA (соглашение о неразглашении)!» – инвестор может сразу определить уровень стартапа. Опытный предприниматель никогда не станет так поступать, ведь он-то знает, что у него есть конкурентное преимущество (он уже что-то сделал такое, что даже если прямо сейчас инвестор все скопирует, ему будет сложно конкурировать с вами), а также основатель подумал о защите своей интеллектуальной собственности.


  4. Используйте самые сложные слова, которые только можете придумать, для описания своей технологии или продукта. Например, «адренокортикотропный адсорбент» – вполне годный вариант. 

    Ваша презентация (или тизер, Executive Summary, другие документы) должна быть понятна любому инвестору или партнеру. Не всегда инвестор имеет 4 высших образования в области биотехнологий, да он и не должен иметь. Его дело – проекты растить и деньги приумножать. Поэтому старайтесь делать простые для восприятия презентации и говорить на понятном для всех языке. Если вас не понимают – не нужно обижаться или думать, что вы общаетесь с глупым человеком. Просто расскажите это так, чтобы ваша бабушка поняла, о чем идет речь (если, конечно, ваша бабушка – не доктор биотехнологий)…


  5. Как только у проекта возникнут трудности – бросьте его и займитесь новым. Помните, только проект без трудностей, развитие которого идет как по маслу, понравится инвестору. Чем больше проектов вы бросите – тем лучше. 

    Никогда-никогда-никогда не сдавайтесь (в разумных пределах, конечно). Будьте настойчивы и целеустремленны. У многих сильных и успешных мира сего был миллион попыток, не одна ошибка и n-ое число отказов.


  6. Не вздумайте отдавать меньше 50% компании на первых стадиях инвестиций. Лучше – больше! Вы же идете на риск – разделите его с инвестором, не жадничайте.  Также на старте не забывай давать опцион – или сразу долю – любому, кто согласился помочь тебе, будь то дизайнер или программист. Не скупитесь на доли компании – раздавайте проценты уборщице офиса и человеку, который уступил вам место в трамвае! 

    Идеальный вариант развития событий – компания целиком и полностью принадлежит вам. Другие ключевые (!) сотрудники вашего проекта имеют опционы. Данные юридические инструменты линкуются на те характеристики и параметры проекта в будущем, которые зависят именно от данного человека. Да, и делить компанию 50/50 между двумя сооснователями  также не лучшее решение в вашей жизни – впоследствии без партнёра по бизнесу вы не сможете принять ни одно решение в компании, поскольку не обладаете преимуществом.

  7. Создавайте только такие продукты, у подобия которых уже есть миллиардная выручка. Например, запустите новую социальную сеть или «убер для убера». Они успешные –значит, и у вас точно получится, вы-то поумнее будете. 

    Венчурная индустрия целиком и полностью завязана на инновациях. Не забывайте про стратегию голубого океана. Коротко её суть заключается в следующем: находите (а еще лучше – создавайте) новые рынки, а не пытайтесь выжить в высококонкурертных «алых океанах крови». Инвестор не даст вам денег для продукта-копии Uber, так как, чтобы конкурировать, вам придётся снижать цены и потратить кучу денег на гонку, а это просто вас обанкротит.


 


 

Материалы по теме:

Помогут ли публикации в СМИ привлечь инвестора?

Стартапер отправил инвестору посылку вместо питча

Конвертируемый заем – что это такое?

Burn rate, P&L и еще 4 важных термина

Где и как искать инвестора – рассказывают управляющие Skyeng

Видео по теме:

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться