Колонки

Если вы не будете развивать эти навыки, то вскоре окажетесь позади конкурентов

Колонки
Виктория Шиманская
Виктория Шиманская

Эксперт Лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru и сооснователь Skillfolio, автор проекта «Академия Монсиков»

Полина Константинова

Мир стремительно меняется, и то, что было актуальным 50 лет назад, сегодня становится классикой. Для того чтобы не остаться позади конкурентов, очень важно уже сегодня начинать осваивать навыки будущего. Виктория Шиманская, преподаватель в МИП и МГИМО, эксперт Лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru и сооснователь Skillfolio, рассматривает основные из них.

Если вы не будете развивать эти навыки, то вскоре окажетесь позади конкурентов
Присоединиться

1. Виртуальное сотрудничество

Теория

Одним из главных достижений конца XX века является создание виртуального пространства. По сути, интернет стал универсальной площадкой для общения, образования и сотрудничества для людей всего земного шара. Так, в один проект могут быть вовлечены специалисты из разных городов и стран, работая при этом так же продуктивно, как если бы они фактически находились рядом. Придерживаясь такого принципа, Google сумел достичь небывалых высот, значительно упростив жизнь для всего человечества практически во всех сферах интернет-пространства.

Именно в Google создали и продолжают создавать множество инструментов для виртуального сотрудничества. Сотрудники Google мобильны, они не привязаны к рабочему месту.

Компания Alconost также опробовала на себе все преимущества виртуального сотрудничества. Здесь в проектах по реализации переводов сложнейших программ и компьютерных игр задействовано 300 человек, большинство из которых никогда не видели друг друга в реальности. При этом в отличие от Google компания не имеет офиса. Вообще. Все сотрудники успешно взаимодействуют друг с другом, находясь в разных точках земного шара. На самом деле – сам факт того, что вы сейчас читаете эту статью – это тоже результат виртуального сотрудничества.

Опираясь на эти, а также на множество успешных других примеров, можно смело утверждать, что виртуальное сотрудничество – это один из ключевых навыков 21 века. Без него трудно представить как современные отношения, так и полноценный бизнес. Однако для подобного эффективного удаленного сотрудничества нужно уметь работать в режиме цифровой реальности.

Практика

Погружение в виртуальное сотрудничество ставит перед каждым важную задачу – как сделать так, чтобы тебя поняли? Достичь хорошего уровня коммуникации на расстоянии поможет умение работать со «смыслами», примерами, а также навык визуализации. Вот несколько практик для каждого пункта в отдельности.

  • Если вы не договорились о «смыслах», то есть слишком большая вероятность, что вас поймут неправильно. И нет гарантии, что ваши коллеги распределят их точно так же. Потому что восприятие – это активно формируемое мнение о мире, а не просто пассивное воспроизведение информации, полученное через сенсорные системы.
  • Главное правило при работе со смыслами: четко обозначайте цель и кратко описывайте ее. Эйнштейн при решении задачи говорил: я готов потратить 55 минут на переформулирование, и потом решить задачу за 5 минут. Точно так же при работе с распределенными командами: договариваемся о подходе, логике, целях, методах и только потом беремся решать задачу, проведя все этапы по созданной canvas.
  • Работа с примерами. Не стесняйтесь приводить в пример другие кейсы, используйте метафоры. Чем больше аналогичных ситуаций вы вспомните, тем ближе и яснее становится суть вашей речи для всей удаленной команды.
  • Развиваем технику скрайбинга. Наглядное изложение, визуализирование (значки, схемы) в некоторых случаях может точнее передать суть ваших слов, нежели простое вербальное общение. Вы не знаете китайский? А подростки общаются со своими китайскими сверстниками при помощи эмодзи-клавиатуры и отлично понимают друг друга.

Инструменты для комфортной работы в виртуальном пространстве:

  • Google Docs. Вы не только можете из любого компьютера и любой точки мира найти свой документ, но и можете открыть право редактирования всей команде. Это одно из самых удобных приложений для совместной работы с презентациями и текстами.
  • Realtime Board. Виртуальная доска со стикерами-напоминаниями. Прекрасное решение для эффективной удаленной работы в реальном времени.
  • Coggle. Виртуальный создатель ментальных карт, которыми можно поделиться в режиме чтения или совместного редактирования.
  • Trello. Канбан-доска для управления задачами и совместной удаленной работы.
  • Slack. Удобный чат для общения внутри команды.

Инструменты для самоорганизации:

  • Расширение для Google Chrome – Ready. Приложение помогает концентрации внимания при чтении с экрана.
  • Различные онлайн-таймеры.

2. Трансдисциплинарность

Теория

Возможно, сегодня понятие «трансдисциплинарность» не столь широко известно, однако совсем скоро этот навык станет неотъемлемой частью любого бизнеса. Что прячется за этим длинным термином? Трансдисциплинарность – это способность решать любую задачу, выходя за рамки какого-либо одного подхода или профессионального направления.

Это умение находить общий язык со специалистами из разных областей, не ограничиваясь общепринятыми границами.

Если вы стремитесь стать не просто хорошим, а выдающимся специалистом в своей области, то важно понимать – одной из наиболее приоритетных характеристик профессии будущего считается трансдисциплинарность. Завтра для решения сложных задач уже будет недостаточно иметь обширные познания по своему профилю, вам потребуется также умение налаживать контакты с другими отраслями и с другими специалистами.

При этом многие профессии уже сейчас строятся на принципе трансдисциплинарности. Маркетинг сегодня – это не только реклама и коммуникации, это еще и психология, социология, анализ данных, веб-дизайн, и может быть еще десяток других смежных отраслей, о которых мы пока что и не догадываемся.

Практика

В определении собственной профессиональной и личной многофункциональности может помочь простая практика Т-образной модели развития.

Представьте, что вы целая система умений и навыков. По центру напишите самую интересную для себя область знаний. В вертикальный столбец впишите умения, которые нужны для развития в выбранной области, а в горизонтальный – те навыки, знания и умения, которыми вы уже обладаете. Ценность такого метода анализа своего профессионализма заключается в простой и понятной наглядности. Вы сможете легко определить, где на данный момент существуют пробелы, и какие сферы вам необходимо развить.

3. Цифровое мышление

Теория

Что же такое цифровое мышление? Цифровое мышление – это, с одной стороны, способность видеть и описывать задачи, которые целесообразно решать с помощью современных технологий. А с другой стороны, это способность в этих технологиях разбираться.

Сегодня мало кто пользуется бумажными картами и спрашивает дорогу у прохожих. Ведь каждый из нас владеет смартфоном и планшетом. Задача попасть из точки А в точку В упрощается до нескольких движений по экрану смартфона.

Мы знаем, что можем решить свой вопрос с помощью современных технологий, и в этом заключается главная сила цифрового мышления – умение использовать все возможности современного мира и внедрять их в свою жизнь для упрощения множества сложных задач.

На самом деле, пример с картами является самым простым. В реальности таких решений очень много, они окружают нас, они повсюду. Существует большое количество программ и технологий, которые автоматизируют рутинную работу, обрабатывают данные, выполняют вычисления. Главное – знать, какая технология какую задачу решает, и уметь это применить на практике.

Особенно важна роль цифрового мышления сейчас, когда объем информации в мире растет в геометрической прогрессии. Именно поэтому одной из ключевых задач 21 века является работа с большими массивами информации. Человек без помощи машин уже не справляется с такими объемами данных, и тут на помощь приходят цифровые технологии, ориентироваться в которых нам и помогает цифровое мышление.


Практика

  • Для развития цифрового мышления в повседневной жизни достаточно два раза в день задавать себе вопрос, как вы можете решить эту задачу при помощи цифровых технологий. Определиться с выбором книги, с местом встречи, с выбором фильма, учить иностранные слова, заниматься спортом можно при их помощи. Например, существуют онлайн-конструкторы тренировок даже для занятий с детьми – как, например, курс ЙОЖИК – где ребята сами составляют слова и собирают ролики для занятий.
  • На уровне компаний цифровая трансформация становится чуть ли не основной стратегией развития. Так, например, для hr-специалистов будет полезна платформа Skillfolio – это создание цифрового профиля компетенций по Soft и Hard skills и конкретных достижений. На основе Skillfolio происходит и отбор персонала и построение индивидуальных планов – траекторий развития.

4. Медиаграмотность


Теория

Медиа – очень широкое понятие. У него есть разные определения, но они всегда связаны с источниками, носителями и передачей информации. Если мы хотим быть в мире медиа своим человеком, медиаграмотность нам будет просто необходима.

Что такое медиа? В широком смысле слова – это все, что так или иначе связано с информацией. Любой ее источник в социальной сети, в новостной ленте, журналах и газетах является одним из звеньев медиа. Благодаря ей стерлись границы между людьми. Каждый желающий может стать источником информации для другого человека. И даже когда мы общаемся в сети – мы являемся медиа. Вот почему медиаграмотность стала одним из самых важных навыков XXI века.

Если глубже изучить понятие медиаграмотности, можно увидеть прежде всего способность анализировать информацию с различных сторон, умение отделять факт от интерпретации и выявлять манипуляции. Именно поэтому для достижения успехов в медиаграмотности так важно в первую очередь иметь критическое мышление, а уже потом – понимать различные источники медиа и находить в них нужную информацию.

Практика

В медиапространстве очень важно соблюдать правила сторителлинга. Не секрет, что люди любят истории, при этом драматургия создается, когда есть конфликт. Вот основные правила создания истории для медиапространства.

  • Выбираем тему. Внутри этой темы развиваем модель повествования:

Выявляем проблему

Раскрываем конфликт до кульминации

Даем решение проблемы

  • Есть хороший метод – «путь героя» по Кэмпбеллу. Если мы рассмотрим все яркие истории – это почти всегда выход из повседневности, встреча «учителей»/«друзей», потом обязательно есть момент «потерь». И только применение полученных знаний и раскрытие потенциала героя позволяют победить все препятствия и выйти на новый уровень. Вспомните историю про Хоббита и Гэндальфа, например.
  • Использование мультиканальности. Это и видеоканал на YouTube, и Instagram, который тут же шерит пост в Facebook… Сейчас, выстраивая медиастратегию, вы всегда работаете в нескольких каналах. И это очень интересно.

XXI век уже в самом начале удивил нас невероятными открытиями и прорывами почти во всех сферах жизни. Именно поэтому так важно уже сейчас развивать в себе ключевые навыки, которые помогут быть в потоке этого прогрессивного и постоянно меняющегося мира.


Материалы по теме:

Как развить предпринимательские способности у детей: чек-лист

«Жесткие» навыки, которыми должен обладать менеджер по продукту

Самые востребованные навыки в любой карьере

8 личных качеств, определяющих успех, важнее высокого IQ

Пять эффективных способов развить soft skills у сотрудников

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как написать коммерческое предложение
  2. 2 Что включает в себя фонд оплаты труда и как рассчитывается
  3. 3 Бизнес в интернете с минимальными вложениями
  4. 4 Как открыть бизнес с нуля
  5. 5 Дропшиппинг: что это такое и как на этом зарабатывать