Марина Павина, руководитель сервиса Контур.Бухта компании СКБ Контур – о проблемах и перспективах «уберизированных» компаний.
Еще несколько лет, и понятие «посредник» в бизнесе исчезнет. Все чаще появляются компании, упрощающие сделки между продавцами и покупателями и формирующие новые стандарты их взаимодействия.
Эффект «ксерокопирования»
В свое время название копировальных машин Xerox стало именем нарицательным, и в сознании россиян появилось слово «ксерокопировать». Сегодня такси Uber ввело в лексикон новое слово «уберизация». Термин возник вместе с новым бизнес-трендом и означает «избавление экономики и бизнеса от посредников при взаимодействии с клиентом».
«Уберизированные» интернет-сервисы связывают между собой клиентов и независимых продавцов, работу последних – упорядочивают. В таких сервисах продавцы добровольно используют приложения и получают дополнительных клиентов, платят за это агентские сборы или определенную сумму за пользование приложением, придерживаются правил и норм обслуживания.
У «уберизации» практически нет границ. Встроить сервис, связывающий продавца и покупателя, несложно, если отрасль поддается стандартизации. Исключение составляют сферы с редкими или разовыми, крупными сделками или сферы, в которых товары и услуги сложно стандартизировать.
Различие компаний по степени погружения в бизнес
Сервисы отличаются друг от друга по степени «уберизации». К примеру, агрегаторы Skyscanner и Tour-Box практически не погружаются в бизнес-процессы, так как создать единые стандарты в области покупки авиабилетов сложно даже законодательно. Более «уберизированы» Airbnb и Booking – онлайн-площадки по аренде квартир и номеров в отелях – тут уже реализована система оценки арендодателя или жилплощади, добавились отзывы, внутренний биллинг.
Яндекс.Такси, Gett, Uber и подобные программы, сервис для изучения английского языка SkyEng или наш сервис Контур.Бухта, предлагающий удаленное бухгалтерское обслуживание, проникают в бизнес-процесс исполнителя максимально глубоко. Они предлагают не только подобрать исполнителя, заплатить ему и оценить качество его работы, но и взаимодействовать с ним на их платформе по их правилам в процессе исполнения заказа.
Выгодно всем
Формат, который используют убер-сервисы, создает новую ценность на рынке и для продавца, и для покупателя, и для владельцев самого сервиса.
Экономическая модель здесь фактически основана на экономии. Благодаря подобным сервисам сокращаются издержки продавцов, в первую очередь – транзакционные. Это позволяет тем же таксистам, к примеру, предлагать цену ниже средней по рынку. Они отчисляют с заказов средства за пользование программой – и при этом остаются в плюсе.
Кроме транзакционных издержек, исчезают и расходы на так называемую «управляющую надстройку» бизнеса. Такими «надстройками», по сути, являются туристические агентства, таксопарки, управляющие компании и даже администрации учебных заведений.
Благодаря стандартизации отрасли, автоматизации процессов, а также упразднению промежуточных административных звеньев убер-бизнесы могут разрастись до внушительных размеров, а значит – получать выгоду от экономии на масштабах.
Если создавать крупный таксопарк с размахом на всю страну, административный штат такой компании «раздуется» до невероятных размеров. Эта сфера бизнеса поддается стандартизации, и этих затрат можно избежать. Это доказал Uber.
Ок, Uber. Но что станет с остальными?
Не стоит рассчитывать, что компании-«уберизаторы» быстро вытеснят с рынка тех, кто работает по старым схемам.
Потребителю новый формат пока в диковинку (в том числе из-за недоверия к онлайн-платежам), и часть потенциальных клиентов по привычке продолжают пользоваться услугами через посредников.
Однако со временем в разных отраслях бизнеса исчезнут лишние звенья между клиентом и реализатором услуг, это повлияет на качество и цены. Сами поставщики услуг, избавленные от рутины (например, от договорных и финансовых сложностей), наверняка предложат более качественные услуги и оптимизируют свой бизнес.
Убер-компании формируют «честную» цену на рынке, определяют новые правила игры. Остальные игроки, чтобы остаться на плаву, будут вынуждены изменить свои условия и сделать их выгоднее для потребителя или присоединиться к платформе.
Конечно же, у убер-сервисов есть понятные риски: ничего не мешает клиенту в следующий раз напрямую обратиться к исполнителю, договорившись с ним лично о скидке. В особенности это касается тех сфер услуг, в которых сделки между конкретным исполнителем и конкретным заказчиком носят не однократный (как это зачастую бывает в сфере такси), а продолжительный характер.
Именно поэтому новые игроки из этих сфер пытаются еще глубже проникнуть в процессы взаимодействия – чтобы клиенту и исполнителю было сложнее отказаться от удобного сервиса ради небольшого выигрыша в цене.
Во все тяжкие
Когда Uber пришел на европейский рынок, многие таксисты, привыкшие работать по своей схеме, резко потеряли в количестве заказов и поначалу даже устраивали пикеты. Но со временем часть из них сдалась, и они перешли на новый сервис, хотя пока что не все — некоторые до сих пор бастуют.
Теоретически уберизация возможна в любых, даже в самых неожиданных сферах бизнеса. К примеру, корректоры, исправляющие различные тексты, легко могут объединиться на интернет-сервисе. Они все предоставляют понятную и легко поддающуюся стандартизации услугу, имеющую постоянный спрос. И это – только один пример, которых со временем может стать очень много.
Материалы по теме:
Uber впервые показал собственный беспилотный автомобиль
Фанаты заставили главного героя фильма «Драйв» работать на Uber
Что нужно, чтобы запустить следующий Uber?
Apple вложит $1 млрд в китайский аналог Uber
Доставка продуктов и марихуаны: как жители США зарабатывают на уберизации
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Самое важное o 115-ФЗ»
- 1 Генеральный директор Uber уходит из совета директоров разработчика бесплотных автомобилей Aurora Innovation
- 2 FT узнал о планах Uber купить туристическую компанию Expedia
- 3 Uber пересадит жителей ОАЭ на роботакси в партнерстве с китайской WeRide
- 4 Uber станет оператором услуг беспилотного такси Waymo в Остине и Атланте