Top.Mail.Ru
Колонки

Как запустить онлайн-школу для благотворительных фондов и привести в нее бизнес

Колонки
Ира Евдокимова
Ира Евдокимова

Руководительница отдела образования благотворительного фонда «Нужна помощь» и онлайн-школы «Опытным путем»

Виктория Сафронова

В 2020 году благотворительный фонд «Нужна помощь» запустил онлайн-школу для некоммерческих организаций, а через год она понадобилась не только благотворителям, но и бизнесу. Как с нуля запустить edtech-проект в некоммерческом секторе, преодолеть пандемию и расстояние между регионами и стать полезным не только благотворительности, но и бизнесу? Об этом RB.RU рассказала руководительница отдела образования фонда и онлайн-школы «Опытным путем» Ира Евдокимова. В конце статьи — чек-лист для тех, кто решил запустить свой образовательный проект. 

Как запустить онлайн-школу для благотворительных фондов и привести в нее бизнес

Профессиональной благотворительности, как и бизнесу, можно научиться. Благотворительность — это такой же сектор рынка, где у организаций есть свои цели, а для их достижения нужны компетенции, которые помогут эффективно работать и повышать капитализацию.

Только в благотворительности работа — это не коммерческие сделки, а помощь. Капитализация — не деньги, а количество людей, которые эту помощь получили. Но все же работа внутри профессиональной благотворительности очень похожа на бизнес и чтобы, как и бизнес, оставаться успешными, некоммерческим организациям нужно постоянно учиться, быть технологичнее и узнавать новое.

 

От образовательных «гастролей» по регионам к edtech-проекту в секторе НКО

Мы в фонде «Нужна помощь» всегда выступаем за развитие системной благотворительности в России и помогаем некоммерческим организациям становиться более устойчивыми. Образование — один из таких способов, поэтому мы и решили создать онлайн-школу для НКО «Опытным путем», где сотрудники фондов из разных регионов страны могут научиться фандрайзингу, стратегическому планированию, коммуникациям и работе с технологиями.

Мы всегда старались внедрять лучшие практики по этим направлениям и накопили очень много экспертизы, а у сектора был запрос на такие знания. Рынок сам подсказал нам, что пора открывать свою школу.

Запуская проект, нам было важно учить команды из других организаций тому, что мы сами хорошо умеем делать. Например, больше 90% всех средств, которые собирает фонд «Нужна помощь» — это пожертвования частных лиц, поэтому своих студентов мы точно можем научить массовому фандрайзингу.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Прежде чем мы запустили полноценный edtech-проект, образовательный отдел фонда работал только оффлайн и очень много ездил по регионам — именно в регионах сосредоточена основная аудитория наших образовательных программы и онлайн-школы. Но курсы и программы получались либо дорогими, либо короткими, а во время многоэтапных «гастролей» по регионам было сложно поддерживать коммуникацию и сопровождать слушателей наших курсов между поездками.

В итоге мы приняли два важных решения: делать образовательные программы онлайн и давать не просто знания, а доводить студентов до конкретных результатов. Мы исходим из идеи, что команды НКО приходят в нашу школу, чтобы изменить и улучшить свою работу, получить от образования практический результат.

 

Запуск онлайн-школы, ковид и другие сложности

Нашу онлайн-школу и всю необходимую инфраструктуру мы создали, в итоге, с нуля. Сегодня в нашей команде работает три человека: я — руководительница проекта, методист и коммьюнити-менеджер(ка), которая поддерживает связь с нашими студентами. Спикерами наших курсов становятся эксперты из благотворительности и бизнеса, а развивать школу помогает инфраструктура и команда нашего фонда — разработка, коммерческий отдел, PR.

Пока мы создавали школу, встретили несколько препятствий. Во-первых, свои коррективы внесла пандемия. Часть нашей большой образовательной программы «Опытным путем» должна была проходить оффлайн — мы рассчитывали проводить креативные сессии по разработке фандрайзинговых кампаний очно, но коронавирус помешал этому. Обучать креативным методикам и помогать организациям генерировать и отбирать идеи для кампаний мы тоже стали онлайн. Перестроить эту работу нам помогли друзья и партнеры — образовательное бюро «Розетка» и методолог Most creative camp Миша Герасимов.

Второй сложный момент — это запуск самой программы «Опытным путем». Мы создали ее специально для тех НКО, которые никогда не собирали средства среди частных доноров — обычных людей. Во время обучения на этой программе НКО необходимо настроить много процессов и внедрить новые инструменты, а студентам — научиться выполнять определенную роль: планировать бюджет, строить коммуникации, внедрять технологическую инфраструктуру.

Обучение по этой программе проходят не отдельные люди, а целые команды организаций, поэтому продукт находится на стыке образования и консалтинга. Эту комбинацию сегодня не часто можно встретить в edtech, где в тренде массовые курсы для самостоятельного прохождения.

Конечно, часть наших курсов — платные, и не у всех организаций хватает инвестиций на развитие и образование. Но мы всегда находим способы поддержать наших потенциальных студентов — ищем партнеров, которые готовы предоставить им гранты на обучение, рассказываем, как привлекать спонсоров. В прошлом году все наши студенты-НКО учились бесплатно, за счет средств Фонда президентских грантов. В этом году мы выделили места уже по собственному гранту.

Инвестиции в образование — это инвестиции в будущее организации, ее развитие и устойчивость. Большинство организаций понимают важность профессионального образования, поэтому всегда ищут способы, как его получить.

 

Первые результаты, выход на бизнес-аудиторию и масштабирование

Спустя год после запуска мы продвинулись на много шагов вперед. В 2020 году по программе «Опытным путем» мы обучили 24 команды, сейчас ее проходит еще 30 НКО. Мы активно работаем над контентом: пересобрали и запустили «Опытным путем 2.0», добавили на платформу новые курсы и услуги.

Теперь, например, у нас есть курс по стратегическому планированию от Дмитрия Дикмана — основателя компании Group36, члена совета «Рыбаков фонда» и советника председателя совета директоров фонда «Генезис», который консультировал множество российских и зарубежных НКО. Мы также запустили персональные консультации и тренинги для фондов и возможность провести индивидуальную стратегическую сессию по фандрайзингу с экспертами фонда «Нужна помощь».

Еще мы расширили программу для фондов из других стран, команды которых могут говорить и учиться на русском языке и в будущем планируем адаптировать курсы под реалии благотворительности в этих странах. В этом году к нам присоединились студенты из Казахстана, Киргизии, Армении и Литвы.

Наша школа сегодня стала нужна не только некоммерческим организациям, но и бизнесу, который хочет участвовать в благотворительности. В апреле фонд «Нужна помощь» вместе с Тинькофф банком запустил грантовый конкурс «Поддержка будет» для молодых благотворительных организаций из разных регионов России. Специально для этого конкурса мы разработали курс для экспертов, которые отбирают грантовые заявки участников конкурса. Мы также будем поддерживать победителей гранта и оказывать им поддержку, в том числе образовательную.

На этом наше сотрудничество с бизнесом не заканчивается: скоро мы выпустим несколько курсов для специалистов по КСО, которые работают на стороне компаний.

 

  1. Здорово, если вы хорошо знаете свою целевую аудиторию и ее боли. Перед запуском новых продуктов обязательно изучите, что «болит» сейчас больше всего.
  2. Благотворительный сектор большой и состоит из организаций разного размера и разной направленности: заранее подумайте, каким его сегментам отвечает ваш продукт. То, что является актуальным для фандрайзингового фонда, не всегда легко адаптировать для правозащитной организации.
  3. Если брать «среднего» сотрудника фонда, то чаще всего такой человек совмещает в себе несколько функций и очень перегружен. Думайте о том, чтобы «нарезать» контент так, чтобы он усваивался.
  4. У сотрудников региональных средних и маленьких НКО цифровые навыки часто отличаются от сотрудников НКО из Москвы. Учитывайте это при разработке курса, проводите хороший онбординг в цифровую среду.
  5. Помните, что ваша цель не (только) заработать в этой нише, но и помочь фондам работать более эффективно, а значит повлиять на жизнь и благополучие огромного числа их подопечных.
Фото: ESB Professional / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как отелю грамотно выйти на новый регион для открытия филиала
  2. 2 Как организовать собственное производство косметики
  3. 3 Как самостоятельно открыть VR-клуб
  4. 4 «За деньги — да»: зачем бизнесу переезжать внутри России
  5. 5 Как агентству из региона найти клиентов на федеральном рынке
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!