Каким «профессиям будущего» учить детей уже сейчас, чтобы не пожалеть через 10 лет

Софья Федосеева
Расскажите друзьям
Софья Федосеева

Сегодня мир стоит на пороге новой эры. Старые профессии становятся рудиментом и понемногу отмирают, вместо них появляются новые. Еще десять лет назад никто не слышал о машинном обучении, зато сегодня — это очень актуальное направление. А что будет еще через десять лет?

Мы спросили инвесторов и предпринимателей, какие профессии они считают перспективными для своих детей в ближайшие 10 лет, чему учат и собираются их учить. Если у вас есть дети — прочитайте. Эта информация точно будет полезной!

Алексей Менн, венчурный инвестор, генеральный партнер в Begin Capital Partners


Очень многие девайсы, услуги и инструменты, без которых нам сложно представить сегодняшний день, не существовали еще 10-15 лет назад (iPhone, Uber, Facebook).

Чем мы будем пользоваться через десять лет — предположить очень сложно. Но вот в чем я уверен: время, которое отводится нам на сознательную жизнь, будет приобретать все большую ценность (даже если мы начнем жить до 100-150 лет).

Если говорить про скиллы, то мне кажется, что ключевыми навыками для многих профессий станут:

  • критическое мышление,

  • эмоциональный интеллект,

  • умение фильтровать и делать выбор из огромного количества информации,

  • коммуникация с людьми и машинами,

  • креативность.

Появится довольно много новых профессий, еще больше — пропадет. Но психологам, дантистам и работникам «Дома-2» еще долго не стоит волноваться.

Чему учить детей? Быть хорошими, неравнодушными и добрыми людьми, уметь смеяться над собой и не комплексовать. Не стесняться задавать вопросы и наслаждаться жизнью. Получать удовольствие от развития и новых знаний.

А как выжить и преуспеть в новом цифровом/роботизированном/технологичном или каком-либо другом мире — они сами разберутся и еще нас научат.


Алексей Соловьев, партнер, управляющий директор в iTech Capital


Часто говорят, что рынок труда быстро меняется, и появляются такие специальности, о которых раньше писали только фантасты.

Но мне кажется, что временной промежуток в десять лет, – это слишком маленький срок, чтобы в нашей жизни произошли какие-то существенные изменения.

Конечно, появится что-то новое, связанное с IT. Но, думаю, по-прежнему будут востребованы такие базовые специальности, как врачи или учителя.

Хотя беспокойство родителей, переживающих за будущее своего ребенка, я прекрасно понимаю. У меня трое сыновей, и я тоже пытаюсь обеспечить их светлое будущее.

Мне бы хотелось, чтобы кто-то из них стал предпринимателем. Люди, развивающие свой бизнес, будут всегда — хоть в каменном веке, хоть в эпоху «цифровой экономики». Еще мечтаю, чтобы кто-нибудь из моих детей стал знаменитым шеф-поваром, потому что это потрясающая профессия.

Мне кажется, прикладным знаниям ребенка должны учить в школе и институте. А задача родителей — научить его базовым социальным навыкам.

В своих детях я воспитываю в первую очередь умение формулировать и достигать цели и контактировать с кем угодно в любых контекстах. Еще очень важна способность справляться с окружающей неопределенностью. Степень энтропии в мире будет только расти, и умение не потеряться в этом социальном хаосе уже сегодня становится ключевым.


Катерина Уколова, основатель Oy-li


На мой взгляд, одной из востребованных профессий будет блогер. Это нормально, когда у вашего ребенка много подписчиков. Уже сейчас есть достаточно яркие примеры, как Саша Спилберг и другие ребята, которые будучи школьниками начинают зарабатывать хорошие деньги в Instagram и YouTube.

Для этого считаю нужным развивать следующие навыки:

  • выступления на сцене,

  • танцы,

  • пение,

  • фотопозирование.

И обязательно — английский язык. У моих детей занятия проходят четыре раза в неделю.

Еще я уже завела аккаунт в Instagram для своих малышей, но пока в полной мере не удается им заниматься. Так что жду, пока они подрастут, и будут помогать!


Елена Ватутина, основатель фармацевтического центра «Знание»


Если говорить о детях, то я считаю перспективным говорить о знаниях, навыках и умениях, которые стоит развивать здесь и сейчас, чтобы быть востребованным завтра.

Основной тренд, который я считаю наиболее значимым, — это глобализация во всех сферах и стремление к коллаборациям.

В связи с этим я бы посоветовала уже сейчас делать упор на обучении детей языкам. Хорошая практика — посылать их по обмену в различные страны, чтобы они погружались не только в языковую среду, но и в культурную. Это позволит им стать гибкими и открытыми чужеродным обычаям, научиться маневрировать среди тех, кто на них не похож, и находить общий язык с разными людьми.

Но знание языков важно не само по себе, а применительно к какой-то профессиональной области. Например, к медицине или энергетике.

Английский и китайский — это must have. Причем я нисколько не преувеличиваю, когда говорю о китайском. Люди, которые не смогут на нем говорить, безнадежно отстанут, и их судьба окажется в руках тех, кто свободно на нем изъясняется.

Через десять лет не знать китайский — так же, как сегодня не знать английский, ты просто не сможешь быть конкурентоспособным в глобальном экономическом пространстве. А надеяться на переводчиков и всевозможные технические ухищрения — это то же самое, что ходить на костылях: тоже передвигаешься, но очень неудобно.

Второй тренд — это автоматизация всего и вся.

В первую очередь она коснется всех рутинных операций и процессов, ручного труда. Даже вождение автомобиля будет передано роботам. Человек потребуется только там, где есть место творчеству, нетривиальным подходам, необходимости отделять важное от неважного, плохое от хорошего, в частном видеть целое, а в целом — частное.

Именно поэтому важно развивать в детях системное мышление, а это достигается только путем получения фундаментального образования.

Сейчас многие родители прочат детям карьеру в ИТ. Лично я бы не была столь оптимистична. Я не уверена, что айтишные профессии останутся такими же творческими и высокооплачиваемыми в будущем.

То, что я вижу сейчас, говорит о стремлении к клишированию, универсализации процесса программирования, а значит, завтрашние программисты — это, скорее, операторы технических систем, чем творцы и создатели.

Следующие тренды — это диджитализация, а также развитие общества потребления. В этом разрезе умение быстро запоминать факты уходит на второй план, а на первый выходят навыки и умения, связанные с поиском этих фактов, сопоставление источников информации, их анализ и интерпретация, а также умение видеть тренды и закономерности.

Что касается близкой мне сферы — фармацевтики — здесь, думаю, произойдет полная автоматизация работы внутри аптечных предприятий. Провизоры будут востребованы в исследовательской деятельности и маркетинге.

В целом, как мне кажется, останутся две категории специалистов: техники, обслуживающие автоматизированные системы, и творцы, которые будут создавать, переосмысливать, трансформировать и улучшать эти системы.


Оксана Селендеева, основатель Coddy


Всемирный экономический форум выпустил доклад о будущем рынка труда в ближайшие годы. Из-за развития искусственного интеллекта к 2022 году мир потеряет 75 миллионов рабочих мест. Зато приобретет 133 миллиона.

ИИ начнет влиять на нашу занятость уже в ближайшие несколько лет: если сейчас компьютеры выполняют 29% рабочих операций, то к 2025 году – 52%. Это очень серьезно поменяет рынок труда.

И дело не в том, что роботы вытеснят нас, скорее, изменятся условия игры: для выполнения той же работы потребуются совершенно иные знания.

Разумеется, еще более востребованными станут программисты, в том числе специалисты по кибербезопасности, блокчейну, интернету вещей. Так как рынок будет требовать все больше IT-персонала, будут нужны рекрутеры с глубоким пониманием сферы технологий, а топ-менеджменту понадобятся помощники, способные «переводить» с IT-языка на управленческий.

С ростом автоматизации производственных процессов потребуются так называемые co-bot workers — специалисты, которые разрабатывают, программируют, поддерживают и ремонтируют роботов и другие подобные инструменты.

Автоматизация рекламы потребует больше специалистов, способных анализировать воронки продаж и каналы общения, — аналитиков в сфере диджитал-маркетинга. По этой же причине будут нужны люди, способные разрабатывать сервисы на основе машинного обучения и управлять ими.

В своей дочери я стараюсь развивать два основных навыка.

  • Первое — это «диджитальность», цифровую грамотность. Хочу, чтобы она владела, как минимум, базовыми навыками программирования, тренировала логику, память и критическое мышление.
  • Второе важное направление — это лидерские качества: эмпатия, умение правильно выстраивать взаимоотношения с людьми. Пока я не знаю, кем она захочет стать в будущем, но все эти навыки пригодятся ей, в каком бы направлении она ни решила развиваться.

Барно Турсунова, сооснователь «Вилгуд»


Активно развивающиеся технологии формируют не только современную экономическую реальность, но и будущее рынка труда. В ближайшие десять лет востребованы будут именно те специалисты, которые смогут сделать работу всех отраслей еще более эффективной, а показатели — лучше.

Уже сейчас мы видим огромный спрос на такие профессии, как бизнес-аналитики, интернет-маркетологи, программисты. Тем не менее нельзя забывать и о специалистах ручного труда.

Например, в авторемонтной отрасли наблюдается дефицит профессиональных механиков, и они будут крайне востребованы даже через десять лет.

В наших детях мы с мужем (Шерзод Турсунов, основатель и совладелец сети умных автосервисов «Вилгуд») прежде всего стараемся развивать такие навыки:

  • системное и аналитическое мышление, поэтому наши старшие дети учились в МГУ на факультете вычислительной математики и кибернетики;

  • предпринимательские качества – искусственно создаем сложные ситуации, чтобы они ценили труд и деньги, мотивируем их достигать больших результатов и поощряем бизнес-образование.

Я считаю, что способность увидеть картину целиком, просчитать риски и выстроить стратегию развития, оптимизировав все сопутствующие процессы, — крайне важные качества будущих специалистов.

Глеб Давидюк, управляющий партнер в iTech Capital

Я считаю, что в ближайшие десять лет профессии, которые есть сегодня, не исчезнут.

Не надо бояться, что роботы всех заменят, и экономистам, адвокатам и бухгалтерам будет нечем заняться. Я думаю, что все связанное с традиционными профессиями и через десять лет будет жить.

Тем не менее запрос на людей творческих и способных мыслить за рамками алгоритмов будет возрастать. Поэтому я стараюсь развивать в своих детях все то, что позволяет им мыслить творчески, при этом, не забывая о логике, потому что комбинация творчества и логики будет превалировать.

Несмотря на то что эти две вещи – противоположны, я думаю, что их возможно совместить. Это будет задачей для тех, кто посвятит себя сфере образования.

В будущем станут востребованы, как мне кажется, навыки логического мышления. Тем не менее творческий аспект в профессиональном развитии будет преобладать.

У меня подрастает дочь, она любит заниматься творчеством, рисует, любит архитектуру, и я очень рад, что она потенциально находится в тренде модных профессий будущего. А с младшими сыновьями еще только придется поработать в плане формирования навыков, которые пригодятся в будущем.

Поэтому я не стал бы выбирать какую-то определенную специальность для своих детей, а отдал бы этот выбор им.

Моя задача — воспитать в них все необходимые человеческие качества, которые сделают их в первую очередь людьми, а уже во вторую – машинами, которые производят какой-то продукт или услугу.


Сергей Барышников, сооснователь SALO


В ближайшем будущем будет востребовано все, что связано с безопасностью, искусственным интеллектом, медициной и образованием.

Моему сыну только пять лет, и его интересы стремительно меняются. Вчера его привлекали динозавры, сегодня роботы, а завтра — картинг. И моя функция как отца — дать ему возможность развить свой интерес во что-то большее. А там уже как получится.

Мне кажется, одна из проблем современных родителей — это попытки реализовать свои несвершившиеся детские и подростковые амбиции с помощью детей.

Поэтому и лепят из них, зачастую против их воли, спортсменов, артистов и даже предпринимателей. Я считаю нужным не пытаться навязать ребенку его будущую специальность, а постараться дать ему образование и возможности, чтобы он выбрал ту сферу, где сможет получать и деньги, и удовольствие.

Эта сфера и будет максимально перспективной.

Но уже сейчас я считаю, что актуальным навыком для всех станет, прежде всего, усидчивость и сосредоточенность на чем-то одном.

У детей с каждым годом появляется все больше разнообразия, соблазнов и информационного шума вокруг. И это богатство выбора играет с ними злую шутку, размывая их интересы и мешая погрузиться в какой-то вопрос или занятие глубже.

Умение с этим справляться будет огромным плюсом в ближайшие годы.


Максим Колпаков, основатель Wachanga


Десять лет — не сильно большой срок. Не верю, что за это время исчезнет профессия водителя, как считают некоторые. Но все же изменения будут.

Вслед за мощным развитием рынков игр, онлайн-телевидения, социальных сетей и «умных» вещей рынок труда столкнется с острой нехваткой соответствующих специалистов.

Специалистов, которые интегрируют новую реальность в жизнь людей. Сложно назвать эти профессии конкретными словами, но пусть это будут:

  • гейм-дизайнеры,
  • сценаристы,
  • продакт-менеджеры,
  • консультанты,
  • UI/UX-специалисты,
  • архитекторы.

Ну, и никуда не денется дефицит тех, кто создает эту реальность изнутри:

  • программистов,
  • дизайнеров,
  • художников (в широком смысле),
  • специалистов в области больших данных и машинного обучения.

У меня трое детей, и главные качества, которые я стараюсь им привить, — это критическое мышление, страсть в познании мира и упорство в достижении желаемого. Именно эти качества уже сейчас помогают им быть одними из лучших в любом деле, за которое они берутся.

Предугадать, что будет актуально для них через 15-20 лет, практически невозможно. Да, они у меня занимаются и английским, и танцами, и робототехникой, но лишь по собственному желанию.

А в будущем у человека не будет одной профессии на всю жизнь. И та гибкость ума, которую дают вышеназванные качества, думаю, поможет моим детям хорошо освоиться в новом дивном мире.


Ирина Папоркова, основатель Style Concierge

Мне, пожалуй, не нравится задача найти для ребенка перспективную специальность.

Думаю, что в ближайшие десять лет такое понятие как «специальность» (то есть как однажды выбранный профессиональный путь или узкая сфера деятельности) как минимум сильно размоется.

Я считаю более актуальным вопросом набор определенных навыков. Думаю, что будущее — это про новый тип мышления. А не про конкретные профессии.

У меня двое детей, мальчики восьми и трех лет. О младшем говорить рано, но старший уже достаточно отчетливо демонстрирует высокую адаптивность к любым ситуациям:

  • решить задачу самым быстрым способом;

  • применить навык, полученный в одной области, в совершенно неожиданной сфере;

  • спросить Алису вместо того, чтобы забить вопрос в строчку поисковика.

Мне кажется, что главное, чему ребенок может научиться, — это не конкретный предмет, а умение оптимизировать имеющиеся ресурсы в быстро меняющихся обстоятельствах .

Кроме того, повсеместное внедрение ИИ внесет ощутимые коррективы в нашу жизнь. Многие специальности просто перестанут существовать, а вместе с ними и типы людей, которые когда-то ими занимались.

Лично я буду сильно скучать по таким людям, как библиотекари. Сейчас это в основном взрослые женщины, которые хранят культуру чтения бумажных книг. Привычка потреблять информацию в интернете вытесняет не только бумажную книгу — умирает что-то существенно большее.

Если выделить три перспективных в будущем направления, то это:

  • IT-специалисты,

  • люди, способные управлять процессами в быстро меняющемся мире,

  • профессии, в которых останется человек как нравственная парадигма — мне кажется, что человеческое общение будет ценностью.


Материалы по теме:

Куда пойти учиться на программиста: мнения представителей сферы IT

14 вузов, где можно получить высшее образование дистанционно

«Наиболее успешными в середине XXI века будут те бизнесы, которые научатся преобразовывать информацию в знания»

«Бизнес — это и есть учеба. Только на практике»: как российские студенты совмещают образование с собственным делом

Школьники назвали самые интересные для них области в космической отрасли

Фото на обложке: Unsplash


В нашем Instagram @rusbase сегодня есть на что посмотреть! Подписаться

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

‡агрузка...

Комментарии

  • Dima
    Dima 12:06, 10.02.2019
    1
    • Anton Chernous
    "...прикладным знаниям ребенка должны учить в школе и институте. А задача родителей — научить его базовым социальным навыкам..." и это говорят люди, которые в других интервью заявляют, что институты не справляются с подготовкой специалистов нужных профессий, мол всему приходится учить выпускников уже непосредственно на рабочих местах. Что же тогда делают люди в вузах? Мне нравится как программы MBA отвечают на этот вопрос - главное - это наработка связей (networking) и попадание в среду, которая располагает к развитию. А уж что дети смогут из этого вынести - только от них самих зависит, а не от учебных программ. Если же говорить про "социальные навыки" - как можно научиться полезным соц навыкам в ограниченном кругу семьи? Родители обеспечивают защиту от сложного мира и дают безопасную передышку, а вот практика и обретение мастерства в соц.навыках происходит именно на просторах школы и института. "...Через десять лет не знать китайский — так же, как сегодня не знать английский..." ... заявляют апологеты IT-позитивного будущего, хотя уже сейчас электронные переводчики дают синхронный перевод большинства языков, а через 5 лет это станет нормой для каждого мобильника. Китайский? Китай - феномен закрытого рынка и сегодняшний мир показывает, как Китай прогибается под законами глобализации. Этот язык станет маст хэв только если Китай юридически выйдет за свои границы. Иностранные языки надо учить, но только по другим причинам: 1) изучение языка (как и музыки) - это одна из самых мощных практик для развития мозга 2) если есть желание лучше понять и почувствовать другую культуру (эта потребность есть у примерно нескольких процентов населения) "Мне бы хотелось, чтобы мой сын стал ...(профессия)..." Пусть дети нас и копируют, но они совершенно точно не станут такими же как мы. Навязывание подростку профессии - это ограничение его потенциала. Кубик можно запихнуть в круглую дырку, но тогда он потеряет свою целостность. Это эгоистично. И это не предусмотрительно, т.к. предполагается, что за удлиняющуюся жизнь люди будут проживать несколько профессий и чем основательнее запихивать человека в одну из них, тем сложнее ему будет перестроиться, когда жизнь заставит поменять русло. Сейчас есть проблемы с планированием профессионального развития даже на 5 лет (время обучения в вузе) - за это время знания успевают устареть и на рынке появляются новые условия и ниши. Стоит ли говорить про будущее для детей с бОльшим горизонтом планирования? Критикуя предлагай? Легко
  • Dima
    Dima Dima 12:07, 10.02.2019
    1
    • Anton Chernous
    Счастье обычного человека складывается из всего трех, но обязательных составляющих: физиологическое состояние, психологическое и социальный капитал. Семейная стабильность и безопасность - достаточно для закрытия базовых психологических аспектов. А вот по остальному надо чуть подробнее: 1. Эрудиция и кругозор. Синтез новых решений (и творчество в частности) невозможен без наличия в голове разных кусочков пазла. Ключевое слово - разных - для детей важнее дать базовое понимание как можно большего количества процессов и показать многогранность мира, чем сосредотачиваться на глубоких знаниях в отдельных дисциплинах. Чем больше всякого разного в голове у ребенка - тем выше его креативный потенциал. А кружки и художественные школы - это всего лишь практический опыт вытаскивания этих кусочков из головы для соединения их в реальном мире. 2. Регулярную нагрузку с задействованием максимального кол-ва мышц и суставов. Хореография, гимнастика, борьба - лучшие! Тяжелая атлетика, стрелковые и метательные виды спорта - увы, про другое. Зачем? Во-первых, без гармоничной физической нагрузки нет шансов вырастить здоровый организм, во-вторых, для того чтобы жить - мы кушаем, а если кушать без привычки затем превращать эту энергию в движение - гарантированно получаем хронические и тяжелые заболевания. 3. Опыт прохождения разных ситуаций - именно прикладной, а не решение интеллектуальных задач. Пусть ребенок сам сходит в магазин с ограниченным кол-вом денег и задачей самому из купленного потом приготовить ужин. Пусть сам договорится с учителем о месте и времени пересдачи неудачной работы. Пусть поставит под дождем палатку и в течение ночи опробует то, что у него получилось. Задачи из разных областей заставляют человека искать новые подходы, вырабатывают уверенность в себе и снижают страх перед неизвестным. 4. Умение ставить цели и оценивать результаты. До подросткового периода мы учим, говоря "что" им надо делать и "как". Начиная с подросткового возраста - уже коучинг: спрашиваем "какую" цель поставил, обсуждаем "почему так", интересуемся нужна ли помощь, совместно анализируем результаты и поощряем в случае успеха. Это со временем трансформируется в самоконтроль и умение достигать цели, упорство, надежность.
  • Dima
    Dima Dima 12:07, 10.02.2019
    1
    • Anton Chernous
    5. Системное мышление - это про теоретиков. Вслушайтесь - "теоретик" - даже звучит с некоторым негативным оттенком, человек, чье мышление основывается на абстрактных моделях и он как будто бесполезный. Сейчас время "практиков", когда не надо сомневаться - дерзай! Их учить проще, нагляднее причинно-следственная связь: взял горячее = ручка бо-бо. Вся система образования со стонами перекрасилась в "практическую". Для начала это не плохо. Только надо понимать, что среди кучи реакционеров-практиков, которые "копают отсюда и до заката", обладание системным мышлением - это конкурентное преимущество, а так же факт, что серьезное развитие и наука - это исключительно про системное мышление. (Подкину еще до кучи - программирование - это не профессиональный навык, а такая же базовая составляющая образованного человека, как математика и литература.) И самое главное - Инициатива НЕ Наказуема! Если у юного человечка горят глаза и он фигачит - аплодируйте ему стоя, а все остальное - подождет. Нет ничего страшнее серой толпы с потухшим взором, которым ничего не нужно, которые ничего не хотят. Мое правило - обеспечил себе безопасность процесса и действуй! (Школа с ее уроками никуда не денется - за пару недель можно нагнать) У ребенка должны появляться и накапливаться достижения, которые еще и подкреплены высокой оценкой родителей.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Skolkovo Robotics
16 апреля 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase