Top.Mail.Ru
Колонки

Что ждет российский рынок облачных сервисов в этом году

Колонки
Никита Дергилев
Никита Дергилев

Руководитель облачного провайдера «Техносерв Cloud»

Полина Константинова

Никита Дергилев, руководитель облачного провайдера «Техносерв Cloud», дал прогноз о том, как будет развиваться российский рынок облачных сервисов в этом году.

Что ждет российский рынок облачных сервисов в этом году

Облака — один из самых быстрорастущих сегментов IT-рынка


Многие аналитические компании и СМИ в конце прошлого года опубликовали прогнозы развития рынка IT в целом и облаков в частности. Интересно, что по облакам уже почти не готовят отдельные прогнозы, так как большинство IT-трендов так или иначе с ними связано.

В настоящее время облака — один из самых быстрорастущих сегментов IT-рынка в России.

По оценкам IDC Russia Cloud Service Market, в 2016 году IT-рынок вырос на 20,1%, из которых 86,8% занимают публичные облака. При этом весь рынок IT растет максимум на 3-5%.

Для нас рынок облачных сервисов тоже новый. Мы запустили свой сервис в конце 2016 года и живем в режиме стартапа, активно наблюдаем за трендами рынка, чтобы понимать, куда двигаться дальше.


Семь трендов облачных сервисов


Я привожу только те прогнозы, которые мне кажутся реалистичными для нашего отечественного рынка облаков в 2018 году. Предпосылки для них мы видим, работая с нашими реальными заказчиками.

На мой взгляд, России слишком часто приписывают скорое появление общемировых трендов, которые в итоге приходят к нам на 3-5 лет позже.

  • На рынке облаков динамичнее всего растет сегмент IaaS (инфраструктура как услуга).

Первоначально рост показывал сегмент SaaS (ПО как услуга), так как на заре рынка именно небольшие компании стали активно использовать такие приложения из облака, как 1С, CRM, почта.

Теперь же вектор лидерства за IaaS.

Причина, как мне кажется, в том, что постепенный рост доверия бизнеса к облакам привел к переносу в них критичных систем, которые раньше размещались на собственном оборудовании.

Зачастую это унаследованные системы, которые перенести в облако в формате SaaS невозможно, поэтому заказчикам нужна именно инфраструктура. Этот сегмент будет лидировать по темпам роста как минимум ближайшие три года.  

  • С опозданием (этого ждали с 2016), но все-таки приходят гибридные облака.

Мы понимаем под этим термином связь частного и публичного облаков. Гибридный вариант нашим заказчикам кажется наиболее перспективным. Он позволяет добиваться оптимальной гибкости при лучшем соотношении цены и гарантии производительности.

В этом случае частное облако или существующий IT-ландшафт клиента интегрируется с публичным облаком и заказчик сам определяет, для каких задач стоит запросить ресурсы из публичной инфраструктуры.

Например, один из ритейлеров использует у нас гибридную модель как резервный ЦОД для увеличения ресурсов в период пиковых нагрузок во время распродаж.

  • Для большинства заказчиков нормой станет использование облачных сервисов нескольких провайдеров.

На самом деле есть компании, для которых это уже норма. Например, сначала в облако могла быть переведена корпоративная почта на несколько сотен пользователей и выполнена ее интеграция с IT-ландшафтом, затем для тестов обновления систем стали использовать IaaS другого провайдера, далее в компании начали процесс перехода на SAP HANA, которую также можно получить из облака. И вот у компании уже три разных облачных провайдера.

Все это надо сопровождать, централизованно управлять доступностью, стоимостью, потреблением ресурсов. Поэтому основной проблемой в самое ближайшее время станет интеграция облачных сервисов друг с другом.

  • Популяризация облаков приведет к росту доли заказчиков, не обладающих сильными внутренними компетенциями в IT.

Или, как минимум, не обладающих свободными компетенциями для реализации интеграционных проектов. Многие предпочтут не вкладываться в наращивание собственной IT-службы для поддержки инфраструктуры, сориентировав собственных сотрудников на развитие бизнеса.

Это значит, что появится и будет расти спрос на консалтинговые услуги (профессиональный сервис) по миграции и интеграции облаков.

  • Будет расти спрос на консалтинговые услуги по обеспечению информационной безопасности в облаке.

Безопасность всегда была обособленной сферой, требующей уникальных компетенций и одновременно знания законодательства и умения работать с отечественными регуляторами. Переход к гибридным и мультиоблакам потребует выработать новые подходы, технические и организационные решения.

  • Вероятно, нас ждет рост популярности контейнеров из облака, в первую очередь Kubernetes.

Кстати, изначально – это проект Google. Это новое направление, набирающее обороты. Контейнер – это способ еще большего сокращения затрат на инфраструктуру, набравший популярность среди разработчиков программного обеспечения. Зрелость платформ контейнерной виртуализации растет, все больше новых разработок будет ориентироваться на эту технологию.

  • Возможно, во второй половине 2018 года начнет расти спрос на IoT из облака.

Я в это не до конца верю, потому что пока IoT из облака больше интересует крупных заказчиков, которые могут реализовывать проекты на собственной инфраструктуре. И все же IoT потихоньку, но уверенно растет в промышленности, сельском хозяйстве, ЖКХ.


Что мы не увидим в этом году

В заключение тренды, которые, по моему мнению, мы не увидим в 2018:

  • Serverless (бессерверная архтитектура приложений).
  • Рост популярности инфраструктуры как кода.
  • Реальное внедрение туманных и граничных вычислений.

Это действительно впечатляющие тренды, но мы о них можем пока только читать.


Материалы по теме:

Люди по-прежнему не понимают смысла блокчейна, а мы создаем продукты на базе блокчейна 3.0

10 полезных «фишек», которые помогают работать с сервисами Google

Облака для стартапов: Как сэкономить на ИТ при запуске проекта

Пять способов локализации продукта в зависимости от размера и возраста компании

Стоит ли вводить норматив на облако? Что российские топ-менеджеры думают об облачных технологиях

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как выжать пользу из кризиса и переманить клиента с облака Amazon
  2. 2 Плюсы и минусы мультиоблачной инфраструктуры
  3. 3 От вешалки до кассы: как видеоаналитика помогает фэшн-ритейлу оптимизировать подход к работе с покупателями
  4. 4 Размещение в облаке в формате единого окна: как работает комплексный инфраструктурный партнер
  5. 5 Как франчайзи могут улучшить клиентский сервис с помощью видеонаблюдения Ivideon
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта