Виктория Кравченко

Регистрация бизнеса – самостоятельно или через третьих лиц?

Сергей Дмитриев, коммерческий директор «Фингуру», рассказывает, как лучше зарегистрировать бизнес – самостоятельно или через третьих лиц.

Плюсы, минусы, риски – выбор за вами.


С чего начать

Говорят, что театр начинается с вешалки, бизнес в таком случае — с регистрации.


    1. Для начала нужно определиться с организационно-правовой формой: выбираем общество с ограниченной ответственностью (ООО) или индивидуальное предпринимательство (ИП).
    2. Второй важный шаг — выбор способа регистрации. Их тоже два: самостоятельная регистрация или с чьей-то помощью — нотариуса или консалтинговой компании. Какой путь выбрать и почему — рассказываем в этой статье.

Если вы решили обратиться за помощью профессионалов...


Регистрация ИП


Процедура регистрации ИП проходит в несколько этапов. Сначала нужно подготовить пакет документов, затем подать их в регистрирующий орган, получить свидетельство.


Кажется, что всё это процедура очень сложная, поэтому нередко люди обращаются за помощью к нотариусу или консалтинговой компании.


К ним нужно приходить с копией всех страниц паспорта (можно сделать и на месте) и оплаченной госпошлиной (для ИП — 800 рублей). Они помогут заполнить заявление, проверят весь пакет документов, подскажут, какую систему налогообложения лучше выбрать. Также дадут дополнительную консультацию по виду деятельности (ОКВЭД) и другим вопросам, что придаст вам больше уверенности.


Если человек проживает не в Москве, а в регионе, то это наиболее удобный вариант для регистрации бизнеса, так как проводить ее нужно непосредственно по месту прописки.


Но в случае с консалтингом — документы помогут подписать через сервис электронной цифровой подписи (ЭЦП). А также в случае ошибки в заявлении (хотя этот вариант почти исключен, все документы проверяются очень тщательно), некоторые компании берут на себя дополнительные затраты и готовы компенсировать.


Регистрация ООО

Если же регистрироваться самостоятельно, то в случае описки госпошлину придется оплатить еще раз. Для регистрации ООО она еще больше (4000 рублей против 800 в случае ИП). Схема работы компании при регистрации ООО аналогичная. Но существует несколько дополнительных тонкостей.


Если ООО регистрирует один предприниматель, который претендует стать генеральным директором, то всё просто — процедура регистрации схожа с ИП-шной.

Но если их много, это усложнит работу как для нотариуса или консалтинговой компании, так и для бизнесменов.


Пакет документов придется делать отдельно для каждого учредителя, а всем участникам бизнеса придется в полном составе являться несколько раз — для подписания и получения документов. Не забывайте про юридический адрес компании — именно на него в случае удаленного получения документов придут все данные.


Юридический адрес стоит заранее проверить, не будем учить, что покупать адрес в непроверенных местах не стоит, скажем только, что проверить его на предмет массовой регистрации на сайте nalog.ru точно стоит.


Главный плюс оформления через третьих лиц — больше свободного времени и меньше головной боли. Представьте, что у вас есть выбор: оформить тур в Чехию через агентство или выбрать тот же отель на Букинге, при этом решение о поездке все равно принимает визовый центр.


Регистрация бизнеса терез третьих лиц: риски


Не ведитесь на маркетинговые уловки консультирующих компаний. Никто не оформит вам бизнес за один или два дня. Только в налоговой службе документы рассматриваются три рабочих дня (железно, без всяких «пожалуйста»). Поэтому не стоит рассчитывать, что нотариус или конторы совершат волшебство.


Будьте начеку при согласовании пакета услуг — вам могут озвучить одну сумму, а на деле попросить доплаты за отправку документов в налоговую, курьерские услуги, копии документов и прочее.


Такое оформление документов обойдется вам от 3-5 тысяч рублей для ИП и от 5 тысяч для ООО с одним учредителем, который станет генеральным директором.


Срок: 3-5 дней с момента визита.


Альтернативный вариант — зарегистрировать бизнес самостоятельно


Регистрироваться самому тоже можно, и это не страшно. Сайт ФНС — палочка-выручалочка для любого предпринимателя. Там есть подробная инструкция (пример для ИП), расписано все, начиная от того, какие документы нужны и куда с ними нужно идти, заканчивая возможностью узнать свой ИНН, если информация утеряна.


Без ИНН нельзя оплатить госпошлину онлайн. Если же вы платите в отделении банка и операцию за вас совершает кто-то другой, он должен попросить указать в графе «плательщик» именно вас, иначе операция останется в системе как невыясненный платеж. А значит, и с регистрацией — беда.


С готовым пакетом документов можно обратиться либо в МФЦ, либо в налоговую. Стоит отметить, что в Москве регистрацией бизнеса занимается только налоговая инспекция № 46. В регионах, как правило, регистрацией тоже занимается только одна налоговая, поэтому пойти в ближайшую и надеяться на успех не приходится.


В некоторых областях страны можно столкнуться с тем, что местные налоговые инспекции вообще не занимаются этим вопросом — тогда придется поехать в другую область. Но с появлением МФЦ все стало проще.


Также «поездить» придется тем, кто живет не в Москве, но хочет открыть бизнес именно в столице. Придется приезжать как для того, чтобы подать документы, так и для того, чтобы их забрать. Потому многие и обращаются к третьим лицам, чтобы они с помощью ЭЦП быстро оформили необходимые документы, сами отправили их в налоговую, а затем доставили — для ИП по месту жительства, а для ООО на юридический адрес.


Самостоятельное оформление документов будет стоить вам только госпошлину — 800 или 4000 рублей в зависимости от организационно-правовой формы.


Срок: уложиться можно в 4-5 дней, если место жительства совпадает с местом регистрации. Дальше — больше.


Регистрация ИП


Распишем пошаговую инструкцию по самостоятельной регистрации ИП.

  • Выбор способа регистрации

Оформление происходит в налоговой инспекции по месту прописки. Также можно зарегистрировать ИП и онлайн, используя сервис электронной цифровой подписи.


  • Выбрать коды деятельности ОКВЭД

Сначала нужно решить, каким именно бизнесом вы займётесь. Затем нужно выбрать 5-7 кодов предпринимательской деятельности из специального классификатора ОКВЭД. Их нужно указать в специальном заявлении. Один из кодов нужно считать основным, который будет определять основной вид деятельности.

  • Заявление Р21001

Это основной документ для регистрации ИП. Ошибок здесь допускать нельзя — это приведёт к отказу от регистрации.


Внимание! Сразу подписывать заявление не надо — подпишите уже в налоговой инспекции, в присутствии сотрудника. Или у нотариуса, если не будете лично проходить регистрацию.


В этом же случае не забудьте отметить на листе Б, что за вас подаёт документы доверенное лицо.

  • Оплата госпошлины

Заполните вручную бланк, узнав заранее реквизиты регистрирующего органа. Это можно сделать в самой налоговой инспекции или на сайте ФНС.


Можно воспользоваться специальным сервисом по формированию квитанции на сайте.

  • Выбор системы налогообложения

Чаще всего самая выгодная система для индивидуального предпринимателя — упрощенная. Подать заявление о переходе на УСН надо в течение 30 дней после открытия ИП, но можно сделать это и при подаче документов на регистрацию.

  • Сбор всего пакета документов

У вас должны быть заявление Р21001, квитанция об оплате госпошлины, копия документа, удостоверяющего личность, уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Если документы за вас подаёт кто-то другой, то должна быть нотариальная доверенность, оформленная на этого человека.


Если вы иностранец, то вам также понадобится копия РВП или ПМЖ и нотариально заверенный перевод паспорта.

Срок оформления документов составляет не более 3 дней. Придите в указанный день и заберите лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме № Р60009 и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Три мифа об открытии бизнеса


      1. Главный миф — самостоятельно зарегистрировать бизнес слишком сложно, а цена ошибки (дополнительная оплата госпошлины) довольно ощутима. Но это не совсем так, поскольку электронная форма на сайте ФНС практически исключает возможность неточности в заполнении документов — вписывать данные нужно в поле с выпадающим списком вариантов.
      2. Следующий миф — «дураки и очереди». Но на деле многие регионы уже давно могут похвастаться электронной очередью, ожидание в которых займет до 10 минут. Спасибо МФЦ, технологичность которого добирается до самых глубинок.
      3. Завершающий миф гласит о том, что в случае отказа вам не обоснуют причину. Развенчаем: если ошибка все же произошла, то в обязательном порядке предоставляется статья с указанием, где вы оплошали. Это облегчает повторную подачу документов.

Иностранцам


Граждане других стран тоже могут стать индивидуальными предпринимателями или зарегистрировать ООО. Правда, им нужно больше документов, в числе которых вид на жительство или разрешение на временное пребывание в стране. По временной регистрации ИП оформить не удастся.


Также в обязательном порядке нужно нотариально заверить перевод паспорта, даже если вы гражданин страны СНГ и он уже переведен.


Коротко о главном


Плюсы консалтинга в большей скорости и компенсации ошибок. Задумайтесь, если вы из региона. Минус — в маркетинговых приемах и доплатах.


С самостоятельным оформлением придется немного постоять в очереди и самому выверить документы. Зато можно сэкономить и выполнить процедуру практически за такое же время.


Материалы по теме:

Как открыть биржу криптовалют и зарабатывать несколько тысяч долларов в день

3 способа привлечь инвестиции, если у вас неудачный стартап

5 советов о том, как продвинуться по службе, от известных топ-менеджеров

Пошаговая инструкция: как закупать звонки через СРА-сети

Прослушивание музыки на повторе улучшает концентрацию


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook