Top.Mail.Ru
Колонки

Дефицит и способы его минимизации: как российское машиностроение справляется с санкциями

Колонки
Владимир Соколов
Владимир Соколов

Основатель холдинга Black Horse

Анастасия Удальцова

В июне 2022 года Евросоюз ввел шестой пакет санкций в отношении России. Страдают от этого наиболее значимые отрасли: энергетика, промышленность и машиностроение. 

Кто и как способен помочь машиностроению сегодня и как отрасли преодолеть кризисную ситуацию, анализирует Владимир Соколов, генеральный директор холдинга Black Horse.

Дефицит и способы его минимизации: как российское машиностроение справляется с санкциями

Сила зависимости 

Из-за ухода международных производителей с рынка РФ многие промышленные компании, в том числе в сегменте машиностроения, лишились части критически важной группы комплектующих и запчастей — около 5% наиболее сложных и технологичных компонентов.

В целом доля импорта в российском машиностроении в 2021 году составляла около 50%. Основными странами-поставщиками являлись Германия, Япония и США. 

Есть два инструмента, которые могут уменьшить убытки — импортозамещение, на которое потребуется не менее пяти лет, и поиск новых партнеров из Азии и Ближнего Востока — как временная мера.

При втором варианте необходимо следовать такому алгоритму: 

  • участвовать в отраслевых и профильных выставках в России и дружественных странах: там гарантированно можно найти новых поставщиков из Азии и стран Ближнего Востока;
  • искать и проверять потенциальных партнеров на специализированных площадках: например, на Alibaba есть реальные отзывы заказчиков о поставщике товаров, которые помогут определиться с выбором;
  • проверять перспективность компаний на сервисах Whois, «Контур Фокус»: там представлены реквизиты и даты основания организаций, по которым можно понять период присутствия на рынке и опыт работы;

Читайте по теме:

Антикризисные меры Правительства РФ в сфере закупок — как государство поддержит бизнес

Поможет ли бизнесу банкротный мораторий?


  • изучать культуры будущей страны-партнера: она занимает особое место в жизни азиатских и восточных предпринимателей. Поэтому базовые знания правил и традиций региона, в котором работает партнер, необходимы;
  • снизить возможные риски от нового партнерства помогут прописанные в договоре нормы международного права, а также пункт о том, что спорные вопросы должны решаться в третейском суде при международной арбитражной палате делового центра СНГ;
Это позволит минимизировать расходы на перелеты и переводчиков в случае возникновения претензий.
  • в качестве посредников между производителями и надежными иностранными партнерами стоит использовать общественные организации, например, сообщества предпринимателей. 

После ситуации с заморозкой отгрузок в Россию холдинг провел переговоры с восточными компаниями о расширении их доли в номенклатуре поставок сырья и комплектующих.

Партнеры пошли нам навстречу: они были готовы обеспечить всем необходимым, что ушло с рынка, и оптимизировать логистические цепочки для сокращение затрат на транспортировку и сроков поставки.

Но даже с новыми партнерами и параллельным импортом бизнес ждет помощи от государства. 

 

Дефицит в отрасли и способы его минимизации

Наибольший дефицит отрасль машиностроения сейчас испытывает в микросхемах, однако причина не только в санкциях, но и в простоях, сокращениях мощностей китайских заводов-производителей из-за очередной вспышки коронавируса и экономическом давлении США.

На поставки повлияли и логистические коллапсы, нестабильность курсов валют.

По итогам 2022 эксперты прогнозируют снижение динамики производства в машиностроении на 10%.

Восстановить положительную докризисные показатели получится только с поиском новых поставщиков комплектующих. 

Например, в нашем холдинге закупки импортных комплектующих до обострения геополитической обстановки распределялись так:

  • 60% продукции из Китая (электроника, механика, детали для производства станков с системами ЧПУ);
  • 15% — из Венгрии (фурнитура и комплектующие для производства станков металлообработки, сварочные и фрейзерные станки, а также оборудование и комплектующие для производства окон);
  • 15% из Турции (запчасти для ремонта и обслуживания оборудования).
С мая 2022 предприятия перенсело фокус на Китай и Турцию, а , то есть доля европейских поставщиков распределилась между этими двумя государствами. Именно это позволило избежать дефицита материалов. 

 

Параллельный импорт и импортозамещение — основные инструменты для сокращения дефицита

При относительно небольших потерях из-за санкций, мы все равно должны постоянно наращивать проиводство оборудования, особенно пока политическая ситуация дала возможность уменьшить долю импорта в машиностроении.

Например, в нашей группе компаний создано отдельное предприятие, которое производит электродвигатели и трансформаторы, обеспечивающие потребности всего холдинга — это позволило нам отказаться от зарубежного оборудования.

Но в целом российская машиностроительная отрасль зависима от импортных решений. Отечественный автопром, «зеленая» энергетика, например, критически нуждаются в зарубежных комплектующих, особенно, в вопросе электроники. 

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

21 июня 2022 года Госдума РФ легализовала параллельный импорт, таким образом и импортеры, и поставщики товаров на территорию РФ защищены от ответственности за использование данной схемы. Закон упростит торговлю дефицитной номенклатурой из списка параллельного импорта и позволит стабилизировать цены на продукцию.

Для машиностроения это означает возврат возможности приобретать западное высокотехнологичное оборудование, аналогов которого не существует в России. 

Однако есть вероятность, что в скором времени государственная политика импортозамещения позволит решить и этот вопрос.

В РФ еще остались разработки со времен советского лидерства в микроэлектронике: например, действует производство микросхем с проектными нормами 90 нанометров, выпускаются заготовки для устройств размером 65 нанометров.

Они не подойдут для производства современных смартфонов и персональных компьютеров, но смогут покрыть потребности компаний-изготовителей бытовой техники, автомобилей, промышленного оборудования, а также минимизировать дефицит в некоторых вопросах оборонной и космической отраслей. 

 

Последствия санкций и господдержка для их ликвидации

При всех преимуществах закупок на азиатских и восточных направлених, главной проблемой остается рост сроков поставок товаров и логистических издержек.

У нашего холдинга уже действуют антикризисные стратегии, сформированные еще во время пандемии. Поэтому вероятность срыва производственных планов минимальна.

Однако не только российская промышленность столкнулась с дефицитом оборудования, сырья и компонентов.

Европейские страны испытывают нехватку редкоземельных металлов, которые импортировались из России. Они также опасаются ухудшения ситуации из-за газового эмбарго.

Например, Союз машиностроителей Германии подтверждает негативное влияние санкций в отношении России на работу своих заводов.


Читайте также: 

Как дефицит чипов влияет на индустрию ПК

9 перспективных бизнес-идей после ухода иностранных компаний


У нас на сегодняшний день нет дефицита комплектующих и сырья благодаря оперативной рокировке пула поставщиков. Ключевую роль здесь сыграли меры господдержки, позволившие использовать параллельный импорт.

Кроме того, промышленные предприятия могут получить экономическую поддержку Правительства: 

  • бюджетные субсидии в целях возмещения затрат (или частичного возврата) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ или оказанием услуг; 
  • государственные гарантии РФ по кредитам или облигационным займам, привлекаемым организациями;
  • отсрочка обязательств по субсидиям для промышленников;
  • отмена штрафов по госконтрактам;
  • мораторий на плановые проверки бизнеса.

Чтобы получить поддержку от государства, руководителю промышленного предприятия необходимо направить заявление в отраслевой федеральный орган исполнительной власти (в данном случае — в Минпромторг), в котором нужно указать: 

  1. причины потребности в субсидии и обоснования для ее одобрения;
  2. желаемую форму получения поддержки (госгарантии, субсидии, льготы);
  3. дать согласие на передачу всех сведений о компании в Минэкономразвития и Минфин России для проверки;
  4. приложить программу мероприятий по снижению (оптимизации) расходов системообразующей организации.

На получение господдержки могут претендовать только отечественные предприятия с участием в уставном капитале иностранных юрлиц не более 50%, а также не имеющие задолженности по различным платежам (налоги, сборы) свыше 10 тыс. рублей

В международном партнерстве бизнес поддержали: 

  • расширение списка импортных поставщиков с рынков Азии и Ближнего Востока.

При этом речь идет о максимально выгодных для нашей страны условиях.

В качестве примера: Россия и Иран договорились о взаимных поставках продукции на бартерной основе. Москва обеспечит Иран сталью, а Тегеран за это поможет России с покупкой газовых турбин, запчастей для автомобилей и другого оборудования.

Эффективность бартерных отношений между странами уже доказана аналогичными проектами — «Нефть в обмен на товары» в 2017 или программа «Нефть в обмен на продовольствие», действовавшая в 1995-2003 годах.

Бартер — оптимальная система взаимодействия между государствами, находящимися под санкциями, и России вдвойне выгоден обмен металлов на оборудование для «зеленой» энергетики.

Например, поставки иранских паровых турбин для электростанций позволят нивелировать издержки от ухода Siemens и других европейских поставщиков с российского рынка. 

  • создание «Биржи импортозамещения», на которой заказчики размещают свои потребности, а отечественные производители предлагают в ответ свои решения, минуя дополнительные затраты на посредников и трудоемкие этапы согласования.

В базу будут могут включить и зарубежных поставщиков, готовых сотрудничать с Россией.

Государство помогает бизнесу и на законодательном уровне: 

  1. внесены поправки в закон о контрактной системе, что позволяет предприятиям реагировать на волатильность рынков без штрафов и неустоек;
  2. продлились сроки действия лицензий, узаконено их упрощенное получение;
  3. действует программа льготного лизинга, при которой дается субсидия в размере 50% на сумму авансовых платежей по договорам аренды промышленного оборудования для предприятий машиностроения;
  4. разрешение Правительства ввозить в Россию многокомпонентные товары в рамках нескольких внешнеэкономических сделок в течение шести лет.

Раньше это было возможно только в едином общем разрешении: сейчас же оно упростит импорт станков и оборудования.

 

Перспективы на будущее 

За счет господдержки и новых технологий в производстве комплектующих машиностроение сможет пережить и этот кризис.

Например, вопрос с запчастями планируют решить в «РусАТе» при помощи 3D-печати. Первые месяцы тестирования технологии уже показали, что по качеству 3D-детали могут даже превосходить «традиционные». При помощи этого метода можно модернизировать изделия и улучшать их механические характеристики. 

Сейчас в России освобождается все больше ниш для импортозамещения.

Комплектующие из железа, производство картона и тетрапака, изделий из кварцевого стекла, создание цифровых продуктов — неполный перечень сфер, стартапы в которых будут иметь стопроцентный успех.

И такие санкционные притеснения легко станут драйвером развития собственных производств в России в течение трех-пяти лет.

Фото на обложке: Gorodenkoff/Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году
  2. 2 Заменить Confluence? Просто!
  3. 3 Стартует MUIV.LAB 2023: компании с импортозамещающими b2b-решениями смогут масштабироваться и получить инвестиции
  4. 4 Нужно провести бесшовный ребрендинг и сохранить отношение к компании? Вот как это сделать
  5. 5 Сколько можно не обновляться — и что произойдет, если бизнесу этого не делать?