Top.Mail.Ru
Колонки

Скрам-мастер: что это за специалист и как им стать?

Колонки
Марина Лях
Марина Лях

Скрам-мастер в СИБУРе

Полина Константинова

Rusbase вместе с командой цифровизации СИБУРа продолжают разбираться в новых специалистах, которые двигают промышленную революцию в России. Мы уже рассказывали про дата-сайентиста и архитектора индустрии 4.0. Сегодня о своей профессии рассказывает Марина Лях — скрам-мастер в СИБУРе.

Скрам-мастер: что это за специалист и как им стать?
  1. Колонки

Кто такой скрам-мастер?

Это довольно популярный вопрос, он всегда возникает, когда речь заходит о моей работе. Например, на днях я оформляла медицинскую карту, и сотрудник регистратуры попросил меня записать должность на бумаге, так как со слов она звучала непонятно.

Односложно объяснить, что это за профессия, не получается, поэтому обычно у меня есть два варианта ответа — попроще и посложнее. В первом случае я говорю, что скрам-мастер — это человек, который работает с группой продуктовой разработки, помогает ей стать зрелой и продуктивной командой.

Могу углубиться в матчасть и рассказать, что скрам — это самый популярный фреймворк agile (гибких методологий разработки программного обеспечения). Agile-фреймворки базируются на ценностях, сформулированных в agile-манифесте.

У скрама есть своя настольная книга — скрам-гайд, переведенный на множество языков, в котором описано руководство по применению подхода. Он дает определение скраму, теоретическую выкладку о подходе, описывает ценности, роли и механизм работы.

Если вкратце, то продукт разрабатывается итеративно, длина итерации (спринта) обычно варьируется от 1 до 4 недель, но может быть выбран и другой интервал. Каждый спринт включает в себя полный цикл работ: от постановки задач до демонстрации готового функционала.



Готовый функционал – это результат каждого спринта, который можно показать пользователю, не дожидаясь завершения разработки всего продукта целиком. Итеративный подход позволяет команде работать слаженнее, быстрее получать обратную связь и вносить необходимые коррективы по ходу разработки, чтобы в итоге получился продукт, который действительно нужен пользователям.

Скрам-мастер помогает команде освоиться с фреймворком и решать различные трудности на пути к созданию идеального продукта.

Несмотря на наличие в названии должности слова «скрам», скрам-мастер не ограничен работой только по этому фреймворку. Он может использовать любые подходы и практики как Agile, так и других концепций, например, Kanban, Lean Startup, а также миксовать разные подходы. 

Его задача заключается в умении найти подходящий вариант работы с учетом особенностей команды и проекта. Например, в СИБУРе я работаю с несколькими командами, но не все они работают по скраму. Допустим, когда речь идет о поиске и тестировании гипотез, и нет возможности планировать и оценивать работу итеративно, стоит использовать другие более подходящие подходы и инструменты, например, Kanban.

Как он это делает?

Обычно в команду, которая работает по скраму, входят владелец продукта, разработчики и скрам-мастер. Она может включать фронтенд-, бэкенд-разработчиков, продуктовых дизайнеров, тестировщиков ПО. Хорошо, когда такие команды небольшого размера, поскольку это позволяет упростить коммуникацию между специалистами. По ходу спринта команда занята в следующих активностях:

  1. Планирование. Все собираются, обсуждают и оценивают задачи, которые будут взяты в работу в этот спринт.
  2. Стендапы. Эти встречи, конечно, не обходятся без шуток, но речь тут о другом. Каждый день в одно и то же время вся команда собирается, чтобы в течение 15 минут обсудить ход спринта. Делают они это стоя, чтобы не растягивать удовольствие и не затягивать встречу, отсюда и название. Обычно беседа строится таким образом, чтобы каждый член команды ответил на три вопроса: что было сделано в рамках спринта вчера, что планируется сделать сегодня и есть ли какие-то проблемы по ходу итерации, которые необходимо устранить. Это позволяет сразу узнавать, если что-то идет не по плану, а также создает единое информационное поле.
  3. Обзор спринта. Проводится в конце спринта и включает в себя скрам-команду и стейкхолдеров (заинтересованных в продукте сторон). На обзоре команда демонстрирует готовый за спринт функционал и получает обратную связь от стейкхолдеров.
  4. Ретроспектива. Команда оглядывается назад и рефлексирует на тему того, что в спринте прошло на ура, а что не удалось и почему, придумывает что и как можно улучшить в последующих спринтах.

По ходу разработки продукта все циклично повторяется. При этом красной нитью через все эти активности проходит груминг бэклога. Знаете, есть такие ребята, грумеры, которые регулярно ухаживают за животными и приводят их в порядок? Вот такой же уход нужен и бэклогу — списку функциональности, который планируется реализовать в продукте. 

Он может быть сформулирован и помещен в task-трекеры (Jira, trello), размещен в виде стикеров на стене или быть в каком-то другом формате, все зависит от предпочтений владельца продукта и команды. А груминг бэклога – это процесс уточнения деталей по задачам, их формулирование и подготовка к планированию, определение ценности, которую они принесут пользователю. Регулярный груминг – залог здорового бэклога.

Во всех этих активностях скрам-мастер выступает фасилитатором – человеком, который помогает команде успешно коммуницировать и достигать целей встреч. Вспомните, как часто вы бывали на встречах, которые уже с первой минуты становились сумбурными и в итоге шли совершенно не по плану?



Так вот основная задача фасилитатора — фокусировать внимание участников на цели встречи и помогать достигать ее. Именно он организует взаимодействие в команде так, чтобы встречи не превращались в холивар, а работа продвигалась. 

Скрам-мастер готовится ко всем встречам, выбирает подходящий формат, собирает обратную связь. Например, с кем-то лучше вести диалог в игровой форме, кому-то удобнее рисовать на доске, а кому-то лучше работается в строгой деловой обстановке.

Другая важная функция скрам-мастера — просветительская. А что такое бэклог? Что мы будем с ним делать? А что это вообще за скрам такой и зачем он нам нужен? Он отвечает на подобные вопросы, объясняет суть agile и скрама в частности, их основные принципы и ценности.

При этом скрам-мастер не только организует команду, но и обучает ее самоорганизовываться. Если через какое-то время ребята начинают собираться, эффективно проводить встречи самостоятельно и договариваться, значит, ты все сделал правильно. Самое главное, настраивая работу команды, не увлечься процессом, а помнить, что главное – результат.

Если говорить не о теории, а о практике, то в СИБУРе я участвую в нескольких проектах. Одни связаны с индустриальным интернетом вещей. Это датчики температуры, вибраций для оборудования, взрывозащищенные устройства и софт под них. 

Другие проекты – это AR/VR. Я участвую в разработке продукта «Удаленный эксперт», в рамках которого с помощью очков дополненной реальности эксперты могут провести удаленную диагностику оборудования, не выезжая на предприятие. Еще одна команда, с которой я работаю, занимается видеоаналитикой. Она решает задачи детектирования нештатных ситуаций на заводах СИБУРа.

Как стать скрам-мастером?

Мой путь к скраму сложно назвать прямым. В детстве меня увлекали иностранные языки. Помню, как бабушка мне рассказывала про сына маминой подруги, который сходу может понять, о чем поется в песне на иностранном языке. Я тогда думала, что это невероятно, и тоже так хотела, поэтому мечтала стать переводчиком. В каком-то смысле я им и стала, потому что большинство проектов я вела на английском языке, а еще – в работе постоянно приходилось переводить с технического на бизнес-язык и обратно.

Когда тебе 17 лет, ты не очень понимаешь, кем ты хочешь быть и работать всю оставшуюся жизнь, понимание приходит с опытом. После школы я училась менеджменту, а потом пошла в магистратуру на кафедру финансов.

Параллельно с учебой я работала в Лаборатории роста кристаллов Института неорганической химии (ИНХ СО РАН) в новосибирском Академгородке. Там я занималась внешнеэкономической деятельностью, взаимодействовала с иностранными клиентами. Но когда учеба закончилась, я всерьез задумалась, чем заниматься дальше.

Постоянно мониторила рынок труда и обратила внимание, что в сфере ИТ появилось много вакансий менеджеров проектов. Уже тогда я понимала, что за ИТ будущее, и решила попробовать. После пяти лет работы почувствовала, что пора переходить на гибкие методологии разработки в силу специфики моих текущих проектов. Так из менеджера проектов я стала скрам-мастером.



Теперь точно могу сказать, что нужно не бояться пробовать работать в разных сферах и в разных ролях. Только так можно найти то, что действительно по душе.

В СИБУРе несколько лет назад стартовала цифровизация и появилось много новых ролей. Когда мне предложили пройти собеседование в сфере нефтехимии, я удивилась, потому что скрам-мастеров обычно ищут компании, разрабатывающие программное обеспечение. А какая в нефтехимии разработка ПО? Пообщавшись с командами, я узнала про множество цифровых продуктов собственной разработки, которые СИБУР делает в рамках цифровизации.

У промышленности своя специфика. Здесь я взаимодействую не только с командой разработки, но и с владельцами процессов – они работают непосредственно на производствах и полностью погружены в то, что мы оцифровываем. Еще одна особенность в том, что ИТ-компании часто производят продукты для внешних заказчиков. Ты отдаешь его клиенту и часто не знаешь его дальнейшую судьбу. А в СИБУРе пользователи — вот они, рядом. К ним можно съездить на производство, поговорить, потом посмотреть, как продукт внедряется и работает в реальных условиях и сразу получить обратную связь.

На мой взгляд, если человек хочет стать скрам-мастером, общее понимание процессов разработки очень пригодится, потому что организовать людей, если ты не понимаешь, чем они занимаются, будет сложно. Но мне кажется, высшее техническое образование для этого необязательно. 

Я, например, начала разбираться в ИТ на работе, и отсутствие «корочки» по ИТ-специальности мне не мешает: важно находить общий язык с командой, а все необходимое узнаешь в процессе работы.

А вот без базовых знаний agile, разумеется, не обойтись. Здесь пригодится информация из разных источников: скрам-гайд, статьи, книги про agile. Не менее важно общаться с практиками — посещать открытые митапы, где встречаются специалисты, практикующие гибкие методологии. Там можно узнать, как они внедряются в разных компаниях, какие методологии используются, какие бывают проблемы и необычные кейсы. Это поможет быть в тренде и развивать свои компетенции, а еще – это полезный нетворкинг.

Кстати, саморазвитие для скрам-мастера не менее важно, чем изучение методологий, потому что скрам-гайд — вот он, «лежит» в интернете, разобраться в нем достаточно просто. Сложнее развить в себе то, без чего нельзя быть хорошим скрам-мастером.

  • Коммуникативные навыки. В работе скрам-мастера очень много общения, поэтому важно любить это, быть гибким, находить подход к разным людям, слушать и слышать их.
  • Организаторские способности. Существенная часть нашей работы заключается в том, чтобы организовать не только себя, но и команду. Здесь важно помнить, что мы все находимся в горизонтальной коммуникации, у скрам-мастера не предусмотрен административный рычаг, иногда это может стать вызовом.
  • Лидерские качества. Скрам-мастер как неформальный лидер ведет за собой людей, увлекает их новыми идеями и практиками, «заряжает» на командную работу.
  • Умение доносить информацию. Важно уметь структурированно излагать свои мысли, доносить их до аудитории и не бояться выступать.
  • Терпение. В процессе работы приходится много разъяснять, повторять, рассказывать. Нужно быть к этому готовым и набираться терпения.
  • Создание атмосферы. Такому не учат в институтах или на онлайн-курсах, но скрам-мастер должен уметь создавать такую атмосферу, в которой комфортно и приятно работать.

На мой взгляд, в ближайшем будущем роль скрам-мастера будет по-прежнему актуальна. Возможно, со временем некоторые функции изменятся в связи с появлением новых веяний и подходов к разработке ПО и расширением понимания этой роли. 

Фото в материале и на обложке: архив компании

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

Карта GamingTech
Интерактивная карта индустрии GamingTech объединяет российские проекты, ориентированные на геймеров и киберспорт.
90+ компаний